Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57029 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



рабочая программа по "развитию речи для детей с задержкой психического развития"

Рабочая программа имеет цель - формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа и способствует решению следующих задач  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.  Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Ягодка».

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 72 раз в год (2 раз в неделю), длительность проведения НОД – 30 минут.

Рабочая программа имеет цель - формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа и способствует решению следующих задач:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Коррекционные задачи для детей с ЗПР:

Продолжать учить детей осознанно воспринимать речь взрослых (вслушиваться; на основе художественных произведений развивать речевые средства ребенка путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов.

Совершенствование умение выразительно декламировать стихи;

Формирование желания принимать участие в инсценировках, играх-драматизациях, развитие творческих способностей.

Совершенствование навыка аккуратного обращения с книгой; дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой предполагает познавательно-речевое развитие, а это, в значительной степени, работа с информацией и обращение к элементам логического мышления. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Реализация национально-регионального компонента представлена по следующим направлениям: «Летние истории», «На лесной поляне», «Осенние мотивы», «Новогодние встречи».

Отличительные особенности организации образовательного процесса. Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Речевое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного

процесса

«Социально-коммуникативное развитие»

формируется речевое общение с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

«Художественно-эстетическое развитие»

формируется правильное произношение звуков, правильное дыхание, интонация, развивается слуховое восприятие;

«Познавательное развитие»

происходит обогащение словаря математическими определениями, названиями.

«Речевое развитие»

развитие речи в ознакомлении с литературными произведениями.

Особенности организации образовательного процесса.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Непрерывной образовательная деятельность

Развитие речи

Рассказ, драматизация, рассматривание, беседы после чтения, игровые ситуации, пересказ, разучивание стихотворений.

Групповая

Содержание рабочей программы

№ п/п

Тема НОД

Целевые ориентирования

Подготовишки.

Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Летние истории - традиционная форма.

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

Звуковая культура речи (проверочное).

Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Лексико-грамматические упражнения

Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.

«Для чего нужны стихи?»

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Работа с сюжетной картиной

Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Беседа о А. Пушкине

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

Лексико-грамматические упражнения

Выявить, знают ли дети русские народные сказки.

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта.

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Русские народные сказки.

Развивать воображение и творческие способности детей.

Вот такая история!

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне».

Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

На лесной поляне.

Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Небылицы - перевертыши.

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Сегодня так светло кругом!

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Осенние мотивы.

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах.

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».

Лексические игры и  упражнения.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»

Подводный мир.

Повторить с детьми любимые стихотворения.

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта.

Лексические игры.

Активизировать фантазию и речь детей.

Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Звуковая культура речи

Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Тяпа и Топ сварили компот.

Учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Лексические игры и упражнения

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Новогодние встречи.

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Произведения Н. Носова.

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Творческие рассказы детей.

Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Здравствуй, гостья-зима!

Познакомить детей с былиной «Садко»

Лексические игры и упражнения.

Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки

Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Помогать детям составлять творческие рассказы.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Работа по сюжетной картине.

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Лексические игры и упражнения.

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты.

Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Работа по сюжетной картине (повторение пройденного материала).

Продолжать совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа.

Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Формировать умение делить слова на части.

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Лексические игры и упражнения.

Учить их импровизировать.

Весна идет, весне дорогу!

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Лохматые и крылатые.

Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Чтение былины «Садко»

Познакомить детей с былиной «Садко»

Чтение сказки «Снегурочка»

Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки

Лексико-грамматические упражнения.

Воспитывать чуткость к слову.

Сочиняем сказку про Золушку.

Помогать детям составлять творческие рассказы.

Рассказы по картинкам.

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Пересказ сказки «Лиса и козел».

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Сказки Г.Х. Андерсена

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

Рассказы по картинкам (повторение)

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Весенние стихи

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Лексико-грамматические упражнения.

Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты.

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива».

Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты.

Лексико-грамматические упражнения (повторение).

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации.

Диагностическое

Умение составлять рассказы из личного опыта, о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Диагностическое

Диагностическое

Тематический план

п/п

Тема НОД

Количество НОД

в том числе:

практическая деятельность

«Подготовишки»

1

Летние истории

1

Звуковая культура речи (проверочное)

8

8

Лексико-грамматические упражнения

10

10

«Для чего нужны стихи?»

1

1

Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

1

Работа с сюжетной картиной

4

4

Беседа о А. Пушкине

1

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

1

Русские народные сказки.

1

Вот такая история!

1

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне».

1

На лесной поляне.

1

1

Небылицы-перевертыши.

1

1

Сегодня так светло кругом!

1

Осенние мотивы.

1

1

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

1

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

1

Подводный мир.

1

1

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь- ка из окошка…»

1

Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

1

1

Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок».

1

Тяпа и Топ сварили компот.

1

1

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

1

Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

1

Новогодние встречи.

1

1

Произведения Н.Носова.

1

Творческие рассказы детей.

1

1

Здравствуй, гостья-зима!

1

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

1

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

1

Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода»

1

Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

1

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».

1

Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день».

1

Весна идет, весне дорогу!

1

Лохматые и крылатые.

1

1

Чтение былины «Садко»

1

Чтение сказки «Снегурочка»

1

Сочиняем сказку про Золушку.

1

1

Рассказы по картинкам.

2

Пересказ сказки «Лиса и козел».

1

Сказки Г.Х. Андерсена

1

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

1

Весенние стихи

1

Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

1

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива».

1

Диагностическое

3

3

Всего:

72

35

Распределение учебного материала по разделам

Раздел

Программное содержание

Развивающая речевая среда

Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнить высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, и т.д.).

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Продолжать объяснять основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Требования к результатам освоения образовательной области воспитанниками.

К концу года дети должны уметь:

составлять рассказы из личного опыта;

определять количество и последовательность слов в предложении;

различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием;

пересказывать несложные тексты.

Способы проверки освоения содержания программы

Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического пособия Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А.Афонькина. Мониторинг проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.

Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.

Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1).

Приложение 1

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа:

Воспитатели:

Дата заполнения:

Ф.И. ребенка

Направления реализации образовательной области «Речевое развитие»

владение речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

личный уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Литература и средства обучения

Для педагогов

Методическая литература:

Афонькина Ю.А. «Педагогический мониторинг в новом комплексе образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа.- Волгоград: Учитель, 2015.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

Для воспитанников

Учебно- наглядное пособие:

Считалочка «Шли бараны» А. Шабунина;

Любая картина из серий, предназначенных для работы по развитию речи;

Карточка с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники);

Стихотворение Г. Лагдзынь «Расскажи», стихотворение А. Плещеева «Внучка»;

Картина «На лесной поляне»;

Книги на тему осени;

Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

К. Бальмонта «Осень»;

Стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»;

Упражнение «Что лишнее?»;

Стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

Игра «Один – много»;

Картинки для составления рассказа;

Стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»;

Упражнение «Так бывает или нет?»;

Упражнение «Подскажи слово»;

Загадка про часы;

С. Макеевой «Бояка мухи не обидит»;

Игра «Скажи по-другому»;

Рассказ В. Бианки «Музыкант»;

Стихотворение С. Есенина «Береза»;

Сказка В. Даля «Старик-годовик»;

3–4 нелепицы;

Картинки с изображением собаки, кошки, птиц;

Э. Мошковская «Обида»;

Незакончаные рассказы про Золушку;

Набор демонстрационных картинок;

Стихотворение С. Есенина «Черемуха»;

Рассказ В. Бианки «Май»;

Картинка с образцами тканей;

Сказка В. Бианки «Сова»;

Рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива».

Оборудование и игрушки:

фланелеграф;

листы бумаги;

простые карандаши на каждого ребенка;

Карточки из математического набора или две фишки на каждого ребенка;

листы бумаги;

простой карандаш для составления плана;

геометрические фигуры или фишки;

ластик.

Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие»для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности.

План.

дата

Факт. дата

№, тема НОД

Опорные слова, выражения

Содержание по образовательной программе

НРК*

Материал

Связная речь

Словарь

ГСР

ЗКР

СЕНТЯБРЬ

№1.Подготовишки.

Кран, водопровод.

Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками.

Помогать детям правильно строить высказывания.

№2.Летние истории - традиционная форма.

Голубой, свежий, глубокий.

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

Помогать детям правильно строить высказывания.

«Летние истории»

Картинка-путаница, карточки из математического набора.

№3. Звуковая культура речи (проверочное).

Кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус.

Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Произносить правильно и четко звукосочетания с разной силой голоса и интонацией.

№4. Лексико-грамматические упражнения

«Какой?» (Синий.), «Какая?» (Сладкая.), «Какое?» (Холодное.)

Активизировать разнообразный словарь детей.

Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.

Считалочка «Шли бараны» А. Шабунина

№5. «Для чего нужны стихи?»

Человеческая радость, огорчение, серьезные, шуточные.

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Сборники стихов: одного автора разных авторов, обычные и подарочные издания.

№6. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Поучительная, Джанни Родари.

Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Текст итальянской сказки «Как осел петь перестал»

№7. Работа с сюжетной картиной

Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Любая картина из серий, предназначенных для работы по развитию речи.

№8. Беседа о А. Пушкине

Поэма.

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

Стихи А. Пушкина

ОКТЯБРЬ

№9. Лексико-грамматические упражнения

Осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение.

Активизировать речь детей.

№10. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Род-родные: родители, родился, родословная, роддом.

Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»

Текст стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

№11. Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.

Определять количество и порядок слов в предложении.

Звук «Ц», «Р», слог «Ча».

Карточка с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники).

Стихотворение Г.Лагдзынь «Расскажи», стихотворение А. Плещеева «Внучка».

№12. Русские народные сказки.

Выявить, знают ли дети русские народные сказки.

№13. Вот такая история!

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта.

Рассказы из личного опыта.

№14. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне».

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Текст сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

№15. На лесной поляне.

Развивать воображение и творческие способности детей.

Активизировать их речь.

Рассматривание фотографий с осенним пейзажем.

Картина «На лесной поляне»

№16. Небылицы - перевертыши.

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Н. Матвеева «Путаница».

НОЯБРЬ

№17. Сегодня так светло кругом!

Поэзия.

Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Активизировать речь детей.

Книга «Осенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей», А. Майкова «Осень», К. Бальмонт «Осень».

№18. Осенние мотивы.

Розовый куст, наполовину золотистый, сиреневая дымка (просинь).

Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Рассматривание альбома «Осенние мотивы»

№19. Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Хрустальный.

Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Активизировать речь детей.

Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Звук «Р»

Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

№ 20. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Текст рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

№ 21. Лексические игры и  упражнения.

Бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Активизировать речь детей.

Совершенствовать фонематическое восприятие речи.

Стихотворение Н.Матвеевой «Путаница»

№ 22. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

Читатели

Познакомить детей с литературной сказкой Теплый хлеб».

Текст сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

№ 23. Подводный мир.

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Умение составлять рассказы на заданную тему.

Упражнение «Что лишнее?», листы бумаги и простые карандаши на каждого ребенка.

№ 24. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Усердно.

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Текст стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

ДЕКАБРЬ

№25. Лексические игры.

Ключ, лук, коса, кисть, барсук.

Обогащать и активизировать речь детей.

Стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Игра «Один – много».

№26. Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах.

Активизировать речь детей.

Сказки А. Пушкина (рисунки А. Елисеева).

№27. Звуковая культура речи

Слова начинающие на «ша-», звук «ш», горошек.

Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.

№28. Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок».

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».

Текст рассказа Л. Толстого «Прыжок».

№29. Тяпа и Топ сварили компот.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Картинки для составления рассказа.

№30. Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Вече.

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь»

Текст сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

№31. Лексические игры и упражнения

Цыпленок, яйцо, желудь, семечко, икринка, гусеница, росток.

Активизировать словарь детей.

Совершенствовать слуховое восприятие речи.

Упражнение «Подскажи слово». Стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Упражнение «Так бывает или нет?».

№32. Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Повторить с детьми любимые стихотворения.

Стихотворение С.Маршака «Тает месяц молодой»

ЯНВАРЬ

№33. Новогодние встречи.

Двенадцать.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта.

Активизировать речь дошкольников.

Встреча нового года у коренных народов Севера.

Загадка про часы.

№34. Произведения Н. Носова.

Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Незнайка и его друзья»

Произведения Н.Носова.

№35. Творческие рассказы детей.

Бояка, бяка, забияка.

Активизировать фантазию и речь детей.

С. Макеевой «Бояка мухи не обидит».

№36. Здравствуй, гостья-зима!

Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Книга «Зимние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей»

№37. Лексические игры и упражнения.

Барсук, барсучок, паучок.

Активизировать словарный запас детей.

Игра «Скажи по-другому»

№38. Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Текст сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

№39. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Текст русской народной сказки «Никита Кожемяка»

№40. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Звук «л», «ль»

Учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие.

Карточки из математического набора или две фишки на каждого ребенка.

ФЕВРАЛЬ

№41. Работа по сюжетной картине.

Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа.

Активизировать речь детей.

Любая сюжетная картина, листы бумаги, простой карандаш для составления плана.

№42. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былина.

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря».

№43. Лексические игры и упражнения.

Ключ, листок, кран.

Обогащать и активизировать речь детей.

Совершенствовать слуховое восприятие речи.

№44. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

Музыкант.

Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Текст рассказа В. Бианки «Музыкант».

№45. Чтение рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Текст рассказа Е. Воробьева «Отрывок провода»

№46. Работа по сюжетной картине (повторение пройденного материала).

Продолжать совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа.

Активизировать речь детей.

Любая сюжетная картина, листы бумаги, простой карандаш для составления плана.

№47. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Былина.

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Текст былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

№48. Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

Звук «з», «зь».

Формировать умение делить слова на части.

Совершенствовать фонематическое восприятие.

Стихотворение С. Есенина «Береза». Геометрические фигуры или фишки.

МАРТ

№49. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик».

Годовик.

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Текст сказки В. Даля «Старик-годовик»

№50. Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

Блестящий день.

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Текст стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

№51. Лексические игры и упражнения.

Хвостаствуйте, кусайствуйте.

Учить их импровизировать.

Активизировать речь детей.

3–4 нелепицы.

№52. Весна идет, весне дорогу!

Дар.

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Стихи Ф. Тютчева, Е. Баратынского о весне.

№53. Лохматые и крылатые.

Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

Картинки с изображением собаки, кошки, птиц.

№54. Чтение былины «Садко»

Познакомить детей с былиной «Садко»

Текст былины «Садко»

№55. Чтение сказки «Снегурочка»

Умная, работящая, смышленая, веселая, любящая.

Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки

Текст сказки «Снегурочка»

№56. Лексико-грамматические упражнения.

Рыбешка морская, косматая.

Воспитывать чуткость к слову.

Активизировать и обогащать словарь.

Помогать правильно употреблять сложноподчинен

ные предложения.

Э. Мошковская «Обида»

АПРЕЛЬ

№57. Сочиняем сказку про Золушку.

Золушка, добрая Фея, крестная.

Помогать детям составлять творческие рассказы.

Незакончаные рассказы про Золушку.

№58. Рассказы по картинкам.

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Набор демонстрационных картинок

№59. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Удалая - лихая, быстро несущаяся.

Продолжать совершенство-

вать фонемати-ческое восприя-тие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

№60. Пересказ сказки «Лиса и козел».

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Текст русской народной сказки «Лиса и козел».

№61. Сказки Г.Х. Андерсена

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

Текст сказок Г.Х. Андерсена.

№62. Рассказы по картинкам (повторение)

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Набор демонстрационных картинок

№63. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Родина – родился (родственные слова)

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Текст стихотворения З. Александровой «Родина»

№64. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Сок, ноты, роса, пыль.

Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Стихотворение С. Есенина «Черемуха».

МАЙ

№65. Весенние стихи

Долгожданное, сказочно красивое время года.

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Книга «Весенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей»

№66. Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

Малахитовые, блеклые.

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Рассказ В. Бианки «Май».

№67. Лексико-грамматические упражнения.

Предметы в единственном и множественном числе.

Активизировать речь детей.

Картинка с образцами тканей.

№68. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива».

Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты.

Правильно строить предложения.

Сказка В. Бианки «Сова», рассказ Э. Шима «Очень вредная крапива».

№69. Лексико-грамматические упражнения (повторение).

Предметы в единственном и множественном числе.

Активизировать речь детей.

Картинка с образцами тканей.

№70-72.

Диагностическое

Умение составлять рассказы из личного опыта, о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Картины, схемы рассказов, тексты для пересказов.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области