Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Рязани «Детский сад №135»
Тема: Хлеб на скатерти что солнце в небе.
(познавательная деятельность)
Цель: создать условия для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Образовательные
-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле;
-рассказать о народных приметах, обычаях и обрядах, связанных с земледелием.
-активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
Развивающие
-развивать связную речь детей: активизировать в речи прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь прилагательными;
- активизировать внимание и память, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно–следственные связи, делать обобщение).
- развивать коммуникативные способности, творческое воображение.
Воспитательные
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, благородное отношение к труду людей, участвующих в выращивании хлеба. Воспитывать интерес к истории родного края.
Демонстрационный материал: каравай хлеба на подносе, картинки для игр: «Что сначала, что потом», презентации «Программа изготовления хлеба», «Рязанский хлеб», мука, иллюстрации сельскохозяйственной техники, профессий, горница (печь, половик, стол, на нём скатерть, крынка, самовар с сушками).
Раздаточный материал: тесто, фартуки, колпаки, влажные салфетки.
Группа украшена предметами старины: скамейка, покрытая половиком, печь.
Ход занятия.
Хозяюшка (воспитатель): Проходите, детушки, гости дорогие. Добро пожаловать ко мне в горницу.
Садитесь рядком, да слушайте ладком. Расскажу я вам сегодня о хлебе. С давних времен на Руси хлеб был в почете. Не даром говорили, да и сейчас говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается». Много пословиц о хлебе придумал народ.
А вы знаете пословицы о хлебе? ( Да)
Давайте вспомним, как уважительно говорили о хлебе в старину.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Кто не работает, тот не ест.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Худой обед, когда хлеба нет.
Будет хлеб, будет и обед.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Хлеб — всему голова.
Без хлеба не обедают.
На чужой каравай рот не разевай.
Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Хозяюшка: Какие вы молодцы. Много пословиц о хлебе знаете.
У меня есть волшебная шкатулка. Золоченая, расписная, старинная. А что в этой шкатулке вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Золотист он и усат,
В ста карманах, сто ребят»
(колос)
или
Стоит в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(колосок)
Хозяюшка: Правильно, колосок. Посмотрите, на одном только колоске много домиков.
А как вы думаете, что в этих домиках? (зёрнышки).
Правильно, много зернышек. Живут они дружно, как и вы.
А хотите узнать, как же из зерен получается хлебушек? (да).
Тогда мы с вами отправляемся в страну Хлеба.
Вокруг себя повернись, в стране Хлеба окажись.
Хозяюшка: Вот мы и в стране Хлеба. Знаете ли вы, каким бывает хлеб? (дети передают
Колосок и называют слова).
Ответы детей: Вкусный, мягкий, белый, чёрный, свежий, душистый, ароматный, аппетитный, пахучий, хрустящий, витаминный, зерновой, самый главный на каждом столе.
Хозяюшка: А какая погода должна быть, чтобы колоски выросли? Что необходимо для жизни и роста растений?
Ответы детей: Тепло, солнце, вода.
Хозяюшка: Правильно. Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели, закликая солнышко или дождик. Давайте и мы вспомним заклички?
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
-------
Дождик, пуще припусти,
На пшеницу, на гречи,
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!
-------
Секи, секи, дождь,
На бабину рожь,
На дедово семя –
Чтоб взошло воврéмя.
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!
Выйди, выйди, солнце,
Над моим оконцем.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко.
-------
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Хозяюшка: Молодцы, ребятушки! Много закличек знаете.
А сейчас мы с вами, дорогие мои, разделимся на две команды. По правую руку будет команда «Пшеница», а по левую руку – команда «Рожь». (делятся на две команды).
Игра «Что сначала, что потом».
Хозяюшка: На столах у меня картинки. Вам надо рассмотреть картинки и выстроить цепочку: «Что было сначала, а что потом». Моя подсказка: первая картинка – зернышко. Раз, два, три, начинаем. Работаем тихо, аккуратно. Кто справится первым, поднимите руку.
Хозяюшка: Давайте подойдем к одному столу.
Почему на втором месте у вас росток?
А после ростков почему выбрали колоски?
Почему после колосков зерна?
Мука почему после зерна?
Что после муки? Почему?
Почему после теста хлеб?
Хозяюшка: Молодцы, детушки мои. Проходите в горницу и садитесь. Узнаем, как хлеб производится. А покажет нам это волшебный экран. Да, я-то хозяюшка современная. Тоже осваиваю новые технологии.
(использование ИКТ)
Хозяюшка: Ой, ребятушки мои, тяжкий труд – выращивать колоски. Вот и мы сейчас с вами попробуем. Выходите на ковер.
Игра: «Колоски» (под спокойную музыку).
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю
(присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх).
Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках).
Но вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол).
Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь в мою горницу.
Хозяюшка: Очень трудная работа хлеб растить. Вот тут у меня картинки с профессиями. Давайте вспомним и выберем те профессии людей, которые трудятся, чтобы к нам на стол пришел хлебушек.
Хозяюшка: (беру со стола каравай)Ребятушки, посмотрите, это каравай. А какие вы знаете названия хлебобулочных изделий?
Ответы детей: Хлеб, булочки, пироги, пирожные…
Хозяюшка: А я хочу рассказать вам и показать какие хлебобулочные изделия пекли раньше в Рязани. Садитесь поудобнее рядком, да слушайте ладком и смотрите внимательно.
(использование ИКТ)
Хозяюшка: Я вот тоже собралась печь хлеб. С утра встала ранехонько, замесила тесто. Ребятушки, а вы знаете, что нужно, чтобы замесить тесто?
Ответы детей: Мука, молоко, яйца, сахар, соль.
Хозяюшка: А еще тесто любит хорошее настроение. Без настроения тесто не подойдет и хлеб не получится пышным, душистым, ароматным. Мое тесто уже подошло, нужно хлеб печь. Вы мне поможете? (да).
Но сначала мы с вами вспомним, что нужно, чтобы начать работу. Ведь тесто и хлеб любят чистоту.
Ответы детей: Надеть фартук, помыть руки.
Хозяюшка: Подходите к столам, надевайте фартуки и колпаки и вытирайте руки салфеткой.
(хозяюшка раздает тесто)
Давайте помнем тесто. Так оно будет эластичнее, мягче и хлеб будет вкуснее.
Хозяюшка: (дети мнут тесто) Подумайте, ребятки, какое хлебобулочное изделие вы хотите испечь. А еще придумайте название своему хлебушку.
(дети работают, в это время хозяюшка помогает и произносит потешки)
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка-
Вкусные два пряничка!
А ребяток приглашу,
Пирожками угощу!
***
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку,
Всех друзей я в гости жду.
***
В печи калачи
Как огонь горячи.
Для кого печёны?
Для детушек калачики,
Для ребятушек горячие.
***
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
Очень-очень вкусно!
Хозяюшка: У кого готов хлеб, приносите на общий противень и скажите, как назвали ваш хлебушек. Не забудьте протереть руки после работы и снять фартуки. Я отнесу наши хлебушки поварам на кухню и попрошу испечь их.
Хозяюшка: молодцы, все справились с заданием.
Подходите ко мне. Вам понравилось в стране Хлеба? Что больше всего вам сегодня запомнилось? (ответы детей).
А теперь пора возвращаться в группу.
Вокруг себя повернись и в нашей группе окажись.
Ребятушки, вы все сегодня были молодцы. Дружно работали и справились со всеми заданиями. Приходите ко мне в гости почаще. Буду вас ждать.
До свидания.