Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы

На примере литературных произведений и их персонажей показать учащимся примеры духовных и нравственных ценностей в жизни, примеры жизненных исканий и смысла жизни людей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы и

во внеурочной деятельности.

Автор:

Чебанькова Ольга Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Наименование образовательной организации:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа»

Старополтавского района Волгоградской области

Курнаевка, 2017 год.

Без глубокого духовного и нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести –

ничего, чем человек есть человек.

В.Г.Белинский

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей на современном этапе развития является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Проблемы сегодняшнего дня: безработица, преступность, разводы, вредные привычки, отсутствие личных и профессиональных целей, смешение ценностей – делают процесс духовно-нравственного воспитания довольно сложным. Не секрет, что материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение порой неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. В атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно – нравственное возрождение человека – это проблема, которую можно решать на уроках литературы.

На уроках литературы происходит знакомство учащихся с творческим наследием великих подвижников России, разговор о смысле жизни, о незыблемых нравственных устоях.

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.

Как учитель литературы я формирую у моих учащихся духовно-нравственные ценности через урочную, внеурочную и внешкольную совместную деятельность. Считаю, что очень важно привлекать к такой деятельности и родителей, чей собственный положительный пример всегда важен и авторитетен для ребёнка.

На уроках литературы возможна реализация задач духовно-нравственного воспитания. Переходя из класса в класс, сохраняется преемственность изучения произведений русской литературы, раскрывающих темы любви к ближнему, уважительного отношения к старшим, воспитывающие милосердие и сострадание, которые учат различать добро и зло, искренность и лицемерие, формируют чувство любви к Родине.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать?

На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

 По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам.

Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Рассказ «Юшка» А.П.Платонова заставляет задуматься семиклассников о милосердии, формирует чувства сострадания и заботы о ближнем. Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Что вкладывает Левша в понятие «Отечество, Родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.

Глубокие эмоциональные переживания вызывают у школьников рассказы В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», «Корова» А.Платонова, «Кусака» Л.Андреева… Мы характеризуем образ Маши Мироновой как нравственный идеал красоты и верности, который изображает А.С.Пушкин в романе «Капитанская дочка». А чуть повзрослевшие дети сравнивают добро и зло, великодушие и бесчеловечность полковника в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» и приходят к выводу, что каждый человек должен быть в ответе за совершаемые поступки. Образы Наташи Ростовой и Татьяны Лариной переворачивают у многих представления об истинной красоте, утверждают идеал счастья, заставляют думать, спорить, рассуждать о теме верности и чести.

Тему защиты своей Родины от врага, веры в Победу раскрываем в произведениях А.Т.Твардовского, В. Быкова, В.Некрасова, Ю.Бондарева, в лирике М.Джалиля, Ю.Друниной, К.Симонова, А.Суркова и многих других. Из года в год, от простого к более сложному, школьники начинают понимать нравственные идеалы человека, взрослеют сами, стараются быть похожими на литературных героев.

Традиционно в нашей школе проводим предметные недели по литературе. Мы с коллегами отдаём предпочтение темам духовно - нравственного направления: «Россия – Родина моя», «Недаром помнит вся Россия!» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова).

Как учитель литературы к 70-летию Победы готовила с учащимися школы литературно-музыкальную композицию: «Мир победил! Окончена война!». Подготовила и провела Урок мужества «Мы помним о тебе, Беслан!», цель которого - воспитание патриотических чувств, умения чувствовать чужую боль, умения проявлять сострадание, воспитание непримиримого отношения к жестокости, терроризму.

К 100-летию со дня рождения А.П. Мересьева провела Урок мужества по литературе «Жизнь как подвиг!», где познакомила учащихся 7 класса с жизнью нашего героя-земляка, чей человеческий подвиг во все времена будет являться примером стойкости, силы воли и жажды жизни.

В прошлом году, в канун Дня Защитника Отечества, в нашей школе был открыт Уголок Памяти нашему земляку Ирбулатову Рауфхату Салимгримовичу, погибшему в Чеченской республике, с честью выполнившему воинский долг. Я готовила литературно-музыкальную композицию «Солдат войны не выбирает». Чтобы говорить на эту тему, мы с детьми собирали достоверную информацию у родных, обращались в военкомат, где призывался наш земляк, ссылались документы и архивные данные. На мероприятие были приглашены мама и брат Ирбулатова Р.С., его племянники, которые являются учащимися нашей школы, а также глава поселения Аржанов Ф.И. Никто из присутствующих не остался безразличным к тому, что война, сама по себе жестокая и бесчеловечная, приносит горе в семьи, не щадит никого. Слёзы на глазах и дрожь в голосе выступавших говорили о том, что мы не черствы к чужому горю, мы готовы разделить чужую боль и страдания. Наш святой долг – помнить о тех, кто за нас с вами сложил головы…

Программа курса Основы религиозных культур и светской этики, который я преподаю в школе, имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Итоговая проектная работа курса ОРКСЭ в 4 классе проведена в мае 2016 года по теме «Защитники Отечества». Мы с учащимися и их родителями выбрали данную тему с целью воспитания патриотических чувств учащихся, расширения знаний об истории Родины. В течение полугодия собирался и обобщался необходимый материал, результатом которого стала реализация проекта по данной теме. Дети собрали большой материал о защитниках всех времён, от Ильи Муромца до наших дней: И. Сусанин, А. Невский, А.Суворов, Г. К. Жуков, воины – защитники Афганистана и Чечни. Мальчики класса заявили о своём желании служить в армии и защищать рубежи Родины.

Уже несколько лет подряд в преддверии Дня Победы готовлю чтецов на районный конкурс:

2014 - 2015 учебный год конкурс «Поклонимся великим тем годам»: мы заняли 3 место,

2015-2016 учебный год конкурс «Дороги судьбы – дороги Победы!» - 1 место.

В 2015 году я была руководителем проектной работы участника VII районного фестиваля-конкурса презентаций учебных и педагогических проектов. Мы с учащимися проводили исследование по литературе на тему: «Когда говорят пушки, музы молчат?» и пришли к выводу, что музы не молчат, а ещё более вдохновляют поэтов, писателей, музыкантов, кинорежиссёров на создание шедевров искусства ради общей Победы, поддерживая боевой дух и веру своего народа.

В октябре 2016 года учащиеся МКОУ «Курнаевская СШ» приняли участие в районном конкурсе сочинений «Моя малая родина», целью которого было развитие интереса и любви к своей малой родине, к природе родного края. Работа моей ученицы 8 класса Жуковой Раисы заняла 1 место.

В ноябре 2016 года на районный конкурс презентаций «Моя любимая книга» также была представлена работа Жуковой Раисы и она заняла 1 место. Ученица работала над произведением Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Лучшие духовно-нравственные традиции славянского народа выделяет она в своей презентации: верность Родине, товарищам, патриотизм. Нас объединяют культура, язык, вера, традиции. Наши предки защищали от врага границы общего государства - Киевской Руси. Мы должны быть едины! Когда мы едины – мы сильны и непобедимы!

Подводя итог сказанному, следует отметить, что специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без давления, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что именно школа и родители посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станут для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Список использованной литературы

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М. Просвещение, 2009г.

Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе. Классный руководитель, 2002 г. №6

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.

Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. –№ 7-2010.

Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях развития общества

Автор:

Чебанькова Ольга Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Наименование образовательной организации:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа»

Старополтавского района Волгоградской области

Курнаевка, 2017 год.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курнаевская средняя школа» Старополтавского муниципального района Волгоградской области

Организация работы

по духовно – нравственному

воспитанию учащихся

МКОУ «Курнаевская СШ»

в 2016 году

Курнаевка, 2016 год.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области