Тема: Междометие как особая часть речи.
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления.
Цели урока:
1. Организовать исследовательскую работу обучающихся, в ходе которой ребята узнают о новой части речи – междометии;
выяснят, почему междометие является особой частью речи;
выявят роль междометия в речи.
2. Развивать коммуникативные компетенции, умение выражать свои мысли;
Умение работать в коллективе, навыки сотрудничества.
3. Формировать умение распознавать междометия в тексте;
правильно читать предложения с междометиями;
выделять междометия в высказываниях.
4. Воспитывать культуру речи.
Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ты мой друг и я твой друг
Вместе мы друзья
То, что не смогу один
Сможем ты и я.
- Садитесь, покажите с каким настроем вы начинаете урок. (светофор)
- зеленый –с бодрым, я сегодня буду очень хорошо работать, отвечать, внимательно слушать
- желтый – буду работать, учитель спросит, отвечу
- красный – не буду работать, просто посижу.
- А теперь отметьте своё настроение в тетради.
- И запишем сегодняшнюю дату и классная работа. Проговорим сначала хором (орфографически)
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно возьму
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Закончив, покажите свою готовность к следующей работе (рука на локоток)
2. Словарная работа (работа в парах)
- Вспомним словарные слова. Вставьте, пожалуйста, буквы в данные слова, работая в паре
Правила работы
Работают оба
Друг к другу относимся уважительно
Каждый имеет право на своё мнение
- Проверьте, как вы справились с этим заданием.
- Дети говорят слово, какую букву вставили. (на доске вывешиваются слова)
(светофор. Зелёный - нет ошибок, желтый – 1-2, красный – больше 2)
- Запишите эти слова в тетрадь. Вспоминаем правила посадки.
3. Рефлексия опорных знаний. Создание ситуации успеха.
( вспомнить части речи) на доске появляется схема
Части речи
Самост. служеб.
- На какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)
- Что можно сказать о самостоятельных частях речи? (Могут работать в речи самостоятельно ( к ним можно задать вопрос)).
- Какие самостоятельные части речи мы знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение , глагол, наречие )
- Что можно сказать о служебных частях речи? (К ним нельзя поставить вопрос, служат для связи слов.)
- Какие служебные части речи нам известны? (Предлог, союз, частицы)
- Вернемся к записанным словарным словам. Определите самостоятельно - к каким частям речи они относятся. Подпишите над словами часть речи.
- Проверка (на доске рядом с прикрепленными словами подписываются части речи ребенком) – (светофор)
- Примеров для каких частей речи нет? (союз, частица)
- Какие союзы мы знаем? (и, а, но,или )
- Частицы? (ли, не)
4. Постановка УЗ
- Посмотрите фрагмент мультфильма
( Ох и Ах)
- Какие слова употребляют в своей речи герои? ( ох, ах)
- А к какой части речи относятся эти слова? Знаем мы или нет?
- Какую учебную задачу поставим на уроке? ( Узнать о новой части речи) ( прикрепить вопрос в схеме частей речи)
- А зачем нам нужно это знать? (Цель: научиться использовать в речи и на письме новую часть речи).
- А тему урока мы сформулируем, когда узнаем об этой части речи.
ФИЗМИНУТКА
5. Поиск ответа.
- Сравните высказывания:
Слайд 1
«Ура! Мама пришла», – сказала Оля, услышав звонок
«Мама пришла»,– радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок
- Об одном и том же событии сообщается? (да)
- А все ли слова одинаковые?
- Что называет слово радостно во втором высказывании? (чувство радости)
- В русском языке есть слова, которые называют разные чувства: грусть, грустный, досадно, злость . Входит ли в их число слово радостно? (да)
- Ясно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы?
- А есть ли в нём слово, которое называет это чувство? (нет)
- Какое слово помогло это понять? (ура)
- Слово радостно и ура обозначают одно и то же чувство. А в чём же между ними разница?
- Какое из них называет чувство, а какое только выражает, не называя его? (радостно называет, ура – выражает)
Слайд 2.
- Сравните следующие два высказывания:
Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.
«Ой», - вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.
- Найдите в одном из высказываний слово, которое называет чувство девочки. (испуг)
- Названо ли это чувство в другом высказывании? ( нет)
- С помощью какого слова оно выражено? (ой)
- Можно ли слова ура и ой считать особой частью речи? (да)
- Чем же они отличаются от других слов, обозначающих чувства? (выражает чувства)
- Что нам говорит Дедушка Ус об этой части речи (портрет)
с. 25 , правило
В русском языке есть особая часть речи, которая выражает чувства, не называя их. Эта часть речи называется междометие.
- А куда мы отнесем эту часть речи?
- Можно ли междометие отнести к самостоятельной части речи?
- Каждая самостоятельная часть речи что-то называет. А называет ли что-либо междометие?
- Можно ли междометие отнести к предлогам или союзам?
- Для чего служат эти части речи? (для связи слов)
- А можно ли с помощью междометия связать между собой самостоятельные слова? (нет)
- Значит, это и не союз? (нет)
- Тогда быть может это частица?
- Изменится ли смысл высказывания, если вместо слова, называющее чувство, употреблено междометие?
- Значит, это и не частица? (нет)
- Тогда что же это? Кто нам может ответить на этот вопрос? (дедушка Ус)
Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Стихот-е
Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет... Те, которых гложет страх, Произносят слово «Ах-ах-ах». | Кто пасует пред бедой, Произносит слово «Ой!». Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй!». Кто задерживает вдох, Произносит слово «Ох!». У кого захватит дух, Произносит слово «Ух!». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья. |
- Вспомним УЗ
- Где же должна быть эта часть речи в нашей схеме? ( на схему)
- Так к какой же части речи относятся слова ох и ах из мультфильма?
-Итак, мы пришли к тому что темой нашего урока было «Междометие», но эту тему мы будем изучать ещё и на следующем уроке.
Физ.минутка
6. Первичное закрепление
- Мы с вами сказали, что нужно учиться использовать междометия в речи.
- Вот теперь и попробуем.
Работа в группах
Работают все
Друг к другу относимся уважительно
Каждый имеет право на своё мнение
Составить высказывания с междометиями
1) ох, ах
2)эх, эй
3) ура, ой
4) Произнеси междометие ах, выражая
-радость
-испуг
5) Произнеси междометие ух, выражая
-злость
-огорчение
6) Произнеси междометие ай, выражая
-боль
-безразличие
- А кто может составить высказывание с любым междометием о нашей республике или городе
- Выполните упр. 180.
(проверить по ЭОР)
7. Итог урока.
- Вспомним УЗ ( узнать о новой части речи)
- Удалось ли нам её выполнить?
- С какой частью речи познакомились? Что узнали? (особенная часть речи, не относится ни к служебным, ни к самостоятельным)
- Для чего используем в речи? (для выражения чувств)
- На следующем уроке мы продолжим изучение этой части речи.
8. Рефлексия
- Кто считает, что он хорошо сегодня работал на уроке, было всё понятно – зелёный, работал хорошо, но может лучше, остались вопросы – желтый, не работал – красный.
9. Д/з упр. 181
10. Оценивание.
Вы сегодня потрудились?
Не шумели, не ленились?
Вы творили чудеса?
Вы хорошие ребята?
Помолчите, не кричите!
Я сама отвечу: да,да,да!
Всем спасибо! Молодцы!
Вот закончился урок
Он пошел ребятам впрок
Книжки, ручки убери
И порядок наведи.
Спасибо. Молодцы!