Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш –Ж]
Смирнова С.Е., учитель-логопед МДОУ " Детский сад №24 "Золотая рыбка"
Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж.
Цель: автоматизировать навык различения звуков Ш– Ж.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки классификации, навыки работы с обобщениями;
- учить дифференцировать звуки Ш– Ж изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в связной речи;
- развивать мелкую пальчиковую моторику;
- развивать зрительное внимание и память.
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать согласные звуки по глухости – звонкости;
- обогащать словарь на темы: "Одежда", "Животные".
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков Ш – Ж, за их дифференциацией).
Оборудование: плоскостные фигурки животных, куклы ( девочка и мальчик), предметные картинки, стимульный материал, схемы с силуэтами животных, счетные палочки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, медвежонка с больной лапой, кошку с больным ушком, мартышку с простуженным горлышком.
1. Знакомство с героем занятия.
Выставляются две куклы: мальчик и девочка.
Угадайте, как их зовут. Имя спряталось в картинках. Упражнение "Узнай слово по первым звукам".На доску выставляются картинки:
жук, ель, ножницы, якорь -имя мальчика ( Женя) ;
шапка, улитка, ракета, автобус - имя девочки (Шура)
2. Формулировка темы занятия, Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются имена ребят слова? (Со звуков Ш,Ж.)
Тема нашего сегодняшнего занятия “Учимся не путать звуки [Ш],[Ж]’”.
За активную работу на занятии и за правильное выполнение заданий я буду давать вам шарики. У кого по итогам занятия будет больше всего шариков, того после занятия ждёт сюрприз.
II. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков[Ш],[Ж] .
Ребята, давайте припомним что мы знаем про эти звуки (характеристики звуков[Ш],[Ж] ).
([Ш]– согласный, твёрдый, глухой, колпачок у гнома синий с наушниками.
[Ж] – согласный, твёрдый, звонкий, колпачок у гнома синий с бубенцом.)
Чем схожи эти звуки? (Оба звука согласные, твёрдые).
А в чём их различие? (Звук ([Ш]– глухой, а звук [Ж] – звонкий.)
Какими буквами обозначаются звуки [Ш] и [Ж] на письме? (Буквами Ш и Ж.) (Выставляются стилизованные изображения букв, рассмотреть их)
2. Артикуляционная гимнастика. Нам нужно правильно произносить эти сложные звуки поэтому немного разомнём губы и язычок.
1 . «Улыбочка» 2. «Заборчик» 4. «Накажем непослушный язычок» 5. «Лопаточка» 6. . «Бублик» | 6. «Вкусное варенье» 7. «Почистим зубки» 8 «Чашечка» 9. «Лошадка» 10. «Качели» |
3. Развитие фонематического восприятия.
Игра " Поймай звук"
Давайте познакомимся с Женей и с Шурой. Послушайте какие они. Если в словах будет звучать звук [Ш],хлопайте в ладоши, если услышите звук [Ж],поднимите руку.
Произносятся слова: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.
Женя и Шура получили телеграмму от Айболита.
" Скорее ребята - у нас здесь беда ,
Зверюшки заболели. Спешите сюда!"
Адрес: Опушка леса, Куст жасмина. От кого: доктор Айболит
Нужно собираться. Какую одежду выбрать?
Сколько здесь разных вещей! Как же ребятам удержаться и не надеть лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помогите Жене выбрать одежду в название которой есть звук [Ж], а Шуре - со звуком [Ш].
Картинки: Джинсы, рубашка, жакет, шарф, карта, шуба, варежки, жилет, шапка.
Какой предмет лишний? Почему? (Карта – это не одежда, в слове-названии этой картинки нет звуков[Ш],[Ж])
4. Развитие фонематических представлений.
Наши друзья отправляются в путь,
картой воспользоваться не забудь.
Подскажите мне нужное слово в моём предложении (смотрим на карту)
Дети из дома ...(вышли), по дороге...(пошли), к лесу...(подошли),в лес ...(зашли), Айболита ...(нашли).
Догадайтесь ,кто пришёл к доктору лечиться. В слове три части (слога), первый- мар (мартышка).
В следующем слове последняя часть (слог) - нок (медвежонок, ежонок, верблюжонок).
Ежонок был с мамой- (ежихой).
А ещё том был "раф-жи"(жираф).
5. Развивать умение использовать падежное управление.
Игровые - упражнения "Кто за кем стоял?" ( за жирафом - ежонок, за ежонком -мартышка, и т.д.);
" У кого что болело?"(у жирафа - шея, у ежонка- брюшко, у мартышки - ножка, у медвежонка - горлышко)
6. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в предложениях и связной речи.
Подошли Женя и Шура к зверятам, поздоровались. О чём они спросили у зверей? (ответы детей).
Тут подбежал медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук [Ж], и вот что у него получилось: " У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за мёдом, пчёлы начали меня шалить. Я был простушен." (дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук [ш] звуком [ж]).
"Я с мамой в берлоге жил. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У меня был жар. Когда я лазил за мёдом, пчёлы начали меня жалить."
7.Физминутка.
" Медвежата в чаще жили" (дети имитируют игры медвежат)
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили: Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали: Вот так, вот так, Дружно дерево качали. | Вперевалочку ходили, И из речки воду пили: Вот так, вот так, Они из речки воду пили. А потом они плясали, Дружно лапы поднимали: Вот так, вот так, Дружно лапы поднимали. |
8. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в стихах.
Весело стало зверюшкам, все здоровы. Женя и Шура попрощались со всеми и пошли домой. (можно использовать карту)
Устали." Сяду на пенёк да съем...(пирожок)",- сказала Шура.
"Осторожно, это не пенёк, а ёжик!"- воскликнул Женя.
Лежит, ежик у ёлки,
У ежа иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком [Ж], затем со звуком [Ш]
Послушайте, о чём говорил Женя с ежом:
- Ёжик, еж, где ты живёшь?
- Под кустом меня найдёшь.
- Ёжик, еж, куда идёшь?
- На лужайку я иду,
Там еду себе найду.
- Ёжик, еж, кого найдёшь?
- Я найду жука и мышку,
Отнесу своим детишкам,
Своим дружным ребятишкам.
После прослушивания одна группа детей задаёт вопросы ежику, другая - отвечает. Выделение слов со звуком [Ш]. Уточнение слова дружные.
9. Развитие зрительной и мелкой моторики.
Детям предлагаются схемы с изображением: ёжика, жуков, мышки, затем схемы убрать.
Сделать из счетных палочек силуэты: ёжика, жуков, мышки (самостоятельная работа детей).
А кто из вас сможет сложить из счетных палочек буквы нашего занятия (самостоятельная работа детей).
10. Итог занятия
Припомните названия животных, с которыми вы познакомились у доктора Айболита.
Подсчитайте количество шариков? У кого их больше?
Все сегодня внимательно слушали задания, правильно произносили звука [Ш] и [Ж]. Молодцы!