Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Рязани «Детский сад №135»
Занятие по исследовательской деятельности.
Тема «Как появился огонь».
Цель: формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с историей возникновения огня;
-учить детей способам обследования материала (сгибать и разгибать проволоку, тереть ладони рук одну о другую.);
-учить детей проводить несложные опыты с использованием доступного материала.
Развивающие:
-развивать умение детей делать простейшие выводы и умозаключения;
- развитие способностей к преобразованию.
Воспитательные:
- воспитание основ безопасности при обращении с огнем.;
Оборудование: алюминиевая проволока (сечение 2-3 мм), деревянные палочки, кусок картона ( на каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка.
Ход занятия.
Дети встают полукругом. Напротив детей стоит воспитатель. В руках у него шкатулка.
Воспитатель. Ребята, какое время года за окном? (Зима.) А зимой на улице как – тепло или холодно? (Холодно.) Чтобы не замерзнуть, мы что делаем? (Одеваемся тепло.) А еще, чтобы не замерзнуть, можно сделать упражнения. Давайте попробуем?
Погода сегодня холодная. Обнять себя и потереть плечи.
Погода сегодня не летная. Руки в стороны.
Мы потопаем, мы потопаем. Топают ногами.
Будем весело плясать. Руки на поясе, ноги выставлять.
Будем ручки согревать Трение ладоней друг о друга.
Трем, трем и тепло мы извлечем.
Воспитатель. (берет шкатулку) Ребята, как вы думаете, что в шкатулке? (Предположения детей.)
Воспитатель. Не угадали. А хотите узнать? (Да.) Тогда рассаживайтесь за столы.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, где вы можете увидеть огонь? (Плита, костер.)
Воспитатель. Зачем нужен огонь? (Приготовить еду, согреть воду, для тепла.)
Воспитатель. Правильно. Сейчас, когда у каждого дома есть плита, можно на ней приготовить обед, согреть воду. А давным-давно, много лет назад, у людей не было плит и огня тоже не было, а тепло люди могли получать только от солнышка – солнце греет своими лучами, и становится тепло.
А хотите узнать, как было давным-давно?
Давным-давно только солнышко могло дарить тепло людям, а огня у них не было. Но высоко в горах жил Царь огня, который хранил огонь. Людям хотелось получить огонь – ведь тогда можно будет греть на огне воду, готовить пищу. Решили они попросить у царя огонь и послали к нему одного человека, Прометея. Пришел он к царю и говорит: «Здравствуй, Царь огня! Люди просят тебя дать им немного огня, чтобы не так было холодно ночью, когда нет на небе солнца, и чтобы можно было готовить на огне пищу. Дай, пожалуйста, людям огонь, они тебя очень просят!» Царь огня рассмеялся и говорит: «А что вы, люди, знаете о тепле? Как можно добыть тепло?» Прометей подумал и отвечает: «Когда нам холодно, то мы трем ладони рук одну о другую и становится тепло. Вот так…»
Воспитатель. Ну-ка, ребята, попробуйте потереть ладошки, будет тепло или нет? Сильнее, сильнее трите ладошки! (Дети трут ладошки.) Получается тепло?
Показ изображений на экране телевизора.
А царь дальше спрашивает: «Ну, хорошо, а как сделать, чтобы было не просто тепло, а горячо? Вот тебе проволока, сделай так, чтобы она стала горячей!» И дал Прометею проволоку – вот такую.
Детям раздают по куску проволоки.
Воспитатель. Как же, ребята, Прометей сделал проволоку горячей? Как вы думаете? Кто может сделать проволоку горячей? (Предполагаемые ответы детей.)
Прометей подумал: «Если мы руки согревали – двигали ладонями туда-сюда, то и проволоку надо сгибать-разгибать».
Воспитатель. Ну-ка, попробуйте и вы, ребята, сгибать-разгибать проволоку и тоже посмотрим, что произойдет.
Дети сгибают и разгибают проволоку. Затем педагог предлагает им потрогать проволоку посередине – на месте сгиба. Дети щупают место сгиба проволоки.
Воспитатель. Ну, что, нагрелась проволока, горячая? (Да, горячая.)
Увидел это Царь огня и говорит: «Ты справился с задачей. Вот тебе последнее задание – добудь огонь сам, а как, ты уже знаешь – надо потереть что-то сильно-сильно, долго-долго, и будет сначала тепло, потом будет горячо, потом будет очень горячо, а уж потом появится огонь!» И Прометей сказал Царю огня: «Спасибо тебе, Царь огня, за добрый совет» - и ушел к людям. Люди взяли две деревяшки и стали их тереть, сначала было горячо, потом очень горячо.
Показ изображений на экране телевизора.
Мы как древние индейцы
/ Держим ладони, касающиеся друг друга, перед грудью в горизонтальном положении/
Добываем огонёк.
/ Начинаем тереть ладонь об ладонь, представляя, что в середине находится палочка, с помощью которой добываем огонь/
Быстро палочку покрутим
/Постепенно увеличиваем скорость трения /
И огонь себе добудем!
/Подносим горячие ладошки к нашим щекам /
Воспитатель. Давайте, ребята, попробуем тереть деревянную палочку о картонку, посмотрим, будет ли горячо.
Педагог раздает детям палочки и картонки, дети трут палочку.
Воспитатель. Ну, что, ребята, становится горячо? (Да.)
Воспитатель. Если так долго-долго тереть, то получится огонь, но вы еще маленькие и сильно тереть у вас не получится. Таким способом с помощью двух деревяшек добывали люди огонь много-много лет назад. И сейчас некоторые дикие племена добывают огонь трением – трут деревяшки одна о другую, они нагреваются, и получается огонь.
Показ изображений на экране телевизора.
Воспитатель достает из шкатулки коробок спичек.
Воспитатель. Кто из вас знает, что это такое? (Спички.) Да, правильно. А для чего они нужны? (Зажечь плиту, разжечь костер.) Детям спички брать без разрешения взрослых нельзя!!! Поэтому я покажу вам сама, как получается огонь. (Показывает спичку и коробок, трет (не чиркает!) о коробок, спичка загорается.) А спичкой уже можно зажечь, например, свечку, и она будет гореть долго. (Зажигает свечу.)
Воспитатель. Но мы запомнить правило должны:
«Спички детям – не игрушки!
Брать без взрослого нельзя!»
Воспитатель. Вот так люди много лет назад поняли, как добыть огонь и тепло.
Рефлексия. Что же нового вы узнали сегодня на занятии?