Перспективное планирование НОД
ОО «Коммуникация»
«Развитие речи»
старший дошкольный возраст (5-6 лет)
группа «Машенька»
Тема недели, дата | Номер и тема НОД | Программное содержание | Технология, авторы |
Сентябрь «Здравствуй осень золотая» (овощи, фрукты, ягоды, грибы) 03 – 07 | Мы – воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 30-31 |
«Птицы» 10 – 14 сентября | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки….» | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 32-33 |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | ||
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | ||
Комплексная оценка результатов освоения основной образовательной программы с 17.09 по 28.09. | |||
Октябрь «В мире животных» 01 – 05 октября | Обучению рассказыванию: составлению рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщить к восприятию поэтических произведений о природе. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 35-38 |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокр.). | ||
«Царство растений: деревья и кустарники» 08 – 12 октября | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картинке, придерживаясь плана. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 38-40 |
Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | ||
«Путешествие в историю вещей» 15 – 19 октября | Лексические упражнения. Чтения стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.40-43 |
Учимся вежливости. | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | ||
«Мой край - Югра» 22 – 26 октября | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним (поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо если кому то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй). | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.46-47 |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый, да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 47-48 | |
Народная культура и традиции» 29 – 02 октября | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.43-44 |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, различать в словах, выделять слова с заданным звуком их фразовой речи, называть слова со звуком с – ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 44-46 | |
Ноябрь «Мы живем в России» 06 – 09 ноября | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжить упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 48- 49 |
Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 49-50 | |
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 50-51 | |
Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 51 -52 | |
«Доброта спасет мир» 12 – 16 ноября | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого) помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 52-53 |
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш, совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 53-55 | |
«Путешествие вокруг света » 19 – 23 ноября | Чтение стихотворений о зиме. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 60-61 |
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе». | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 61-62 | |
«Как много в искусстве прекрасного!» 26 – 30 ноября | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 56-57 |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный тест, стараясь правильно строить предложения. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 57-58 | |
Декабрь «Зима, зимушка пришла» 03 – 07 декабря | Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 63-64 |
Звуковая культура звуков речи: дифференциация звуков с – ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 64-66 | |
«Школа дорожных наук» 10 – 14 декабря | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 70-71 |
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 71- 72 | |
«Первые шаги в науку» 17 – 21 декабря | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.66 |
Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. | |
«Новогодний карнавал» 24 – 29 декабря | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку….» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 68-69 |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение С. Маршака «Тает месяц молодой». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 66-68 | |
Январь «Добрый свет Рождества» 09 – 11 января | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 72-74 |
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 74-75 | |
«Основы безопасности» 14 – 18 января | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 75-76 |
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 76-77 | |
«Азбука вежливости» 21 – 25 января | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 77-79 |
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 79-80 | |
«Транспорт» 28 – 01 января | Беседа на тему: «О друзьях и дружбе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 80-81 |
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов – антонимов. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 82-83 | |
Февраль «Подводный мир» 04 – 08 февраль | Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» (в обр. М. Булатова) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 83 |
Звуковая культура звуков речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 83-84 | |
«Все профессии важны, все профессии нужны» 11 – 15 февраля | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 84-86 |
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 86-87 | |
«Нашей Армии Российской день рожденье в феврале» 18 – 22 февраля | Обучение рассказыванию по картинке «Зайцы». | Продолжить учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 87-88 |
Чтение сказки «Айога» | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 55-56 | |
«Азбука этикета» 25 – 01 февраля | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 88-89 |
Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 91-92 | |
«Наступает мамин праздник, наступает женский день» 04 – 07 март | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 92-93 |
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 93-94 | |
«Предметы, которые нас окружают» 11 -15 марта | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение. | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 94 |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 95 | |
«Капель весны чудесной» 18 – 22 марта | Звуковая культура звуков речи: дифференциация звуков ц - ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (пер. М. Боровицкой) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 96-97 |
Чтение сказки «Сивка-бурка» | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 97-98 | |
«Театральная неделя» 25 - 29 марта | Звуковая культура звуков речи: дифференциация звуков л – р. | Упражнять детей в различении звуков л - р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 98-99 |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 99-101 | |
«Удивительный и волшебный мир книги» 01 – 05 марта | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | Помогать детям составлять рассказы по теме из личного опыта. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 101-102 |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная….» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная….» | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 102-103 | |
«Этот загадочный космос» 08 – 12 марта | Пересказ «загадочных историй» по Н. Сладкову | Продолжать учить детей пересказывать. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 103-104 |
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга» | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 104 | |
Комплексная оценка результатов освоения основной образовательной программы с 15 по 26 | |||
Май «Весенние хлопоты» 29 – 03 май | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Активизировать словарь детей. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 104-105 |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик» | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 105-106 | |
«День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны» 06 – 10 май | Литературный калейдоскоп. | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 106-107 |
Обучение рассказыванию по картинкам. | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 107 | |
«Неделя здоровья» 13 – 17 май | Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 107-108 |
Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 109-110 | |
«Зеленая аптека» 20 – 24 мая | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист – Ясный сокол». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 109 |
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». Повторение пройденного материала. | Проверить, знают ли дети составлять подробные и логические рассказы на темы из личного опыта. Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 111 | |
«Юный пожарный» 27 – 31 мая | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверять умеют ли дети составлять подобные и логические рассказы на тему из личного опыта. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 109 |
Повторение пройденного материала Повторение пройденного материала | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога) |