Пояснительная записка
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Ягодка».
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 72 раз в год (2 раз в неделю), длительность проведения НОД – 30 минут.
Рабочая программа имеет цель - формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа и способствует решению следующих задач:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Коррекционные задачи для детей с ЗПР:
Продолжать учить детей осознанно воспринимать речь взрослых (вслушиваться; на основе художественных произведений развивать речевые средства ребенка путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов.
Совершенствование умение выразительно декламировать стихи;
Формирование желания принимать участие в инсценировках, играх-драматизациях, развитие творческих способностей.
Совершенствование навыка аккуратного обращения с книгой; дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой предполагает познавательно-речевое развитие, а это, в значительной степени, работа с информацией и обращение к элементам логического мышления. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Реализация национально-регионального компонента представлена по следующим направлениям: «Летние истории», «На лесной поляне», «Осенние мотивы», «Новогодние встречи».
Отличительные особенности организации образовательного процесса. Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Речевое развитие»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Социально-коммуникативное развитие» формируется речевое общение с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; «Художественно-эстетическое развитие» формируется правильное произношение звуков, правильное дыхание, интонация, развивается слуховое восприятие; «Познавательное развитие» происходит обогащение словаря математическими определениями, названиями. | «Речевое развитие» развитие речи в ознакомлении с литературными произведениями. |
Особенности организации образовательного процесса.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непрерывной образовательная деятельность | ||
Развитие речи | Рассказ, драматизация, рассматривание, беседы после чтения, игровые ситуации, пересказ, разучивание стихотворений. | Групповая |
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема НОД | Целевые ориентирования |
Подготовишки. | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | |
Летние истории - традиционная форма. | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | |
Звуковая культура речи (проверочное). | Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. | |
Лексико-грамматические упражнения | Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. | |
«Для чего нужны стихи?» | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. | |
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. | |
Работа с сюжетной картиной | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | |
Беседа о А. Пушкине | Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | |
Лексико-грамматические упражнения | Выявить, знают ли дети русские народные сказки. | |
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта. | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | |
Русские народные сказки. | Развивать воображение и творческие способности детей. | |
Вот такая история! | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы. | |
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне». | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | |
На лесной поляне. | Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. Продолжать работу над смысловой стороной слова. | |
Небылицы - перевертыши. | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. | |
Сегодня так светло кругом! | Совершенствовать диалогическую речь детей. | |
Осенние мотивы. | Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | |
Звуковая культура речи. Работа над предложением. | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. | |
Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок». | |
Лексические игры и упражнения. | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». | Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь» | |
Подводный мир. | Повторить с детьми любимые стихотворения. | |
Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. | |
Лексические игры. | Активизировать фантазию и речь детей. | |
Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | |
Звуковая культура речи | Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев» | |
Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок». | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | |
Тяпа и Топ сварили компот. | Учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | |
Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. | |
Лексические игры и упражнения | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | |
Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | |
Новогодние встречи. | Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | |
Произведения Н. Носова. | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | |
Творческие рассказы детей. | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | |
Здравствуй, гостья-зима! | Познакомить детей с былиной «Садко» | |
Лексические игры и упражнения. | Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки | |
Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» | Помогать детям составлять творческие рассказы. | |
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | |
Работа по сюжетной картине. | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. | |
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. | |
Лексические игры и упражнения. | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны. | |
Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант». | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты. | |
Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | |
Работа по сюжетной картине (повторение пройденного материала). | Продолжать совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. | |
Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | Формировать умение делить слова на части. | |
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик». | Совершенствовать диалогическую речь детей. | |
Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | |
Лексические игры и упражнения. | Учить их импровизировать. | |
Весна идет, весне дорогу! | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | |
Лохматые и крылатые. | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | |
Чтение былины «Садко» | Познакомить детей с былиной «Садко» | |
Чтение сказки «Снегурочка» | Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки | |
Лексико-грамматические упражнения. | Воспитывать чуткость к слову. | |
Сочиняем сказку про Золушку. | Помогать детям составлять творческие рассказы. | |
Рассказы по картинкам. | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | ||
Пересказ сказки «Лиса и козел». | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | |
Сказки Г.Х. Андерсена | Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. | |
Рассказы по картинкам (повторение) | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. | |
Весенние стихи | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны. | |
Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май». | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны. | |
Лексико-грамматические упражнения. | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты. | |
Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты. | |
Лексико-грамматические упражнения (повторение). | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. | |
Диагностическое | Умение составлять рассказы из личного опыта, о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. | |
Диагностическое | ||
Диагностическое |
Тематический план
№ п/п | Тема НОД | Количество НОД | в том числе: практическая деятельность |
«Подготовишки» | 1 | ||
Летние истории | 1 | ||
Звуковая культура речи (проверочное) | 8 | 8 | |
Лексико-грамматические упражнения | 10 | 10 | |
«Для чего нужны стихи?» | 1 | 1 | |
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» | 1 | ||
Работа с сюжетной картиной | 4 | 4 | |
Беседа о А. Пушкине | 1 | ||
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | 1 | ||
Русские народные сказки. | 1 | ||
Вот такая история! | 1 | ||
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне». | 1 | ||
На лесной поляне. | 1 | 1 | |
Небылицы-перевертыши. | 1 | 1 | |
Сегодня так светло кругом! | 1 | ||
Осенние мотивы. | 1 | 1 | |
Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». | 1 | ||
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | ||
Подводный мир. | 1 | 1 | |
Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь- ка из окошка…» | 1 | ||
Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | 1 | 1 | |
Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок». | 1 | ||
Тяпа и Топ сварили компот. | 1 | 1 | |
Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | 1 | ||
Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | 1 | ||
Новогодние встречи. | 1 | 1 | |
Произведения Н.Носова. | 1 | ||
Творческие рассказы детей. | 1 | 1 | |
Здравствуй, гостья-зима! | 1 | ||
Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | ||
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | 1 | ||
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант». | 1 | ||
Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода» | 1 | ||
Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». | 1 | ||
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик». | 1 | ||
Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день». | 1 | ||
Весна идет, весне дорогу! | 1 | ||
Лохматые и крылатые. | 1 | 1 | |
Чтение былины «Садко» | 1 | ||
Чтение сказки «Снегурочка» | 1 | ||
Сочиняем сказку про Золушку. | 1 | 1 | |
Рассказы по картинкам. | 2 | ||
Пересказ сказки «Лиса и козел». | 1 | ||
Сказки Г.Х. Андерсена | 1 | ||
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» | 1 | ||
Весенние стихи | 1 | ||
Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май». | 1 | ||
Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». | 1 | ||
Диагностическое | 3 | 3 | |
Всего: | 72 | 35 |
Распределение учебного материала по разделам
Раздел | Программное содержание |
Развивающая речевая среда | Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать т.п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнить высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений. |
Формирование словаря | Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка. |
Звуковая культура речи | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. |
Грамматический строй речи | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, и т.д.). |
Связная речь | Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. |
Художественная литература | Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Продолжать объяснять основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. |
Требования к результатам освоения образовательной области воспитанниками.
К концу года дети должны уметь:
составлять рассказы из личного опыта;
определять количество и последовательность слов в предложении;
различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием;
пересказывать несложные тексты.
Способы проверки освоения содержания программы
Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического пособия Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А.Афонькина. Мониторинг проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.
Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.
С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.
Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1).
Приложение 1
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Речевое развитие»
Возрастная группа:
Воспитатели:
Дата заполнения:
№ | Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Речевое развитие» | |||||||||||||||
владение речью как средством общения и культуры | обогащение активного словаря | развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | развитие речевого творчества | развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | личный уровень | ||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Литература и средства обучения
Для педагогов
Методическая литература:
Афонькина Ю.А. «Педагогический мониторинг в новом комплексе образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа.- Волгоград: Учитель, 2015.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
Для воспитанников
Учебно- наглядное пособие:
Считалочка «Шли бараны» А. Шабунина;
Любая картина из серий, предназначенных для работы по развитию речи;
Карточка с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники);
Стихотворение Г. Лагдзынь «Расскажи», стихотворение А. Плещеева «Внучка»;
Картина «На лесной поляне»;
Книги на тему осени;
Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
К. Бальмонта «Осень»;
Стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»;
Упражнение «Что лишнее?»;
Стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Игра «Один – много»;
Картинки для составления рассказа;
Стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»;
Упражнение «Так бывает или нет?»;
Упражнение «Подскажи слово»;
Загадка про часы;
С. Макеевой «Бояка мухи не обидит»;
Игра «Скажи по-другому»;
Рассказ В. Бианки «Музыкант»;
Стихотворение С. Есенина «Береза»;
Сказка В. Даля «Старик-годовик»;
3–4 нелепицы;
Картинки с изображением собаки, кошки, птиц;
Э. Мошковская «Обида»;
Незакончаные рассказы про Золушку;
Набор демонстрационных картинок;
Стихотворение С. Есенина «Черемуха»;
Рассказ В. Бианки «Май»;
Картинка с образцами тканей;
Сказка В. Бианки «Сова»;
Рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива».
Оборудование и игрушки:
фланелеграф;
листы бумаги;
простые карандаши на каждого ребенка;
Карточки из математического набора или две фишки на каждого ребенка;
листы бумаги;
простой карандаш для составления плана;
геометрические фигуры или фишки;
ластик.
Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие»для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности.
План. дата | Факт. дата | №, тема НОД | Опорные слова, выражения | Содержание по образовательной программе | НРК* | Материал | |||
Связная речь | Словарь | ГСР | ЗКР | ||||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
№1.Подготовишки. | Кран, водопровод. | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. | Помогать детям правильно строить высказывания. | ||||||
№2.Летние истории - традиционная форма. | Голубой, свежий, глубокий. | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | Помогать детям правильно строить высказывания. | «Летние истории» | Картинка-путаница, карточки из математического набора. | ||||
№3. Звуковая культура речи (проверочное). | Кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус. | Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. | Произносить правильно и четко звукосочетания с разной силой голоса и интонацией. | ||||||
№4. Лексико-грамматические упражнения | «Какой?» (Синий.), «Какая?» (Сладкая.), «Какое?» (Холодное.) | Активизировать разнообразный словарь детей. | Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. | Считалочка «Шли бараны» А. Шабунина | |||||
№5. «Для чего нужны стихи?» | Человеческая радость, огорчение, серьезные, шуточные. | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. | Сборники стихов: одного автора разных авторов, обычные и подарочные издания. | ||||||
№6. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» | Поучительная, Джанни Родари. | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. | Текст итальянской сказки «Как осел петь перестал» | ||||||
№7. Работа с сюжетной картиной | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | Любая картина из серий, предназначенных для работы по развитию речи. | |||||||
№8. Беседа о А. Пушкине | Поэма. | Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | Стихи А. Пушкина | ||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
№9. Лексико-грамматические упражнения | Осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение. | Активизировать речь детей. | |||||||
№10. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | Род-родные: родители, родился, родословная, роддом. | Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» | Текст стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | ||||||
№11. Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. | Определять количество и порядок слов в предложении. | Звук «Ц», «Р», слог «Ча». | Карточка с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Стихотворение Г.Лагдзынь «Расскажи», стихотворение А. Плещеева «Внучка». | |||||
№12. Русские народные сказки. | Выявить, знают ли дети русские народные сказки. | ||||||||
№13. Вот такая история! | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта. | Рассказы из личного опыта. | |||||||
№14. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне». | Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | Текст сказки А. Ремизова «Хлебный голос». | |||||||
№15. На лесной поляне. | Развивать воображение и творческие способности детей. | Активизировать их речь. | Рассматривание фотографий с осенним пейзажем. | Картина «На лесной поляне» | |||||
№16. Небылицы - перевертыши. | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы. | Н. Матвеева «Путаница». | |||||||
НОЯБРЬ | |||||||||
№17. Сегодня так светло кругом! | Поэзия. | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | Активизировать речь детей. | Книга «Осенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей», А. Майкова «Осень», К. Бальмонт «Осень». | |||||
№18. Осенние мотивы. | Розовый куст, наполовину золотистый, сиреневая дымка (просинь). | Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. | Рассматривание альбома «Осенние мотивы» | ||||||
№19. Звуковая культура речи. Работа над предложением. | Хрустальный. | Продолжать работу над смысловой стороной слова. | Активизировать речь детей. | Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Звук «Р» | Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень». | ||||
№ 20. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. | Текст рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». | |||||||
№ 21. Лексические игры и упражнения. | Бутон, батон, бидон, бетон, питон. | Активизировать речь детей. | Совершенствовать фонематическое восприятие речи. | Стихотворение Н.Матвеевой «Путаница» | |||||
№ 22. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». | Читатели | Познакомить детей с литературной сказкой Теплый хлеб». | Текст сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». | ||||||
№ 23. Подводный мир. | Совершенствовать диалогическую речь детей. | Умение составлять рассказы на заданную тему. | Упражнение «Что лишнее?», листы бумаги и простые карандаши на каждого ребенка. | ||||||
№ 24. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Усердно. | Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Текст стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | ||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
№25. Лексические игры. | Ключ, лук, коса, кисть, барсук. | Обогащать и активизировать речь детей. | Стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Игра «Один – много». | ||||||
№26. Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. | Активизировать речь детей. | Сказки А. Пушкина (рисунки А. Елисеева). | ||||||
№27. Звуковая культура речи | Слова начинающие на «ша-», звук «ш», горошек. | Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. | |||||||
№28. Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок». | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок». | Текст рассказа Л. Толстого «Прыжок». | |||||||
№29. Тяпа и Топ сварили компот. | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Картинки для составления рассказа. | |||||||
№30. Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» | Вече. | Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь» | Текст сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» | ||||||
№31. Лексические игры и упражнения | Цыпленок, яйцо, желудь, семечко, икринка, гусеница, росток. | Активизировать словарь детей. | Совершенствовать слуховое восприятие речи. | Упражнение «Подскажи слово». Стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Упражнение «Так бывает или нет?». | |||||
№32. Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Повторить с детьми любимые стихотворения. | Стихотворение С.Маршака «Тает месяц молодой» | |||||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
№33. Новогодние встречи. | Двенадцать. | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. | Активизировать речь дошкольников. | Встреча нового года у коренных народов Севера. | Загадка про часы. | ||||
№34. Произведения Н. Носова. | Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Незнайка и его друзья» | Произведения Н.Носова. | |||||||
№35. Творческие рассказы детей. | Бояка, бяка, забияка. | Активизировать фантазию и речь детей. | С. Макеевой «Бояка мухи не обидит». | ||||||
№36. Здравствуй, гостья-зима! | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | Книга «Зимние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей» | |||||||
№37. Лексические игры и упражнения. | Барсук, барсучок, паучок. | Активизировать словарный запас детей. | Игра «Скажи по-другому» | ||||||
№38. Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» | Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев» | Текст сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» | |||||||
№39. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | Текст русской народной сказки «Никита Кожемяка» | |||||||
№40. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Звук «л», «ль» | Учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие. | Карточки из математического набора или две фишки на каждого ребенка. | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
№41. Работа по сюжетной картине. | Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. | Активизировать речь детей. | Любая сюжетная картина, листы бумаги, простой карандаш для составления плана. | ||||||
№42. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Былина. | Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. | Текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря». | ||||||
№43. Лексические игры и упражнения. | Ключ, листок, кран. | Обогащать и активизировать речь детей. | Совершенствовать слуховое восприятие речи. | ||||||
№44. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант». | Музыкант. | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. | Текст рассказа В. Бианки «Музыкант». | ||||||
№45. Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | Текст рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода» | |||||||
№46. Работа по сюжетной картине (повторение пройденного материала). | Продолжать совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. | Активизировать речь детей. | Любая сюжетная картина, листы бумаги, простой карандаш для составления плана. | ||||||
№47. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Былина. | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | Текст былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | ||||||
№48. Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | Звук «з», «зь». | Формировать умение делить слова на части. | Совершенствовать фонематическое восприятие. | Стихотворение С. Есенина «Береза». Геометрические фигуры или фишки. | |||||
МАРТ | |||||||||
№49. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик». | Годовик. | Совершенствовать диалогическую речь детей. | Текст сказки В. Даля «Старик-годовик» | ||||||
№50. Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | Блестящий день. | Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | Текст стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | ||||||
№51. Лексические игры и упражнения. | Хвостаствуйте, кусайствуйте. | Учить их импровизировать. | Активизировать речь детей. | 3–4 нелепицы. | |||||
№52. Весна идет, весне дорогу! | Дар. | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | Стихи Ф. Тютчева, Е. Баратынского о весне. | ||||||
№53. Лохматые и крылатые. | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | Картинки с изображением собаки, кошки, птиц. | |||||||
№54. Чтение былины «Садко» | Познакомить детей с былиной «Садко» | Текст былины «Садко» | |||||||
№55. Чтение сказки «Снегурочка» | Умная, работящая, смышленая, веселая, любящая. | Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки | Текст сказки «Снегурочка» | ||||||
№56. Лексико-грамматические упражнения. | Рыбешка морская, косматая. | Воспитывать чуткость к слову. | Активизировать и обогащать словарь. | Помогать правильно употреблять сложноподчинен ные предложения. | Э. Мошковская «Обида» | ||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
№57. Сочиняем сказку про Золушку. | Золушка, добрая Фея, крестная. | Помогать детям составлять творческие рассказы. | Незакончаные рассказы про Золушку. | ||||||
№58. Рассказы по картинкам. | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Набор демонстрационных картинок | |||||||
№59. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Удалая - лихая, быстро несущаяся. | Продолжать совершенство- вать фонемати-ческое восприя-тие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. | |||||||
№60. Пересказ сказки «Лиса и козел». | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | Текст русской народной сказки «Лиса и козел». | |||||||
№61. Сказки Г.Х. Андерсена | Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. | Текст сказок Г.Х. Андерсена. | |||||||
№62. Рассказы по картинкам (повторение) | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Набор демонстрационных картинок | |||||||
№63. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» | Родина – родился (родственные слова) | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. | Текст стихотворения З. Александровой «Родина» | ||||||
№64. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Сок, ноты, роса, пыль. | Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | Стихотворение С. Есенина «Черемуха». | ||||||
МАЙ | |||||||||
№65. Весенние стихи | Долгожданное, сказочно красивое время года. | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. | Книга «Весенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей» | ||||||
№66. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май». | Малахитовые, блеклые. | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны. | Рассказ В. Бианки «Май». | ||||||
№67. Лексико-грамматические упражнения. | Предметы в единственном и множественном числе. | Активизировать речь детей. | Картинка с образцами тканей. | ||||||
№68. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива». | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты. | Правильно строить предложения. | Сказка В. Бианки «Сова», рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива». | ||||||
№69. Лексико-грамматические упражнения (повторение). | Предметы в единственном и множественном числе. | Активизировать речь детей. | Картинка с образцами тканей. | ||||||
№70-72. Диагностическое | Умение составлять рассказы из личного опыта, о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. | Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. | Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. | Учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. | Картины, схемы рассказов, тексты для пересказов. |