Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок русского языка на тему "Междометие как особая часть речи."

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Междометие как особая часть речи.

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока:

1. Организовать исследовательскую работу обучающихся, в ходе которой ребята узнают о новой части речи – междометии;

выяснят, почему междометие является особой частью речи;

выявят роль междометия в речи.

2. Развивать коммуникативные компетенции, умение выражать свои мысли;

Умение работать в коллективе, навыки сотрудничества.

3. Формировать умение распознавать междометия в тексте;

правильно читать предложения с междометиями;

выделять междометия в высказываниях.

4. Воспитывать культуру речи.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ты мой друг и я твой друг

Вместе мы друзья

То, что не смогу один

Сможем ты и я.

- Садитесь, покажите с каким настроем вы начинаете урок. (светофор)

- зеленый –с бодрым, я сегодня буду очень хорошо работать, отвечать, внимательно слушать

- желтый – буду работать, учитель спросит, отвечу

- красный – не буду работать, просто посижу.

- А теперь отметьте своё настроение в тетради.

- И запишем сегодняшнюю дату и классная работа. Проговорим сначала хором (орфографически)

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно возьму

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

Закончив, покажите свою готовность к следующей работе (рука на локоток)

2. Словарная работа (работа в парах)

- Вспомним словарные слова. Вставьте, пожалуйста, буквы в данные слова, работая в паре

Правила работы

Работают оба

Друг к другу относимся уважительно

Каждый имеет право на своё мнение

- Проверьте, как вы справились с этим заданием.

- Дети говорят слово, какую букву вставили. (на доске вывешиваются слова)

(светофор. Зелёный - нет ошибок, желтый – 1-2, красный – больше 2)

- Запишите эти слова в тетрадь. Вспоминаем правила посадки.

3. Рефлексия опорных знаний. Создание ситуации успеха.

( вспомнить части речи) на доске появляется схема

Части речи

Самост. служеб.

- На какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)

- Что можно сказать о самостоятельных частях речи? (Могут работать в речи самостоятельно ( к ним можно задать вопрос)).

- Какие самостоятельные части речи мы знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение , глагол, наречие )

- Что можно сказать о служебных частях речи? (К ним нельзя поставить вопрос, служат для связи слов.)

- Какие служебные части речи нам известны? (Предлог, союз, частицы)

- Вернемся к записанным словарным словам. Определите самостоятельно - к каким частям речи они относятся. Подпишите над словами часть речи.

- Проверка (на доске рядом с прикрепленными словами подписываются части речи ребенком) – (светофор)

- Примеров для каких частей речи нет? (союз, частица)

- Какие союзы мы знаем? (и, а, но,или )

- Частицы? (ли, не)

4. Постановка УЗ

- Посмотрите фрагмент мультфильма

( Ох и Ах)

- Какие слова употребляют в своей речи герои? ( ох, ах)

- А к какой части речи относятся эти слова? Знаем мы или нет?

- Какую учебную задачу поставим на уроке? ( Узнать о новой части речи) ( прикрепить вопрос в схеме частей речи)

- А зачем нам нужно это знать? (Цель: научиться использовать в речи и на письме новую часть речи).

- А тему урока мы сформулируем, когда узнаем об этой части речи.

ФИЗМИНУТКА

5. Поиск ответа.

- Сравните высказывания:

Слайд 1

«Ура! Мама пришла», – сказала Оля, услышав звонок

«Мама пришла»,– радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок

- Об одном и том же событии сообщается? (да)

- А все ли слова одинаковые?

- Что называет слово радостно во втором высказывании? (чувство радости)

- В русском языке есть слова, которые называют разные чувства: грусть, грустный, досадно, злость . Входит ли в их число слово радостно? (да)

- Ясно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы?

- А есть ли в нём слово, которое называет это чувство? (нет)

- Какое слово помогло это понять? (ура)

- Слово радостно и ура обозначают одно и то же чувство. А в чём же между ними разница?

- Какое из них называет чувство, а какое только выражает, не называя его? (радостно называет, ура – выражает)

Слайд 2.

- Сравните следующие два высказывания:

Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.

«Ой», - вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.

- Найдите в одном из высказываний слово, которое называет чувство девочки. (испуг)

- Названо ли это чувство в другом высказывании? ( нет)

- С помощью какого слова оно выражено? (ой)

- Можно ли слова ура и ой считать особой частью речи? (да)

- Чем же они отличаются от других слов, обозначающих чувства? (выражает чувства)

- Что нам говорит Дедушка Ус об этой части речи (портрет)

с. 25 , правило

В русском языке есть особая часть речи, которая выражает чувства, не называя их. Эта часть речи называется междометие.

- А куда мы отнесем эту часть речи?

- Можно ли междометие отнести к самостоятельной части речи?

- Каждая самостоятельная часть речи что-то называет. А называет ли что-либо междометие?

- Можно ли междометие отнести к предлогам или союзам?

- Для чего служат эти части речи? (для связи слов)

- А можно ли с помощью междометия связать между собой самостоятельные слова? (нет)

- Значит, это и не союз? (нет)

- Тогда быть может это частица?

- Изменится ли смысл высказывания, если вместо слова, называющее чувство, употреблено междометие?

- Значит, это и не частица? (нет)

- Тогда что же это? Кто нам может ответить на этот вопрос? (дедушка Ус)

Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Стихот-е

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах-ах-ах».

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

- Вспомним УЗ

- Где же должна быть эта часть речи в нашей схеме? ( на схему)

- Так к какой же части речи относятся слова ох и ах из мультфильма?

-Итак, мы пришли к тому что темой нашего урока было «Междометие», но эту тему мы будем изучать ещё и на следующем уроке.

Физ.минутка

6. Первичное закрепление

- Мы с вами сказали, что нужно учиться использовать междометия в речи.

- Вот теперь и попробуем.

Работа в группах

Работают все

Друг к другу относимся уважительно

Каждый имеет право на своё мнение

Составить высказывания с междометиями

1) ох, ах

2)эх, эй

3) ура, ой

4) Произнеси междометие ах, выражая

-радость

-испуг

5) Произнеси междометие ух, выражая

-злость

-огорчение

6) Произнеси междометие ай, выражая

-боль

-безразличие

- А кто может составить высказывание с любым междометием о нашей республике или городе

- Выполните упр. 180.

(проверить по ЭОР)

7. Итог урока.

- Вспомним УЗ ( узнать о новой части речи)

- Удалось ли нам её выполнить?

- С какой частью речи познакомились? Что узнали? (особенная часть речи, не относится ни к служебным, ни к самостоятельным)

- Для чего используем в речи? (для выражения чувств)

- На следующем уроке мы продолжим изучение этой части речи.

8. Рефлексия

- Кто считает, что он хорошо сегодня работал на уроке, было всё понятно – зелёный, работал хорошо, но может лучше, остались вопросы – желтый, не работал – красный.

9. Д/з упр. 181

10. Оценивание.

Вы сегодня потрудились?

Не шумели, не ленились?

Вы творили чудеса?

Вы хорошие ребята?

Помолчите, не кричите!

Я сама отвечу: да,да,да!

Всем спасибо! Молодцы!

Вот закончился урок

Он пошел ребятам впрок

Книжки, ручки убери

И порядок наведи.

Спасибо. Молодцы!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области