Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №43 «Берёзка»
Комплексно-тематическое планирование
в средней группе
(первая часть)
Подготовила: воспитатель гр.№3
Перелыгина О.В.
пгт. Мегет
2018-2019 уч.г.
Тема: «День знаний» | |||||
3 -7 сентября | Задачи: создать у детей праздничное настроение; помочь понять, что знания необходимы людям, что заниматься трудно, но очень интересно. | ||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое |
НОД | Создание проблемной ситуации «Если мы не знаем как…» Беседа «Какой сегодня праздник?» | Повторение стихотворения:С.Маршак «Первый день календаря». Чтение: Н.Носов «Как Незнайка был музыкантом». | Развлечение, посвящённое Дню знаний (муз. руководитель) | Украшение группы цветами, шарами, поделками – совместно с воспитателями и родителями. | Рассматривание новой физкультурной формы, разучивание комплекса утренней гимнастики . П/И: «Найди себе пару»; «Найди своё место». |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Из песка (на прогулке), по замыслу. | С/Р игра «Праздник знаний в детском саду» | Уход за комнатными цветами в уголке природы. Изготовление пирожных «Картошка» | Раскрашивание шаблонов осенних листьев для украшения группы | Развивающие игры: «Палочки Кюизинера», «Геометрическая мозаика», «Складные картинки на кубиках» (по схемам). | |
Итоговое мероприятие | Фоторепортаж «Праздник знаний» | ||||
Участие родителей | Оформление родительского уголка по теме; участие родителей в украшении группы к празднику. |
4-7 сентября | Тема: «Нас встречает детский сад» | ||||
Задачи: повторить правила поведения в группе ( правила безопасности, правила общения со сверстниками и взрослыми, правила бережного отношения к вещам); напомнить, что детский сад – место, где любят детей и защищают, где играют и учатся. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЭМП: «Что вокруг нас?» Проблемные ситуации: никто не хочет убирать игрушки; почему появилась шишка на лбу? Беседа «Зачем нам правила?» | Беседа «Надо ли учиться говорить?»[6],с.27. Чтение: стих. «Мой день»М.Ивенсен «Кто поможет»; «Девочка новая в детском саду» [27], с.283; А.Кузнецова «Подружки»; Н.Калинина «Первый день в детском саду». | ФЦКМ: «Мы – почемучки» Беседа «Учиться можно всем» (о праве на образование) | Рисование по замыслу: «Мы рисуем, что хотим» Лепка: «Вспомним, что лепили раньше» | Беседа «Зачем нам физкультура?» Д/И «Что? Для чего? Как?» (о физкультурном оборудовании) П/И в группе и на прогулке |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
«Лего» - по программе Л.В.Комаровой (беседа о бережном отношении к конструкторам). Использование крупных модулей в с/р играх | Игра-ситуация «Занятия в детском саду» Д/И «В детском саду» ; Игра-драматизация «Я сегодня – воспитатель»; [7], с.46-49 | Дежурство по столовой. Каждой игрушке – своё место. Что мы умеем делать сами (самообслуживание). У нас чистый участок. | «Волшебные картинки»: раскраски, трафареты, обводки. (беседа «Где и чем можно рисовать?») | Любая деятельность по выбору детей: познакомить воспитанников с новым пособием «Нескучайка» (кукла-указатель уголков активности, в которых сегодня предлагается поиграть, позаниматься) | |
Итоговое мероприятие | Оформление плаката «Групповые правила» (совместная работа воспитателя и детей). Рассказывание детьми о своих занятиях в группе с использованием пособия «Нескучайка» | ||||
Участие родителей | Уточнение сведений о воспитанниках и их семьях (работа с анкетами). Индивидуальные беседы-напоминания по поводу одежды и безопасности детей в группе. Пополнение группы (по возможности) игрушками и пособиями. |
10-14 сентября | Тема: «Кто работает в детском саду?» | ||||
Задачи: продолжать воспитывать интерес и уважение к труду сотрудников детского сада, результатам их труда; поддерживать желание подражать их деятельности, оказывать посильную помощь; воспитывать моральные качества, необходимые в труде. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЭМП: «Поможем няне»[18], с.12 –зан.1. Наблюдения за трудом няни, эпизодически - за трудом взрослых: дворника, сантехника, плотника, электрика. Экскурсии на кухню, прачечную, мед.кабинет. | Беседа: о работе воспитателя. Занятие по разв. речи: «Обучение рассказыванию «Наша неваляшка» [6], с.29. Чтение: Н.Найдёнова. «Ольга Павловна». Б.Заходер. «Вот так мастера!». Е.Пермяк. «Мамина работа». О труде медсестры, прачки – см.[11], с.88, с.86. | Этическая беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки» [15], с.57. ФЦКМ: «Дежурство»[11] с.84. Ситуативные беседы «Чем я могу помочь?» | Рисование:«На грушевом дереве поспели груши»[4,] с.25, тема 5 (как собирали груши) Аппликация: «Красивые флажки на нашем участке»[там же, с.25] (как воспитатели украшают участок) Беседа «Кто нас учит петь и танцевать?» | Беседа «Кто нас учит физкультуре?» Утренняя зарядка, п/и и спортивные упражнения, которым научила Т.И. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Лего: «Строительство простых ворот» [Прогр. Комаровой, с.22] (как плотник ворота ремонтировал). | С/Р игры: «Занятия в детском саду», «Измеряем рост и вес», «Работаем помощником воспитателя»; Д/и: «Кому что нужно для работы?» «Загадки о профессиях» | Экскурсия по детскому саду «Дети и взрослые украшают детский сад» (выставки детских работ). На участке- сбор груш. Дежурство по столовой Хоз.-быт. труд – стирка салфеток. Учимся заправлять постели. | Рисование и аппликация для выставки рисунков в группе и коридоре. Изготовление подарков сотрудникам детского сада. | Рассматривание фотографий работников детского сада за работой; Д/И «Профессии» С/р игра «Детский сад» Выполнение трудовых поручений. | |
Итоговое мероприятие | Оформление альбома «Кто работает в детском саду?»; вручение подарков работникам детского сада. | ||||
Участие родителей | Изготовление атрибутов для музыкальных и спортивных занятий (подарков работникам ДОУ). Расширить представление родителей о работе музыкального и спортивного руководителей. |
17-21 сентября | Тема: «Мы – пешеходы. Транспорт» | ||||
Задачи: помочь детям запомнить и практически освоить элементарные правила для пешеходов; учить безопасному поведению на улице в осенний период; закрепить обобщающее понятие «транспорт». | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЭМП: «Про дорогу и дорожные знаки» [18,] с.14, зан.3; Целевая прогулка «Правила для пешеходов» [17], с.56; Проблемная ситуация «Как перейти улицу с велосипедом?» «Почему произошёл несчастный случай?» - по картинке. | ЗКР: звуки с и сь. «Песенка поливальной машины»[6,] с.28; Чтение: А.Усачёва «Домик у перехода», «Футбольный мяч», С.Маршак «Светофор», В.Головко «Правила движения», Т.Александрова «Светофорчик». | ФЦКМ: «Беседа «В городском транспорте» [8,] с.64; Ситуация общения «Как правильно вести себя на остановке». Ситуация общения «Правила катания детей на машинках в группе». Беседа «Какие опасности на улице нас подстерегают осенью?» (опавшие листья, мокрая дорога, туман) | Рисование: «Везут машины арбузы и дыни» [10], с.9. Аппликация: «Лодки плывут по реке»[10], с.35. | П/И «Цветные автомобили», «Трамвай»[23], с.50,51, «Улица» [Там же, с.60]. Игровое упражнение: ходьба в колонне по одному и группой с остановкой на сигнал светофора. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Лего: конструирование простой машины по образцу Рисование и аппликация по теме: «Светофор», «Машины на дороге», «Дорожные знаки». | Д/И: «Кто быстрее?», лото «Транспорт», «Найди такой же знак»[17]., с.61,63 С/Р: «Автобус», «Шофёры», «Пешеходы и водители» | Мытьё игрушечного транспорта в группе. Уборка опавших листьев на участке. Наведение порядка в уголке безопасности. | «Гараж для своей машины». «Улица: проезжая часть, тротуар, переход». | Рассматривание плаката для детей «Правила дорожного движения». Рассматривание книг, иллюстраций по теме. Развивающие игры: «Найди ошибку», «Добавь недостающие детали». С/Р игры с транспортом. | |
Итоговое мероприятие | Развлечение «Знакомство с правилами дорожного движения» [17], с.66 | ||||
Участие родителей | Консультация «Ребёнок переходит улицу»; тест для родителей «Грамотный пешеход» [16], с.64-67 |
24-28 сентября | Тема: «Что изменилось осенью? Дары осени» | ||||
Задачи: расширить представления детей об осени; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; расширять представления об овощах и фруктах. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Что нам осень принесла?» [22], с.28; ФЭМП: «Осенняя математика» (Как дети по грибы ходили) [18], с.14, зан.3. Наблюдения в природе. Экспериментирование: «Зачем нам резиновые сапоги?» | Развитие речи: «Чтение стихотворения Бунина «Листопад» [Гербова , с.30]; составление предложений по сюжетной картинке «Осень». Чтение и заучивание наизусть стихотворений об осени[12], с. 9 | Обсудить с детьми какие изменения происходят в природе, рассказать как к ним приспосабливаются растения и животные. Учить детей замечать как люди приспосабливаются к изменившимся природным условиям. Приобщать детей к посильной помощи в уборке урожая. | Рассматривание листьев, плодов, осенних пейзажей и натюрмортов. Наблюдения в природе. Сбор и засушивание красивых листьев. Рисование: «Красивые цветы» [10], с.27; Лепка: «Большие и маленькие морковки»[Там же, с.24]. | Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней! [29], с.29»; Беседа «Как не заболеть осенью?» П/И «Кто быстрее соберёт урожай?», «Собери листики своего цвета», «Через лужи», «У медведя во бору» |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Поделки из природного материала (овощей, фруктов, семян, шишек и т.п.) | Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница»[7], с.68 С/Р игры в магазин, домашние заготовки, выставку урожая [Там же, с.28]. Д/И «Что где растёт?» «От какого дерева листок?», «Времена года». | Уборка листьев и опавших груш на участке. Помощь няне в утеплении окон. Сбор семян цветов. | Рисование по теме с использованием техники «Отпечатки» (использовать плоды и сухие листья ). Аппликации из засушенных листьев. | С/Р игры с моделями овощей и фруктов; раскрашивание простых натюрмортов; составление разрезных картинок «Овощи», «Фрукты»; выкладывание осенних ковриков (коврограф); рассматривание альбома «Осень». | |
Итоговое мероприятие | «Праздник Осени» (муз. руководитель); выставка поделок «Дары осени». | ||||
Участие родителей | Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала на выставку «Дары осени». Помощь в заучивании стихов к Празднику Осени. Привлечение детей дома к посильной помощи в уборке урожая. |
1 – 10 октября | Тема: «В здоровом теле – здоровый дух» | ||||
Задачи: знакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и самочувствием. Формировать представление о здоровом образе жизни, значении физкультуры, правильного питания, закаливания, сна, гигиены. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при травме, недомогании. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Я здоровье берегу» (см. конспект по ЗОЖ) или «Замечательный врач»[8], с.34, тема 10. ФЭМП: «На зарядку становись!» [18], с.15, зан. 1 Экспериментирование: «Руки грязные, руки чистые»; «Расчёска нам поможет» (уход за волосами; как правильно чистить зубы). Беседа: «Право быть здоровым». | Чтение сказки К.И.Чуковского «Айболит» [6], с.31, зан.1; Чтение: С.Афонькин «Как победить простуду?», «Зачем делать зарядку?», Ч.Янчарский. «Приключения Мишки-ушастика», К.Чуковский «Мойдодыр», стихотворения Э.Мошковской, Я.Акима,Г.Ладонщикова. | Игра-беседа «Подружись с зубной щёткой» [17], с.216; Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» [29], с.7 Ситуации общения с использованием потешек во время режимных моментов. | Рисование: «Где живут витамины?» (фрукты и овощи круглой и овальной формы) [10], с.30, тема 11; Лепка: «Огурец и свекла» [Там же, с. 26, тема 6]. | Обращать внимание детей на то, что после подвижных игр, гимнастики становится хорошим настроение, хочется кушать, появляется румянец. Учить обращать внимание на своё состояние, при необходимости – отдыхать. Приучать к достаточной и безопасной двигательной активности. Антропометрия. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Из разных видов конструкторов:«Беговая дорожка», «Гимнастическое бревно»; «Воротики для подлезания». | Игра-эксперимент «Слушай во все уши!» [17], с.211; Игра-драматизация по сказке Чуковского «Мойдодыр»; С/Р игра «Больница»; Игра-ситуация «Что полезно для здоровья?» [7], с.114; Д/И: «Помоги зверюшкам», «На параде» [Там же, с.126, 127]; «Весёлые человечки»; «Полезное – вредное». | Общение – ситуация «Полезно ли для здоровья трудиться?» (выполнение хозяйственно-бытового труда и труда в природе с достаточной физической нагрузкой). «Здоровье там, где чисто» (культурно-гигиенические навыки). | Коллективная работа: коллаж «Полезно или вредно?» | С/Р игра: «Физкультурное занятие в детском саду»; «Выступление спортсменов» Двигательная деятельность с использованием спортивных атрибутов. Рассматривание альбомов о спорте. | |
Итоговое мероприятие | День здоровья | ||||
Участие родителей | Родительский клуб вместе с детьми или создание фильма «Как мы закаляемся». Буклет «Здоровье дошкольника – ответственность родителей». В информационном уголке для родителей и на сайте группы разместить материал «Право ребёнка на здоровье». |
8-12 октября | Тема: «Моя семья» | ||||
Задачи: углублять представления детей о семье, её членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Помочь осознать, что у каждого члена семьи, в том числе и у ребёнка, есть свои обязанности. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к родным. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФКЦМ: «Моя семья» [8], с.19, тема 2 или «Мама, папа, я – дружная семья» [2], с.23. ФЭМП: «Большая семья» [18], с.17, зан.2. | Занятие: «Заучивание русской народной потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…» [6], с.33, зан.3. Чтение: Н.Голь, Г.Григорьев «Есть в доме любом..», Е.Серова «Мой папа», Р.Гамзатов «Дедушка», Е.Трутнева «Наша бабушка», О.Дриз «Мама» и др. | Беседа «Семейная фотография» [27], с.214; Этическая беседа «Семьи большие и маленькие» [15], с.21. Ситуативные беседы о семьях воспитанников. | Рисование: «Сказочное дерево моей семьи» [10], с.33; Лепка: «Бежала лесочком лиса с кузовочком» («Грибы») [10], с.32. | Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». П/И: «Вместе – дружная семья!» («Найди пару») [23], с.50, «Из-за леса, из-за гор…»[Там же, с.56], «Наседка и цыплята». |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Из строительного материала: «Кроватки для братиков и сестричек» Лего: «Стульчик для дедушки» [2], с.97 | С/Р игры и игры-ситуации, основанные на событиях в семьях воспитанников (родился братик, день рождения бабушки, папа купил новую машину, помогаем маме и т.д.). Д/И «Кто старше?» «Чья это вещь?» «Маленькие помощники»[27]., с.216 | Беседа: «Домашний труд моих родителей и родных». Беседа: «Мои трудовые обязанности в семье». Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду по программе [11], с.60. | Рисование, лепка «Подарки моим родным», «Моя семья». | Рассматривание иллюстраций «Моя семья». Рассматривание семейных альбомов. С/Р игры в семью. | |
Итоговое мероприятие | Сюжетно-ролевая игра (объединение двух сюжетов) «Семья». | ||||
Участие родителей | Консультации: «Права ребёнка в семье – знакомство с Семейным кодексом». Подготовка семейного фотоальбома. |
15-19 октября | Тема: «Профессии» | ||||
Задачи: Знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Что создают своим трудом?» [2]., с.15 ФЭМП: «Что нам расскажет проводник?» [18], с.18, зан.3 | Занятие: «Звуковая культура речи: звуки з и зь» [6, с.32] – упомянуть, что некоторые люди работают на улице: лесники, лесорубы, обходчики ж/д путей, а комары им мешают. (Включить песенку комаров и игровое упражнение «Пильщики» | Беседы-встречи с родителями «Кем работают наши родители?» Индивидуальные беседы с детьми «Что делает на работе мама (папа)? Почему её (его) работа такая важная?» | Декоративное рисование: «Украшение фартука для мамы или бабушки» [10];, с.34 - профессия повар. Аппликация: «Украшение платочка» [Там же, с.34]- в дополнение к фартуку. | Беседа: «Кем я хочу быть и какое для этого нужно здоровье?» [2], с.5 П/И: «Водители», «Поезд», «Трамвай», «Пирожок»[23], с.66. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
«Мы – строители» - конструирование из любых строительных материалов по замыслу детей. | С/Р игры: «Проводники в поезде», «Парикмахер», «Повар», «Автослесарь». [7], с.28, 32,35,37. Д/И: «Угадайте, что я делаю», «Кому что нужно для работы?», «Угадай профессию» | «Знакомство с трудом медицинских работников» (экскурсия) [11], с.88. | Ситуативная беседа «Кто такие художники?» Развивающие изобразительные игры: «Исправь ошибку художника», «Дорисуй недостающую часть». Рисование по замыслу. | Рассматривание иллюстраций, альбома о профессиях; С/Р игры по выбору детей; Подготовка маленького рассказа (с помощью родителей) «Кем я хочу быть» (поместить в портфолио). | |
Итоговое мероприятие | Коллективная работа: коллаж «Кем я буду?», оформление странички в портфолио «Моя будущая профессия». | ||||
Участие родителей | Придти в группу и рассказать о своей работе (по возможности); рассказать дома о своей работе и её значении для людей. Помочь составить ребёнку небольшой рассказик о его будущей профессии и записать его. |
22-26 октября | Тема: «Что я знаю о себе» | ||||
Задачи: способствовать развитию интереса к себе, помочь осознать себя как индивидуум, как личность. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Какие мы?»[4], с.102); ФЭМП: «Сколько у меня ушей?..»-[18], зан.3, с.18. Экспериментирование: «Наши помощники», «Носарий», «Умный нос» - Марудова с.28, 39,40. «Слушай во все уши!» -[17], с.211. | Занятие по развитию речи: «Я расскажу вам о себе. Заучивание русской народной потешки «Из-за леса, из-за гор…» -[6], с.33. Чтение: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», «Про нос и язык», стихотворения: «Мой день» [27],с.193), Я.Аким. «Неумейка». | Беседа: «У каждого человека есть имя» (право на индивидуальность); Индивидуальное общение на тему: «Какой ты? Что ты любишь? Что тебя огорчает? Чему ты радуешься?» | Рисование: «Человек». Лепка: «Какая тебе нравится игрушка?» | Измерение роста, веса, длины ступни, длины волос. Соревнование «Кто выше, дальше, быстрее?» П/И – «У кого такое имя, пусть бежит ко мне»; «Лови мяч, если любишь…» |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Лего: «Робот-человек» (по замыслу). Открытка «С днём рождения!» | С/Р игра «Больница», «Фотографирование», «Магазин одежды». Д/И – «Чей голосок?», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Определи на ощупь»; «Сердится или радуется?» Загадки о частях тела, лица –[4], с.104 | Беседа «Что я хорошо умею делать», «Как разделить работу между девочками и мальчиками?» (закрепить на практике) | «Нарисуем свой портрет» -[14], с.30. Рамочка для моей фотографии из солёного теста. | Рассматривание своего фото в разном возрасте; рассматривание своих рисунков за прошлые годы и теперь; Персональная художественная выставка; Участие детей в одном из всероссийских конкурсов. | |
Итоговое мероприятие | Фотовыставка «Это мы можем!» | ||||
Участие родителей | Помощь в оформлении странички портфолио «Это я!». Участие в детско-родительском клубе «Это мой ребёнок?» Помощь в организации празднования дней рождения детей (приобретение подарков). |
29 октября – 2 ноября | Тема недели: «Родной край» | ||||
Задачи: формировать начальные представления о родном крае, родном посёлке, родном доме. Помочь запомнить свой адрес. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Посёлок, в котором я живу» -[2], с.21. или[7], с.46. ФЭМП: «Дома в Мегете» -[18] зан.4, с.6. | Занятие по развитию речи: «Знакомство с журналом «Сибирячок»; Чтение стихотворений М.Трофимова «Нерпёнок» и «Разбудил». | Беседы: «О природе нашего края»; «Главный город нашей страны». | Рисование: «Дом, в котором ты живёшь» - Комарова, с. Аппликация: «Большой дом» - [10] | П/И сибирских детей: «Полярная сова и евражка», «Хейро» -[3], с.29, 31. Беседа: «Что значит «сибирское здоровье?» |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Строительство модели ул.Центральной по схематическому плану. | С/Р игры: «Отдыхаем на Байкале»; «Едем в Москву»; «Иркутский цирк». Д/И – «Угадай, что за дом?» (здания Мегета), «Построй дом, какой скажу», «Кто лишний?» (о природе Сибири); | Беседы: « Кем люди работают в Мегете?»; «Кем работают мои родные?» «Как я могу помочь посёлку быть красивым?» Участие детей в совместном труде со взрослыми по наведению чистоты вокруг. | «Будущие дома Мегета». Украшение группы к празднику (изготовление флажков); Рисование своего дома, зданий Мегета, детского сада. | Рассматривание фото: «Посёлок Мегет», «Иркутск», «Ангарск», «Москва». Раскрашивание Российского флага по образцу. С/Р игры в «Путешествия». | |
Итоговое мероприятие | Тематическое (проводит музыкальный руководитель) | ||||
Участие родителей | Пополнение коллекции открыток, иллюстраций, фото по теме недели. Посещение вместе с ребёнком праздничных мероприятий в Мегете. Познавательные прогулки по улицам Мегета. Помощь детям в заучивании домашнего адреса. |
6- 9 ноября | Тема недели: «Домашние животные» | ||||
Задачи: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади), о пользе, которую они приносят человеку; формировать гуманное отношение к домашним животным, желание заботиться о них. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЭМП: «Котята играют» -[18], зан.2, с.23. ФЦКМ: «Обитатели скотного двора» -[4], с.152 | Развитие речи: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» -[6], зан.3, с.38. Чтение: С.Маршак «Усатый-полосатый», З.Н.Алесандрова «Котёнок», А.И.Введенский «О девочке Маше», К.Д.Ушинский «На нашем дворе», «Бодливая корова». | Беседа «Что мы знаем о корове?» Беседы, рассказывание по фото о своих домашних любимцах. Беседа «Мы-заботливые, добрые хозяева». Рассказ воспитателя «Как у нас появился Марсик» -[7], с.33. | Лепка: «Рыбка», [10], с.36, тема 19. Рисование: «Рыбки плавают в аквариуме», [10], с.43, тема 30. | П/И – «Лошадки», с.52; «Кролики», с.55; «Котята и щенята», с.56; «Из-за леса, из-за гор…», с.56; «Кошка и мышка», с.72; «Пастух и стадо», с.76 [23] Безопасность: Игра-беседа «Как надо обращаться с домашними животными» -[17], с.102. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
«Будка для собаки» - из строительного конструктора «Томик»; «Аквариум для рыбок» - плоскостное конструирование из геометрической мозаики. | С/Р игры: «Ветеринарная клиника» -[7], с. 34; «Семья: как я ухаживаю за своим питомцем»; «На площадке для собак». Д/И: «Лошадки в цирке» - там же,с.127, «Кто что любит» - с.128, «С чем Тузик будет играть?» - с.130 | Ручной труд: поделка из бумаги «Собачка», «Конура для собачки»-[11], с.55, с.155. | Аппликация: «Полосатый коврик для кота» -[13], с.62; Лепка: «Лижет лапу кот сибирский» - там же, с. 60. | С/Р игры с фигурками домашних животных; Рассматривание макета «Деревенское подворье»; рассматривание плаката «В деревне»; Пазлы, разрезные картинки на кубиках, лото «Домашние животные». | |
Итоговое мероприятие | «Осенние посиделки» (игра-беседа о домашних животных) –[22], с.38 | ||||
Участие родителей | Поручить ребёнку постоянно кормить домашнего питомца, помогать родителям ухаживать за ним. Помочь ребёнку провести дома эксперимент: «Что любит и чего не хочет есть котёнок (щенок)? Как любит играть?» По результатам эксперимента просим помочь нарисовать рисунок, сделать фото или составить небольшой рассказ для портфолио. |
12-16 ноября | Тема недели: «Дикие животные» | ||||
Задачи: формировать представления о жизни диких животных зимой; уточнить внешние признаки и повадки диких животных (лисы, волка, медведя, зайца, белки); учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе; продолжать воспитывать заинтересованное и заботливое отношение к диким животным. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Скоро зима!» - беседа о жизни диких животных в лесу. –[22]., с.41, тема 6. ФЭМП: «Как белочка считала свои припасы» -[18], с. 24, зан.3. | Развитие речи: «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» (взять игрушки-дикие животные средней полосы) -[6], с.38. Чтение: Е.Чарушин «Лисята», «Про зайчат»; р.н.с. «Лиса и козёл», «Лиса-лапотница»; Н.Сладков. «Неслух», «Отчего у лисы длинный хвост?», «Весёлая игра»; И.Акимушкин. «Чем кролик на зайца не похож?»; И.С.Соколов-Микитов «Белка». | Беседа: «Как можно и как нельзя знакомиться с дикими животными нашего края?» (разрешение проблемной ситуации, безопасность); Выступления (презентации) детей «Что я нового узнал?» (о выбранном ребёнком диком животном средней полосы). Рассказ воспитателя «Как люди помогают диким животным». | Аппликация: «Кто живёт в лесу?» (коллективная работа) –[28], с. 87 (зан.2, «Ёлочки»). Рисование: «Зайчик под Ёлочкой» -[28], с.79. | П/И – [23]«Зайцы и волк» (с.53), «Лиса в курятнике» (с.54), «Охотник и зайцы» (с.54), «Сидит, сидит зайка» (с.58), «Спасайся от волка» (с.63) |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Художественно-эстетическая | Самостоятельная |
Из бумаги: «Зайки и медведи – лесные соседи» - см.[11], с.155. Изготовление вместе с воспитателем макета «Животные в зимнем лесу». | С/Р игра «Игра-ситуация «Экскурсия по зоопарку» (животные нашего края) -[7], с.23; Театрализованная игра – по мотивам прочитанных р.н.с.; Д/И: «Найди животных в зимнем лесу»; лото «Дикие животные»; «Кто где живёт?», «Один-много»; «Чей детёныш?» | Подклейка книг, отобранных по теме; Приведение в порядок настольно-печатных игр, масок диких животных. Подкормка птиц. | Рисование диких животных по трафаретам, шаблонам; Раскрашивание силуэтов. Д/И «Дорисуй недостающее»; | С/Р игры с моделями диких животных, с использованием макета; «Зоопарк»; Театрализованные игры по желанию детей – предложить маски диких животных, атрибуты, заместители; Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии, в альбомах. | |
Итоговое мероприятие | Тематическое развлечение «Мы в животных превратились» | ||||
Участие родителей | Чтение с детьми природоведческой и художественной литературы о животных нашего края; просмотр научно-популярных фильмов для детей о природе Сибири. Рекомендовать посетить зоопарк при Доме творчества в Ангарске или зоопарк в Иркутске. Принести небольшие картинки диких животных нашего края (для коллажа). |
19 -23 ноября | Тема недели: «Животные жарких стран» | ||||
Задачи: уточнить знания детей о животных жарких стран, учить узнавать по внешнему виду; дать некоторые представления о их повадках и образе жизни; воспитывать гуманное отношение к диким животным; развивать познавательный интерес. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ: «Мы едем в зоопарк» -[4], с.165; ФЭМП: «Животные – цирковые артисты» -[18], с.25, зан. 4. Экспериментирование: «Прозрачная вода» [24], с.11 (рассказать, что на водопое никто никогда не нападает). | Развитие речи: «Рассказывание по картине о животных жарких стран»; Чтение: К.Чуковский «Айболит», «Тараканище»; Д.Самойлов «У слонёнка день рождения»; С.Маршак «Детки в клетке»; Р.Киплинг «Слонёнок». | Беседа: «У всех есть любимая мама» -[15], с.20. Речевое упражнение «Чей детёныш?»; Проблемная ситуация: «Я хочу себе тигрёнка»; Беседа: «Как нужно вести себя в зоопарке». | Лепка: «Ползучие – гремучие» - [13]«Слепи свой остров». Рисование: «Жираф, слон или лев?» (по замыслу) | П/И: «Ловля обезьян» -[23], с.131 (упрощённый вариант), «Помоги зверушкам» -[7], с.126; «Зебры (лошадки) в цирке» - там же, с.127. Игровые упр-я: «Как прыгает лев; «Как бегают зебры»; «Как обезьяны кидаются плодами» и т.д. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Художественно-эстетическая | Самостоятельная |
Из строительного материала, по условиям: «Клетки для животных в зоопарке»; | Игры-ситуации «Поездка в зоопарк» -[7], с.20, «Наш зоопарк» - там же, с.59. Д/И – «Мы – артисты» - там же, с.135; см. сб. «Цирковое представление».; Пазлы, Картинки на кубиках. | Ручной труд: «Лев», «Слон» - из бумаги, сложенной вдвое –[11]., с.155. Отобрать для починки книги по теме. Изготовление книжек-малышек. | Раскрашивание в книжках-раскрасках, рисование по трафаретам; Рассматривание иллюстраций художников-анималистов. Рассматривание схем «Как рисовать животных». | С/Р игры с моделями животных, «Зоопарк», «Цирк». Рисование животных с опорой на схемы. Рассматривание детской научно-популярной литературы. | |
Итоговое мероприятие | Выставка книжек-малышек «Что ни страница – то слон, то львица…», созданных детьми. | ||||
Участие родителей | Рекомендация: свозить детей в зоопарк или на цирковое представление. Смотреть вместе с детьми научно-популярные фильмы, книги о животных жарких стран. Определиться с новогодними костюмами. |
3 – 7 декабря | Тема недели: «Зимние виды спорта. Зимние чудеса». | ||||
Задачи: расширять представления о зимних явлениях природы, дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы; уточнить знания детей о зимних забавах и видах спорта; учить замечать красоту и стараться создавать её своими руками. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ – «Петрушка – физкультурник» -[8], с.28. ФЭМП – «Наш спортивный уголок» -[18], с.28. Экспериментирование: «Освобождение бусинок из ледяного плена» -[19], с.27. | Развитие речи: «Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!» -[6]., с.45. Чтение: сказка «Заячья дорожка», стихи: А Прокофьев «Как на горке, на горе»; С.Чёрный «Мчусь, как ветер…»; А Введенский «Вся земля в снегу»; О.Высотская «Мы слепили снежный ком»; З.Александрова. «Катя саночки везёт». | Игра- эксперимент «Слушай во все уши!» -[17], с.211; Игра-беседа «Наши руки», там же, с. 214. | Рисование «Кто в каком домике живёт?» - [10], с.45. Лепка: «Девочка в зимней одежде», там же, с.47. Рассматривание картин о русской зиме: картина И. Шишкина «Зима» -[25], с.92. | Подвижные игры: «Кто дальше бросит снежок?», «Проведи шайбу», «Санный поезд», «Попади в цель», «Льдинки, ветер и мороз»; Спортивные игры: Катание с ледяной горы, катание по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Из строительного материала: «Горка с лесенкой»; «Будка для собаки»; Из бумаги: «Пригласительный билет», «Санки», «Лыжи»; ёлочные игрушки, украшения, | С/Р игры: «Зарядка в детском саду», «Спортивные соревнования»; Игра-ситуация «Зимние игры» -[7], с.80. Д/И: «Кому что нужно для спорта?», «Выполни движение, как на картинке», «Что лишнее?» | Наведение порядка в спортивном уголке; Обучение аккуратному складыванию спортивной формы; Учить приводить в порядок спортивные игрушки после прогулки, правильно их хранить; Учить просушивать свою одежду после прогулки. | Учить рисовать (дорисовывать на картинке) лыжи, санки, коньки; Создавать картинки о красоте зимней природы в различных техниках: аппликации, лепке, рисовании. | Спортивные игры, упражнения; С/Р игры в «Фигурное катание», «Хоккей»; катание кукол на санках; строительство снежных горок для кукол. | |
Итоговое мероприятие | Игровое тематическое занятие: «Зимние игры и забавы» -[29], с.37. | ||||
Участие родителей | Помощь в пополнении спортивного уголка; участие в детско-родительском клубе «Право на здоровый образ жизни», участие в изготовлении новогодних украшений. |
10 – 14 декабря | Тема недели: Что такое праздник? Готовимся к Новому году | ||||
Задачи: помочь детям понять, что такое праздник, зачем праздники нужны людям; создать в группе атмосферу подготовки к Новому году; помочь стать активными участниками предпраздничных хлопот. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художественно- эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ – Беседа «Зачем праздники нужны людям? Что значит – «праздник»? ФЭМП – «Готовимся наряжать ёлку» -занятие 2, с.29,[18]. Экспериментирование: Замораживание цветных льдинок для украшения участка. | Развитие речи: Чтение и заучивание стихотворений о зиме. –[6], с.44. Чтение: Б.Заходер. «Хрюша на ёлке», Н.Артюхова «Белый дед», А.Прокофьев «Снегири», С.Есенин. «Поёт зима – аукает», В.Орлов «Почему медведь зимой спит», С.Козлов «Зимняя сказка», р.н.с. «Заюшкина избушка». | Беседа: «Чего не знал воробышек» -[15], с.14. Беседа: «К чему ведут ссоры в игре» (решение детьми проблемной ситуации: «Как должны были поступить девочки?») – там же, с.27. | Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная» -[13], с. 92. Рисование: «Снегурочка» -[10], с.47. Репетиции к новогоднему утреннику. | П/И - «Льдинки, ветер и мороз»[3], с.32, «Попади снежком в цель». «Заморожу», «Из следа в след», «Бездомный заяц». Спортивные упр-я: Метание снежков правой и левой рукой вдаль; скольжение по ледяной дорожке; Парное катание на санках. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Бумага, природный и бросовый материал: изготовление ёлочных игрушек и украшений; Строительный материал: по замыслу. | С/Р игры: «Парикмахерская», «Цирк» -[26], с.22, 47. | Ручной труд: изготовление игрушек для украшения коридора (по готовым шаблонам); Помощь взрослым в украшении группы; Предпраздничная уборка и починка. | Рисование, аппликация на тему «Зимние чудеса»; Использование разных нетрадиционных техник изобразительной деятельности. | Украшение кукольного уголка; Изготовление игрушек на кукольную ёлку. | |
Итоговое мероприятие | Коллективное письмо Деду Морозу от группы «Почемучки». Выставка детских поделок и рисунков. | ||||
Участие родителей | Изготовление атрибутов для утренника: султанчики, украшение самокатов, веера, ленты на палочках. Помощь в заучивании стихов. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. |
17 -29 декабря | Тема недели: «Новый год у ворот» | ||||
Задачи: Поддерживать предпраздничную атмосферу в группе; приобщать детей к подготовке к празднику: делать поделки для украшения группы, учить стихи, песни; отображать новые впечатления в сюжетно-ролевых играх, в изодеятельности. | |||||
Образоват. области | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное | Художествено-эстетическое | Физическое развитие |
НОД | ФЦКМ – «Новый год у ворот»; ФЭМП - «Наши ёлочные игрушки» -[18], с.30, зан.3. Экспериментирование – «Замёрзшая вода» -[24]., с.22. | Развитие речи – «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» -[6]., с.43. Чтение: Т.Домарёнок «Новогодние сказки и истории – все новогодние сказки», М.Зощенко «Ёлка», Н.Моисеева «Сказка для детского сада «Одинокая ёлочка», Т.Михеева «Ёлочная история». | Этическая беседа «Почему нужно уметь уступать» -[15], с.26. Игровое занятие «Обучение дежурству по столовой» -[11], с.91 | Рисование – «Новогодние поздравительные открытки» (по замыслу) –[10], с.48 Аппликация – «Бусы на ёлку» -[10], с.49. | П/И – «Найди себе пару»[23], с.50, «Лошадки», с.52, «Передай снежок», «Тройки», Мы на саночках поедем», «Попади в круг». Спорт. упражнения – ходьба по снежному буму (ширина 20 см), ходьба с перешагиванием через 5-6 снежных «кочек», прыжки на двух ногах из круга в круг. |
Виды деятельности | Конструктивно-модельная | Игровая | Трудовая | Изобразительная | Самостоятельная |
Учить делать из картона и спичечного коробка кукольные лыжи и санки. | Д/И «Мы – артисты», [7], с.135, «Сколько на картинке …, столько раз простучи», «Весёлые человечки» -[5], с. 94. С/Р игры – «Парикмахерская», «Почта», «Магазин». | Учить сервировать праздничный новогодний стол; Подкормка птиц на участке. Расчистка дорожек от снега, посыпание их песком. Ручной труд: учимся вешать одежду (новогодний костюм) на вешалку. | Изготовление новогодних открыток из готовых шаблонов. Украшение шаблонов ёлочных игрушек (по замыслу). Репетиции к новогоднему утреннику. | С/Р игры на тему «Подготовка кукол к Новому году» - приготовление угощения, подарков, повторение стихов. Повторение своих номеров к утреннику. | |
Итоговое мероприятие | Новогодний утренник «Цирк встречает Новый год». | ||||
Участие родителей | Украшение группы и прилегающего коридора; работа с тетрадями для стихов (иллюстрации); участие в конкурсе на лучшую новогоднюю поделку (завершение); посещение новогоднего утренника для детей. |
Использованная литература
Абрамян Л.А. Игра дошкольника.М., «Просвещение», 1989.
Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
Асламова С.Н. Копилка игр Сибирячка. Иркутск, Иркутский Дом печати, 1995.
Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Методические рекомендации. М., «Баллас», 2003.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1989.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа (4-5 лет).
Дыбина О.В. Ознакомление с природой. Средняя группа (4-5 лет). М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет.
Ладыгина Т.Б. Стихи к осенним праздникам. М., ТЦ «Сфера», 2009.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей», 2009.
Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М., АРКТИ, 2010.
Сеф. Я сам. М., «Детская литература», 1992.
Семенака С.И. Уроки добра. М., АРКТИ, 2002.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М., ТЦ «СФЕРА», 2003.
Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет.М., АРКТИ, 2010
Шипицина Л.М. Азбука общения. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. М., центр ВЛАДОС, 2002.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., ТЦ «СФЕРА», 2005.