Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Майкорский «детский сад «Радуга»»
Семинар - практикум для воспитателей на тему
«Развитие речи посредством использования
нетрадиционных пальчиковых игр»
Выполнила воспитатель:
Бусыгина Галина Степановна
2019г
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.
- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Сегодня я хотела бы поговорить о пальчиковых играх, с использованием нетрадиционного материала, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие пальчиковой моторики у обычных детей и детей с речевыми нарушениями. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью. Так же они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Массаж пальчиков.
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад – вперёд его качу,
Вправо – влево как хочу.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю браво.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
Массаж пальчиков шестигранными карандашами:
грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Массаж зубными щётками:
Растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики.
Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
Пальчиковая игра с бельевыми прищепками:
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.
«Уточки и гуси»
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) .
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
5-- – 4 –-- 3 ---– 2
Наши уточки с утра
2 –-- 3 –-- 4 – ---5
Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
5--- – 4--- – 3 ---– 2
Наши гуси у пруда
---– 3 ---– 4 ---– 5
Га – га – га – га!
Игры с бусами, чётками:
Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Можно считать количество в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала
Бусы я перебираю
Свои пальцы развиваю.
«Собери звуковые бусы» т.е вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных и согласных звуков используем красные и синие бусинки. Или просто собрать красивые бусы, правильно чередуя цвета и т.д.
Математические пальчиковые игры
Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила игру«Математика на палочках и трубочках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности.
«Собери геометрические фигуры» (игра в форме пазла).
Трубочки мы используем ещё в одной игре: «Собери рисунок». Ребёнок выкладывает (по образцу) из трубочек геометрические фигуры, узоры, рисунки.Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
Также во время разных режимных моментов (прогулка, физ. минутки и т. д.), мы играем в игру «Математика на пальцах»:
Запретное число
Ведущий называет какое-нибудь число «запретное» в пределах первого десятка. После этого он вразбивку называет разные числа от 0 до 10, а дети в ответ показывают названное число на пальцах. Если же ведущий назовёт запретное число, надо молча спрятать руки за спину.
Две руки – одно число.
Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре.
Ведущий называет какое-нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих – показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках. То есть представить число в виде суммы слагаемых.
Игра «Фокусник»:
Комканье платочка – берём носовой платок за угол и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками:
У меня живёт проглот,
Весь платок он скушал, вот!
«Волшебные превращения веревочки, трубочки,» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек, трубочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, выкладывать буквы, фигуры и т. д.
Театр в руке (кукольный пальчиковый, перчаточный, театр теней).
Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т. к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
-развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
-развивается способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить " выступление" своего героя;
-заучивания реплик героев, ребенок тренирует память и речь;
-театральные постановки развивают фантазию и воображение;
-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
-развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
-развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Игра «Сухой бассейн»:
Для создания «сухого бассейна» небольшую сухую миску нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными.
ребёнка должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряжённость и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани необходимые для активизации нервных окончаний пальчиков.
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
— функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
Тренируйте пальчики!Станет рука сильной,Головушка умной,А речь красивой.