Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Кукла Параскева Пятница прошлое и настоящее"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № . Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Тема проекта в номинации «традиционная культура»

«Кукла Параскева Пятница: прошлое и настоящее»

Выполнила ученица 8б класса

Яшкина Анастасия

Руководитель: Щипанова

Елена Сергеевна,

учитель географии

г. Шатура,

2018

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Основная часть

Макошь и Параскева Пятница………………………………………………5

Храмы в честь Параскевы Пятницы ……………….......................................8

Традиции, обряды, поверия, связанные с Параскевой Пятницей………..9

Особенности изготовления куклы…………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….12

Введение

Без прошлого –

Нет настоящего.

Человек без прошлого –

это дерево без корней!

Народная мудрость

Наша работа называется «Кукла Параскева Пятница: прошлое и настоящее». Мы расскажем об истории появления куклы, почему она так называется, ее назначении и о традициях наших предков, поговорим о том, делают ли сейчас эту куклу и для чего.

Актуальность нашей работы состоит в том, что культура выступает как важнейший фактор устойчивого развития. Поэтому сохранение культурных ценностей, традиций и обрядов становится очень важным.

В настоящее время в жизни людей наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре. Преемственность поколений обеспечивается, в частности, благодаря восстановлению и развитию национальных обычаев и традиций, аккумулирующих многовековой опыт наших предков, и он должен передаваться из поколения в поколение.

Цель проекта - изучить историю появления куклы «Параскева Пятница», традиции и обряды, связанные с ней и сделать куклу.

Задачи : 1. Исследовать житие Параскевы Пятницы.

Дать представление об изображении Параскевы Пятницы в иконографии и в народном представлении.

Изучить обряды, народные поверья и запреты, связанные с Параскевой Пятницей.

Найти в Москве и Подмосковье храмы в честь Параскевы Пятницы.

Рассказать об особенностях изготовления куклы.

Привлечь внимание к необходимости возрождать и сохранять культуру и традиции нашего народа.

Основная часть

Макошь и Параскева Пятница

Куклы появились очень давно, еще 4 тыс. лет назад, и делали их вплоть до 20 в. Потом эта традиция была почти забыта, но сейчас она активно возрождается. Люди все чаще стали интересоваться историей нашего народа, его культурой.

Основной вклад в развитие рукоделия вносят женщины, поскольку именно они являются основными хранительницами дома и семейного очага. Еще с глубоких времен они занимались изготовлением оберегов для защиты дома от нечистой силы, предметов для повседневных нужд - скатертей, подзоров, полотенец. Созданные ими предметы заговаривались с помощью молитв, обрядов и ритуальных действий.

Сегодня становятся популярными предметы и изделия, сделанные собственноручно. И не просто какие-либо изделия, а все чаще делают то, что делали наши предки, то что имеет многовековую историю. Наша кукла не исключение. Она появилась очень давно.

Кукла Параскева Пятница является обереговой, это оберег рукоделия. Она названа в честь православной святой Параскевы Пятницы, которая жила в III веке в Малой Азии и умерла от рук палача за свою веру во Христа. По молитвам верующих святая скоро помогает в торговле, в животноводстве и во всех женских делах, дарует здоровье и помощь в родах.

Выбрали мы эту куклу неслучайно. Во-первых, святая великомученица Параскева очень любима в нашем Шатурском округе. В селе Лузгарино есть великолепный храм, главный в Шатурском благочинии, который назван в честь этой святой. Нас заинтересовала связь куклы с именем православной святой, ведь в православии непринято делать обереги. Во-вторых, мы знакомы с рукодельницей – мастерицей из села Кривандино, которая изучает культуру и традиции славян, делает эту куклу.

До Крещения Руси, которое состоялось в 988 г. благодаря князю Владимиру, было язычество. И народ не знал православных святых. Поэтому куклу Параскеву Пятницу стали делать уже после Крещения Руси. Но во времена язычества была женская богиня Макошь, которую культурологи считают предшественницей Параскевы.

Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами.

Культ Макоши был распространен на Руси. Согласно этнографическим данным, она представлялась в виде женщины с распущенными волосами, большой головой и длинными руками. Такой же делали и куклу: с длинными светлыми волосами, длинными руками, которыми она успевает помогать женщине по хозяйству, т.к. она покровительствовала женским делам и плодородию. После Крещения Руси идолы были уничтожены и славяне узнали о Христе и о православных святых. Вот тогда нашим предкам стало известно о Великой Христовой Угоднице - о святой великомученице Параскеве Пятнице. Несмотря на то, что идолов больше не было, а людей окрестили, в умах и сердцах языческие традиции остались. И богиню Макошь заменила Параскева. Т.е. язычество смешалось с православием. Для православия не свойственно делать куклы-обереги и называть их именами святых, в православии крест, икона и мощи святых – главные святыни, у которых просят помощи, молясь. Так что обереговые куклы – это отголоски язычества уже православных славян.

Вот немного из жития святой Параскевы. Она действительно существовала.

Параскева родилась в III веке в Иконии (территория современной Турции), которая находилась под властью жестокого императора Диоклетиана (был мучителем и гонителем христиан), в семье богатого сенатора. Ее родители были глубоко верующие. В те времена, христиане особо чтили пятницу, как день недели, в который был распят Господь Иисус. Поэтому девочку решили назвать Параскевой (по-гречески Параскева – это пятница).

Параскева в юном возрасте осталась сиротой, но была привержена христианской вере и решила стать невестой Христовой, т.е. не выходить замуж и проповедовать людям о вере православной. Поэтому всем сватавшимся к ней женихам она давала отказ. Оставленное же родителями состояние она раздавала всем нуждающимся, при этом молясь и проповедуя Евангелие. Многие ее соседи и горожане обратились в христианство.

Это был период гонений на христиан, поскольку император-язычник решил полностью искоренить веру в Господа. Город Икония относился к Лаконии, где правил эпарх Аэтий, исполнявший приказ императора об уничтожении христианства. Он обратил свое внимание на проповедующую девушку Параскеву, предложил стать его женой и поклониться идолам. Но Параскева ответила решительным отказом. Тогда ее стали жестоко мучить. Деву пытали железными когтями, подвесив ее при этом вверх ногами.

Девушка вытерпела все молча, но мучители не допустили ее смерти прямо на площади, а бросили в тюрьму, чтобы она умерла от кровопотери.

Господь явил Свою милость и послал для исцеления Ангела, поэтому, когда утром в темницу пришли стражники, они увидели не труп, а цветущую молодую девушку, которая пела гимны своему Господу. На ее теле не было ни следа от ран.

Аэтий решил, что это боги исцелили Параскеву и вновь предложил ей поклониться капищу. Девушка попросила отвести ее в храм, что было принято за согласие. Но в капище дева коснулась статуй и приказала им превратиться в прах во имя Господа. В тот же момент земля затряслась и капище словно провалилось под землю.

За это девушку вновь неоднократно пытали: жгли огнем, подвешивали на дыбу, резали ножами. Она все принимала молча и со смирением. Это привело к тому, что множество людей, наблюдавшими за пытками, покаялись и уверовали во Христа.

В конце концов, Аэтий решил казнить ее, отрубив голову, чтобы избежать народного восстания. В момент, когда голова Параскевы отделилась от тела, в воздухе разлился аромат цветов, что стало символом Господнего присутствия на том месте.

Аэтий же не прожил долго, Господне наказание постигло и его — он выехал на охоту, а конь поднялся на дыбы и опрокинул правителя, который сломал шею и в тот же момент испустил дух.

У православных христиан святая Параскева Пятница издревле пользовалась особой любовью за ее чистоту, крепкую веру, любовь к людям, стойкость. День ее памяти 10 ноября и десятая пятница после Пасхи.

На иконах Параскева Пятница изображается молодой девушкой с венцом на голове, со строгим выражением лица. Она облачена в синий покров, поверх которого красный мафорий с белой каймой, украшенной золотым узором. Эти цвета не случайны – красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, а синий – божественный цвет. В левой руке великомученица держит свиток с текстом молитвы «Символ веры», а в правой - крест, символизирующий веру во Христа и те страдания, которые понесла Параскева Пятница в своей жизни.

Храмы в честь Параскевы Пятницы

В честь святой Параскевы Пятницы называют множество храмов. Обычно такие храмы стоят у дорог, в центрах городов, так как она помогает и в торговле. Например, в Москве в Охотном ряду и на Пятницкой улице были храмы в честь этой святой, там как раз находились торговые ряды. Но до нашего времени эти церкви не сохранились, осталась только в Качалове (на юге Москвы).

В Московской области есть храмы в честь святой Параскевы Пятницы: в Сергиевом Посаде рядом с Троице-Сергиевой лаврой и, конечно же, в селе Лузгарино, на территории г.о. Шатура. Было еще два храма: в деревни Тельма и селе Дмитровский Погост. Лузгаринский храм в 2016 году отпраздновал свое 100-летие. Это всеми любимая и главная церковь нашей малой родины: два раза в год в дни памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы – в 10-ую пятницу после Пасхи и 10 ноября - проходят торжественные службы, в которых принимают участие почти все батюшки Шатурского благочиния и большое число верующих. Не один раз приезжал к нам в храм сам митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Традиции, обряды, поверия, связанные с Параскевой Пятницей

Параскева считалась также главной покровительницей женской зимней работы - прядения. В день ее памяти 10 ноября всюду обычно начинали мять лен, поэтому ее называли Льняницей. Льняное полотно на Руси ценилось и иногда даже заменяло деньги, поэтому искусство ткачества в России было на очень высоком уровне.

Из поколения в поколение женщины в день Параскевы выносили первый лен на улицу – устраивали «льняные смотрины». Девушки тоже участвовали в таких смотринах: они стремились продемонстрировать свое искусство обрабатывать лен, чтобы удачно выйти замуж. Парни, будущие свекрови, просто любопытствующие собирались у церкви: именно сюда, к ограде, выйдут девушки со своими первинами, обыденными пеленами (т.е. сотканными за одну ночь).

Существует обычай освящать в день памяти святой льняную ткань, которой потом накрывают икону. Считается, что если поставить такую икону у емкости с водой, то она станет освященной. Травницы освящают в этот день травы и коренья, чтобы потом варить из них лечебные отвары на основе святой воды. В деревенских храмах в день памяти святой девушки обычно украшают ее образ травами и лентами и посвящали ей первый обтрепанный стебель льна.

Церковь рекомендует воздерживаться от увеселений в пятницу, оставить тяжелую работу и принять пост, т.к. в этот день был распят Христос.

В народных традициях сохранились суеверия и элементы язычества:

нужно было отказаться в пятницу от рукоделия, работ по дому, почитая таким образом Параскеву Пятницу, а до этого богиню Макошь. Считалось, что она могла наказать того, кто не соблюдал эти правила: лишить зрения, запутать нитки, оставить сорок веретён с приказанием напрясть на них до утра.

Параскева считалась также покровительницей рожениц и браков. По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

В северных районах России существовала еще традиция к 10 ноября: делать куклу Параскеву Пятницу. Было два вида этих кукол. Первая большая обрядовая, ее ставили у водоемов и колодцев, считали, что Параскева освящает воду. А вторая - обереговая, считалась помощницей в домашних хлопотах. Такая куколка обязательно должна была быть у каждой хозяйки.

Особенности изготовления куклы

Сейчас, конечно, не каждая хозяйка делает такую куклу-помощницу. Но мастерицу, делающую Параскеву Пятницу, мы нашли. Зовут ее Татьяна Кротова, она живет в Кривандино, интересуется культурой и традициями наших предков и делает разные куклы (игровые, и обереговые).

Татьяна показала нам мастер- класс по изготовлению куклы «Параскева Пятница». Конструкция куклы Параскевы – это крест из двух палочек женского дерева, например, ивы, перевязанных красными нитками, как символ связи с духами. Объем головы набираем ветошью или очесом, покрываем квадратным белым лоскутом, закрепляем у шеи, одеваем платок, оформляем руки, одежду, на голову одеваем платочек. (для общения с предками и для обращения к высшим силам). Ткани должны быть все натуральные (хлопок или лен) красного (символ общения с предками) и голубого цвета (символ обращения с высшими силами). Так как кукла является помощницей в женских делах и рукоделии, на нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговички пришить - все мелочи, которые могут пригодиться, здесь можно проявить фантазию. Т.к. она обережная должен присутствовать обережный крест. Часто на ее одежду пришивают пуговки и вешают веретено. У нашей куклы веретено в кармане – это изобретение автора. Размера она небольшого (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленькая (а то на ней места не хватит). В этой кукле прослеживается связь и с православием: платок – покрытая голова у святых женщин, красный – цвет страданий, мученичества, синий – небесный цвет, божественный. Эти цвета присутствуют на иконе святой Параскевы. Татьяна украшает кукол на свой манер, используя тесьму с орнаментом, стразы и бусины.

Этапы изготовления куклы показаны в презентации.

Заключение

Делали ли эту куклу в Подмосковье точно неизвестно, но в районах, где выращивают лен, она была и остается популярна. Там же распространены традиции и поверия, связанные с Параскевой Пятницей. Множество ремесел было забыто, или находится на грани исчезновения. Однако сейчас женщины возрождают традиционное рукоделие не только своей малой родины, но и России в целом. Татьяна Кротова, мастерица из села Кривандино, делает множество разных кукол, родина которых не только в Подмосковье. Соблюдая основные неотъемлемые элементы, она привносит в каждую работу что-то свое. Каждая ее кукла – это произведение искусства, и эта кукла Параскева Пятница не исключение.

Результатом работы над проектом стало то, что мы выяснили историю появления и названия куклы, познакомились с обрядами и традициями, связанными со святой Параскевой Пятницей и изготовили куклу, которая может быть обереговой для тех, кто в это верит, или просто украшением дома, или использоваться как игольница и хранительница мелких предметов.

Кукла Параскева Пятница

Макошь

храм Параскевы Пятницы с.Лузгарино

Святая великомученица Параскева Пятница

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области