Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект подгруппового занятия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш –Ж]

Смирнова С.Е., учитель-логопед МДОУ " Детский сад №24 "Золотая рыбка"

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж.

Цель: автоматизировать навык различения звуков Ш– Ж.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- формировать навыки классификации, навыки работы с обобщениями;

- учить дифференцировать звуки Ш– Ж изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в связной речи;

- развивать мелкую пальчиковую моторику;

- развивать зрительное внимание и память.

Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по глухости – звонкости;

- обогащать словарь на темы: "Одежда", "Животные".

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков Ш – Ж, за их дифференциацией).

Оборудование: плоскостные фигурки животных, куклы ( девочка и мальчик), предметные картинки, стимульный материал, схемы с силуэтами животных, счетные палочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психогимнастика

Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, медвежонка с больной лапой, кошку с больным ушком, мартышку с простуженным горлышком.

1. Знакомство с героем занятия.

Выставляются две куклы: мальчик и девочка.

Угадайте, как их зовут. Имя спряталось в картинках. Упражнение "Узнай слово по первым звукам".На доску выставляются картинки:

жук, ель, ножницы, якорь -имя мальчика ( Женя) ;

шапка, улитка, ракета, автобус - имя девочки (Шура)

2. Формулировка темы занятия, Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются имена ребят слова? (Со звуков Ш,Ж.)

Тема нашего сегодняшнего занятия “Учимся не путать звуки [Ш],[Ж]’”.

За активную работу на занятии и за правильное выполнение заданий я буду давать вам шарики. У кого по итогам занятия будет больше всего шариков, того после занятия ждёт сюрприз.

II. Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков[Ш],[Ж] .

Ребята, давайте припомним что мы знаем про эти звуки (характеристики звуков[Ш],[Ж] ).

([Ш]– согласный, твёрдый, глухой, колпачок у гнома синий с наушниками.

[Ж] – согласный, твёрдый, звонкий, колпачок у гнома синий с бубенцом.)

Чем схожи эти звуки? (Оба звука согласные, твёрдые).

А в чём их различие? (Звук ([Ш]– глухой, а звук [Ж] – звонкий.)

Какими буквами обозначаются звуки [Ш] и [Ж] на письме? (Буквами Ш и Ж.) (Выставляются стилизованные изображения букв, рассмотреть их)

2. Артикуляционная гимнастика. Нам нужно правильно произносить эти сложные звуки поэтому немного разомнём губы и язычок.

1 . «Улыбочка»

2. «Заборчик»

4. «Накажем непослушный язычок»

5. «Лопаточка»

6. . «Бублик»

6. «Вкусное варенье»

7. «Почистим зубки»

8 «Чашечка»

9. «Лошадка»

10. «Качели»

3. Развитие фонематического восприятия.

Игра " Поймай звук"

Давайте познакомимся с Женей и с Шурой. Послушайте какие они. Если в словах будет звучать звук [Ш],хлопайте в ладоши, если услышите звук [Ж],поднимите руку.

Произносятся слова: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.

Женя и Шура получили телеграмму от Айболита.

" Скорее ребята - у нас здесь беда ,

Зверюшки заболели. Спешите сюда!"

Адрес: Опушка леса, Куст жасмина. От кого: доктор Айболит

Нужно собираться. Какую одежду выбрать?

Сколько здесь разных вещей! Как же ребятам удержаться и не надеть лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помогите Жене выбрать одежду в название которой есть звук [Ж], а Шуре - со звуком [Ш].

Картинки: Джинсы, рубашка, жакет, шарф, карта, шуба, варежки, жилет, шапка.

Какой предмет лишний? Почему? (Карта – это не одежда, в слове-названии этой картинки нет звуков[Ш],[Ж])

4. Развитие фонематических представлений.

Наши друзья отправляются в путь,

картой воспользоваться не забудь.

Подскажите мне нужное слово в моём предложении (смотрим на карту)

Дети из дома ...(вышли), по дороге...(пошли), к лесу...(подошли),в лес ...(зашли), Айболита ...(нашли).

Догадайтесь ,кто пришёл к доктору лечиться. В слове три части (слога), первый- мар (мартышка).

В следующем слове последняя часть (слог) - нок (медвежонок, ежонок, верблюжонок).

Ежонок был с мамой- (ежихой).

А ещё том был "раф-жи"(жираф).

5. Развивать умение использовать падежное управление.

Игровые - упражнения "Кто за кем стоял?" ( за жирафом - ежонок, за ежонком -мартышка, и т.д.);

" У кого что болело?"(у жирафа - шея, у ежонка- брюшко, у мартышки - ножка, у медвежонка - горлышко)

6. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в предложениях и связной речи.

Подошли Женя и Шура к зверятам, поздоровались. О чём они спросили у зверей? (ответы детей).

Тут подбежал медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук [Ж], и вот что у него получилось: " У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за мёдом, пчёлы начали меня шалить. Я был простушен." (дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук [ш] звуком [ж]).

"Я с мамой в берлоге жил. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У меня был жар. Когда я лазил за мёдом, пчёлы начали меня жалить."

7.Физминутка.

" Медвежата в чаще жили" (дети имитируют игры медвежат)

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили:

Вот так, вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так, вот так,

Дружно лапы поднимали.

8. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в стихах.

Весело стало зверюшкам, все здоровы. Женя и Шура попрощались со всеми и пошли домой. (можно использовать карту)

Устали." Сяду на пенёк да съем...(пирожок)",- сказала Шура.

"Осторожно, это не пенёк, а ёжик!"- воскликнул Женя.

Лежит, ежик у ёлки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком [Ж], затем со звуком [Ш]

Послушайте, о чём говорил Женя с ежом:

- Ёжик, еж, где ты живёшь?

- Под кустом меня найдёшь.

- Ёжик, еж, куда идёшь?

- На лужайку я иду,

Там еду себе найду.

- Ёжик, еж, кого найдёшь?

- Я найду жука и мышку,

Отнесу своим детишкам,

Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задаёт вопросы ежику, другая - отвечает. Выделение слов со звуком [Ш]. Уточнение слова дружные.

9. Развитие зрительной и мелкой моторики.

Детям предлагаются схемы с изображением: ёжика, жуков, мышки, затем схемы убрать.

Сделать из счетных палочек силуэты: ёжика, жуков, мышки (самостоятельная работа детей).

А кто из вас сможет сложить из счетных палочек буквы нашего занятия (самостоятельная работа детей).

10. Итог занятия

Припомните названия животных, с которыми вы познакомились у доктора Айболита.

Подсчитайте количество шариков? У кого их больше?

Все сегодня внимательно слушали задания, правильно произносили звука [Ш] и [Ж]. Молодцы!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области