Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Воспитание нравственной культуры младших школьников посредством народных традиций якутов"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Карпова Любовь Павловна, учитель начальных классов

МБОУ "Момская начальная общеобразовательная школа"

Воспитание нравственной культуры младших школьников посредством народных традиций якутов

В настоящее время изучение национальной культуры в республике Cаха (Якутия) и в России приобретает свою актуальность. Формирование их культуры, становление каждого школьника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ, в основном, сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий нравственной ориентации общества. Теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в формировании нравственных ценностей личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса.

Осуохай – второй по значимости, после олонхо вид якутского устного народного творчества, который исполняется коллективно. Есть запевала, которые должны обладать талантом: голосом и образной речью. Через народный танец осуохай – ребенок познает традиции, обычаи, культуру, особенности жизни якутского народа, воспитывается в духе коллективизма.

Кылысах – это особое приукрашение якутских песен, результат плодотворной работы в кружке. А.С. Федоров говорит, что все обладают “кылысахом”, то есть у всех заложен кылысах. Надо только развить его.

Осуохай развивает детей эстетически, физически. Как отмечает Н.Е. Петров, имеет даже оздоровительное значение для школьников. Как коллективный вид исполнения воспитывает коллективизм.

Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки.

С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф.

Чудесный мир якутской сказки заселен разнообразными действующими лицами. Традиционными ее героями являются представители народа: бедняк Чаарчахаан, старуха Таал-Таал, братья Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур, охотник Берген, сирота От Сыгынньах (Травяная Доха), мудрый советчик старец Сээркээн Сэсэн. Их вечными врагами выступают Алаа Могус (ненастный обжора) – многоголовое чудовище, фантастическое существо – коварный змей Могой. Национально своеобразны и выразительны образы волшебных существ: мифической птицы Ексекю, невиданного зверя Мэк Тугуй с тремя рядами ног.

Удивительно поэтичны в сказке женские образы: девушка – хвощинка, невиданные красавицы – суженые богатырей – героев, жительницы Верхнего мира – шаманки дочери Солнца, Месяца и Плеяд, три старушки сестры, дающие добрые советы героям. Отвратительны и уродливы женщины – абаасы, пытающиеся помешать счастью героев.

Многообразны чудесные предметы: пестрая талина, оживляющая мертвых; волшебный мяч; чудесный летающий платок; табакерка, вмещающая в себя города, людей, скот и др.

Якутская сказка в основном трехперсонажна: герой (охотник, бедняк, сирота, старушка, богатырь), помощник (конь, мудрый старик, жена, мать, старушки – советчицы, птица Ексекю), враг (абаасы, Алаа могус, богачи).

По своему происхождению персонажи якутской волшебной сказки разновременны: так, одни, по всей вероятности, возникли в эпоху раннего родового строя, другие – при феодальном строе, а третьи были заимствованы у русских после вхождения Якутии в состав России.

Кроме сказок, в работе используются элементы народных якутских игр. Народные игры якутов – любимое занятие учащихся, что объясняется тем, что в основном эти игры подвижные, требующие смекалки, быстроты, реакции. Ребенок школьного возраста проявляет свои игровые умения, может самостоятельно сочинять игру, моделируя для нее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, соблюдая правила игры. Якутские игры в этом плане имеют огромное значение.

На уроках внеклассного чтения можно использовать элементы таких якутских народных игр, как “Хитрая лисичка”, “Бездомный заяц”, “Ключи”, “Пустое место”, “Кто первый”, “Рыбалка”, “Птички”, “Игры с мячом”, “Кто быстрее”, “Гуси-лебеди”, “Краски”, “Игры с соломой”, “Кто больше назовет предметов”, “Что это?”, “Что из чего и как сделано” и т.д.

Для использования народных якутских игр особое значение придается построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры.

При составлении программы с использованием народных игр учитываются все особенности детей, изучаются психолого- педагогические условия развития игровой деятельности с включением современных научно- методических и практических достижений, что позволяет определить сильные и слабые стороны в организации игр, и дать конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки игровой деятельности школьника.

Одним из элементов народной игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат использования народной игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. В народных играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы использование народной игры было не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное использование народных игр прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь другим детям.

Как и в русских народных играх, у якутов существуют настольные игры, например “Хабылык”, “Бу тугуй?”, “Ким элбэх предметтэри аттырый?”, “Бу туохтан уонна хайдах оноьуллубутуй?”, “Манна туох баарый?”, “Кутуйах сохсото”, “Борьба мальчиков”, “Перетягивание палки”, “Заячьи прыжки”.

Как и в русских народных играх, в якутских играх можно выделить и игры-забавы. В них также выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение то же – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие.

Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь ребенка как основа якутской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты якутского песенного народного творчества.

Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания, формирования нравственных ценностей и развития творческих способностей детей.

Таким образом, необходимо знакомить детей с народным творчеством якутского народа. Самым эффективным средством воспитания в школе является использование традиционной педагогики.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области