Технологическая карта урока русского языка
Класс: 4Б, учитель Колесниченко Е.Г.
Тема: Глагол. Изменение глаголов по временам.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний (УКПЗ).
Планируемые результаты:
Предметные:
определять грамматический признак глагола – время;
использовать специальную терминологию для определения этого признака;
составлять устные высказывания на определённую тему;
Метапредметные:
Регулятивные:
уметь сопоставлять способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения;
выполнять задания в соответствии с целью;
контролировать и оценивать свою работу;
Познавательные:
выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
строить речевые высказывания;
Коммуникативные:
уметь строить диалог в группе и паре в соответствии с нормами родного языка;
раскрывать значения понятий и использовать их в активном словаре;
формулировать собственное мнение;
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы;
вести диалог на основе взаимного уважения;
находить выход из проблемных ситуаций;
Образовательная цель:
развивать умение выделять глагол среди других частей речи и определять его время.
Педагогические технологии: ИКТ, учебное сотрудничество, проблемно-диалогическое обучение.
Основные понятия: части речи, глагол, время глаголов.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация
Организация пространства учащихся: фронтальная, в группах, в парах, самостоятельная.
Этапы урока занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Организация пространства учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Дети настроились на урок. | ЛУУД КУУД | Ф |
Актуализация знаний. Определение темы урока. | Устные ответы на вопросы по слайду (Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает? Что такое неопределённая форма глагола? Как изменяются глаголы?) Определение темы урока. | Отвечают на вопросы, определяют основную тему урока. | ||
Уточнение темы урока и постановка цели деятельности. Планирование учебной деятельности. | Загадка Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь. Определение «ВРЕМЯ» из словаря Даля. Работа с пословицами (объясните смысл пословиц; найдите глаголы. Чем они отличаются по грамматическому значению? Определите время глаголов) Уточнение темы урока. Постановка цели и учебных задач урока. Планирование учебной деятельности. | Объясняют смысл пословиц. Находят глаголы. Определяют время глаголов. Уточняют тему урока и ставят учебные задачи. Дети высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении проблемных вопросов. | ||
Обобщение имеющихся знаний. Каллиграфическая минутка. Словарная работа. | Устное обобщение знаний о временах глаголов. Чистописание (буква Вв). Словарная работа с грамматическим заданием. Используются слова: ВЕТЕР, ВОРОНА, ВЕЛОСИПЕД. Задание: подобрать к этим существительным подходящие по смыслу глаголы, употребив их в разном времени. Запись предложений. | Устные ответы на вопросы. Прописывают буквы. Подбирают глаголы к словарным словам по заданию. Определяют время. Делают вывод: – Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. – Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. | РУУД КУУД ПУУД ЛУУД | Г |
Реализация построенного проекта. Работа в паре. . | Работа по слайду презентации с предварительным составлением плана выполнения упражнения. План выполнения упражнения: Прочитаем слова. Выберем все глаголы, начинающиеся на букву …… Запишем эти глаголы в тетрадь. Определим время этих глаголов. Проверим друг друга. Текст задания: | Дети читают задание, находят глаголы, задают вопросы, определяют время. Оказывают взаимопомощь. Проверка. | РУУД КУУД | П |
Физминутка | – Я буду называть вам глаголы, если это: - глагол прошедшего времени – хлопок в ладоши; – глагол настоящего времени – стойте смирно;– глагол будущего времени – ходьба на месте. (Глаголы: бежал, прыгает, напишет, мешает, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, заметёт, радует, зацветет, читает). | Выполняют движения в зависимости от времени глагола. | КУУД | Ф |
Самостоятельная работа с взаимо- и самопроверкой. | Работа по учебнику стр.23 №17 | Орфографические задания выполняют по рядам с последующим комментированием. Списывают текст. Определяют время глаголов. Проверка. | РУУД ЛУУД | С |
Включение в систему знаний и проверка имеющихся знаний. 1.Устное упражнение по слайду. | Игра «Меткие стрелки» На слайде глаголы разного времени. Учащиеся определяют время глагола. В случае верного ответа стрела попадает в центр мишени. | Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают своё мнение. | ПУУД | Ф И |
2. Групповая работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Обобщающее упражнение-игра «Кто подозреваемый?» В группах определяют времена глаголов. На основании этого сопоставляют с условием задания, делают вывод. Закрепляют имеющиеся знания. Условие игры: Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам (чтобы вам было легче работать, определите время глаголов, обозначающих действия подозреваемого) Подозреваемый: ездил, учится, придумает, взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретёт, вникает, обошёл, объездил, поднялся. Кто из описанных ниже людей может быть подозреваемым? Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Людочку. Николай Иванович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию. Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент кулинарного техникума. Аким Петрович Каверин, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор. Руслан Григорьевич Булкин, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем. | Работают по группам. Обобщают знания, выполняют логическое упражнение. Формулируют своё собственное мнение. Учатся сопоставлять и делать выводы. | ПУУД РУУД | С |
3. Самопроверка полученных знаний. | Игра «Плюсики» Индивидуальные карточки для самопроверки. Задания: 1. Глагол «шёл» - в форме настоящего времени. 2. Глагол «поздравлю» - в форме будущего времени. 3. Глагол «унёс» - в форме прошедшего времени. 4. В предложении глагол является определением. 5. У глаголов прошедшего времени невозможно определить род. 6. Глагол «выполняю» - в форме 3 лица. 7. Глагол «справились» - в форме множественного числа. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. Соединяют последовательно плюсики. В случае верных ответов получается цифра 5. | РУУД ЛУУД | И С |
Рефлексия деятельности | -Ребята, давайте подведём итог нашей работы. - С какой частью речи мы работали на уроке? -Что нового узнали? Выполнили ли поставленные задачи? Субъективная аналогия. -Каждый ряд представит себя в виде глагола определённого времени. Опишите свои действия, свои ощущения на уроке и после него. -Оцените свое настроение на уроке (рефлексивные метод «Острова») -Всем спасибо за урок. | Оценивают себя, свои действия на уроке и эмоциональное состояние. Используют начала фраз: -Я выполнил поставленные задачи, потому что… -Я узнал(а), что… -Я понял(а), что… -Мне было трудно… -Мне было легко… | РУУД КУУД ЛУУД | Ф |
Домашнее задание | Стр.26-27 №20 |