Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы и
во внеурочной деятельности.
Автор:
Чебанькова Ольга Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Наименование образовательной организации:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа»
Старополтавского района Волгоградской области
Курнаевка, 2017 год.
Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести –
ничего, чем человек есть человек.
В.Г.Белинский
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей на современном этапе развития является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Проблемы сегодняшнего дня: безработица, преступность, разводы, вредные привычки, отсутствие личных и профессиональных целей, смешение ценностей – делают процесс духовно-нравственного воспитания довольно сложным. Не секрет, что материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение порой неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. В атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно – нравственное возрождение человека – это проблема, которую можно решать на уроках литературы.
На уроках литературы происходит знакомство учащихся с творческим наследием великих подвижников России, разговор о смысле жизни, о незыблемых нравственных устоях.
Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
Как учитель литературы я формирую у моих учащихся духовно-нравственные ценности через урочную, внеурочную и внешкольную совместную деятельность. Считаю, что очень важно привлекать к такой деятельности и родителей, чей собственный положительный пример всегда важен и авторитетен для ребёнка.
На уроках литературы возможна реализация задач духовно-нравственного воспитания. Переходя из класса в класс, сохраняется преемственность изучения произведений русской литературы, раскрывающих темы любви к ближнему, уважительного отношения к старшим, воспитывающие милосердие и сострадание, которые учат различать добро и зло, искренность и лицемерие, формируют чувство любви к Родине.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать?
На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам.
Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.
Рассказ «Юшка» А.П.Платонова заставляет задуматься семиклассников о милосердии, формирует чувства сострадания и заботы о ближнем. Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Что вкладывает Левша в понятие «Отечество, Родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.
Глубокие эмоциональные переживания вызывают у школьников рассказы В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», «Корова» А.Платонова, «Кусака» Л.Андреева… Мы характеризуем образ Маши Мироновой как нравственный идеал красоты и верности, который изображает А.С.Пушкин в романе «Капитанская дочка». А чуть повзрослевшие дети сравнивают добро и зло, великодушие и бесчеловечность полковника в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» и приходят к выводу, что каждый человек должен быть в ответе за совершаемые поступки. Образы Наташи Ростовой и Татьяны Лариной переворачивают у многих представления об истинной красоте, утверждают идеал счастья, заставляют думать, спорить, рассуждать о теме верности и чести.
Тему защиты своей Родины от врага, веры в Победу раскрываем в произведениях А.Т.Твардовского, В. Быкова, В.Некрасова, Ю.Бондарева, в лирике М.Джалиля, Ю.Друниной, К.Симонова, А.Суркова и многих других. Из года в год, от простого к более сложному, школьники начинают понимать нравственные идеалы человека, взрослеют сами, стараются быть похожими на литературных героев.
Традиционно в нашей школе проводим предметные недели по литературе. Мы с коллегами отдаём предпочтение темам духовно - нравственного направления: «Россия – Родина моя», «Недаром помнит вся Россия!» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова).
Как учитель литературы к 70-летию Победы готовила с учащимися школы литературно-музыкальную композицию: «Мир победил! Окончена война!». Подготовила и провела Урок мужества «Мы помним о тебе, Беслан!», цель которого - воспитание патриотических чувств, умения чувствовать чужую боль, умения проявлять сострадание, воспитание непримиримого отношения к жестокости, терроризму.
К 100-летию со дня рождения А.П. Мересьева провела Урок мужества по литературе «Жизнь как подвиг!», где познакомила учащихся 7 класса с жизнью нашего героя-земляка, чей человеческий подвиг во все времена будет являться примером стойкости, силы воли и жажды жизни.
В прошлом году, в канун Дня Защитника Отечества, в нашей школе был открыт Уголок Памяти нашему земляку Ирбулатову Рауфхату Салимгримовичу, погибшему в Чеченской республике, с честью выполнившему воинский долг. Я готовила литературно-музыкальную композицию «Солдат войны не выбирает». Чтобы говорить на эту тему, мы с детьми собирали достоверную информацию у родных, обращались в военкомат, где призывался наш земляк, ссылались документы и архивные данные. На мероприятие были приглашены мама и брат Ирбулатова Р.С., его племянники, которые являются учащимися нашей школы, а также глава поселения Аржанов Ф.И. Никто из присутствующих не остался безразличным к тому, что война, сама по себе жестокая и бесчеловечная, приносит горе в семьи, не щадит никого. Слёзы на глазах и дрожь в голосе выступавших говорили о том, что мы не черствы к чужому горю, мы готовы разделить чужую боль и страдания. Наш святой долг – помнить о тех, кто за нас с вами сложил головы…
Программа курса Основы религиозных культур и светской этики, который я преподаю в школе, имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Итоговая проектная работа курса ОРКСЭ в 4 классе проведена в мае 2016 года по теме «Защитники Отечества». Мы с учащимися и их родителями выбрали данную тему с целью воспитания патриотических чувств учащихся, расширения знаний об истории Родины. В течение полугодия собирался и обобщался необходимый материал, результатом которого стала реализация проекта по данной теме. Дети собрали большой материал о защитниках всех времён, от Ильи Муромца до наших дней: И. Сусанин, А. Невский, А.Суворов, Г. К. Жуков, воины – защитники Афганистана и Чечни. Мальчики класса заявили о своём желании служить в армии и защищать рубежи Родины.
Уже несколько лет подряд в преддверии Дня Победы готовлю чтецов на районный конкурс:
2014 - 2015 учебный год конкурс «Поклонимся великим тем годам»: мы заняли 3 место,
2015-2016 учебный год конкурс «Дороги судьбы – дороги Победы!» - 1 место.
В 2015 году я была руководителем проектной работы участника VII районного фестиваля-конкурса презентаций учебных и педагогических проектов. Мы с учащимися проводили исследование по литературе на тему: «Когда говорят пушки, музы молчат?» и пришли к выводу, что музы не молчат, а ещё более вдохновляют поэтов, писателей, музыкантов, кинорежиссёров на создание шедевров искусства ради общей Победы, поддерживая боевой дух и веру своего народа.
В октябре 2016 года учащиеся МКОУ «Курнаевская СШ» приняли участие в районном конкурсе сочинений «Моя малая родина», целью которого было развитие интереса и любви к своей малой родине, к природе родного края. Работа моей ученицы 8 класса Жуковой Раисы заняла 1 место.
В ноябре 2016 года на районный конкурс презентаций «Моя любимая книга» также была представлена работа Жуковой Раисы и она заняла 1 место. Ученица работала над произведением Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Лучшие духовно-нравственные традиции славянского народа выделяет она в своей презентации: верность Родине, товарищам, патриотизм. Нас объединяют культура, язык, вера, традиции. Наши предки защищали от врага границы общего государства - Киевской Руси. Мы должны быть едины! Когда мы едины – мы сильны и непобедимы!
Подводя итог сказанному, следует отметить, что специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без давления, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что именно школа и родители посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станут для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Список использованной литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М. Просвещение, 2009г.
Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе. Классный руководитель, 2002 г. №6
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. –№ 7-2010.
Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях развития общества
Автор:
Чебанькова Ольга Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Наименование образовательной организации:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа»
Старополтавского района Волгоградской области
Курнаевка, 2017 год.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа» Старополтавского муниципального района Волгоградской области
Организация работы
по духовно – нравственному
воспитанию учащихся
МКОУ «Курнаевская СШ»
в 2016 году
Курнаевка, 2016 год.