Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колокольчик» муниципального образования город Ноябрьск (МБДОУ «Колокольчик»)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи в старшей группе «Весенняя капель»
Воспитатель:
Евдокимова Галина Ивановна.
Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле.
Задачи: закрепить знания детей о весенних месяцах, о периодах весны; расширять знания о весенних приметах; познакомить с различными народными приметами; воспитывать любовь к природе; развивать логику, мышление, воображение, мелкую моторику, умение делать выводы.
Оборудование: запись хороводной песни «Веснянка», глобус, картинки весны разных этапов, запись П.И. Чайковский «Времена года. Весна.», фонарик, свеча.
Ход НОД:
Вводная часть.
Хоровод «Веснянка»Стало ясно солнышко припекать, припекать,Землю словно золотом заливать, заливать.Громче стали голуби ворковать, ворковать,Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.А в лесу подснежники расцвели, расцвели.Много цвету вешнего у земли, у земли.Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
- Ребята, мы не зря водили хоровод. В нем спрятано название нашей беседы. О чем мы пели с вами?
Основная часть.
Д/И. «Кто больше расскажет о весне» (приметы, признаки)
- Когда приходит весна?
- Какие вы знаете весенние месяцы?
- Каким становиться день?
- Погода?
- Почему становиться теплее?
- Какие осадки характерны для весны?
- Какие явления природы мы наблюдаем в весенние месяцы?
- Какие периоды весны вы знаете?
- Какой из периодов вам нравится больше? Почему?
Беседа «Почему листья появляются?»
- Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо - чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются зелеными, набухающими почками, которые превращаются в листочки
Д/И «Что сначала, что потом» (расположить картинки в соответствии месяцев)
Беседа «Почему зима зимой, а весна весною…»
- Как вы думаете, почему зима не длиться всегда, почему приходит весна, затем сменяется летом…
- Откуда она приходит?
- Для начала вспомним, какую форму имеет планета?
- Вы помните с того года, что наша земля вращается вокруг своей оси как волчок. Поэтому происходит смена дня.
Опыт с глобусом и фонариком.
- А в космосе, земля еще и вращается вокруг солнца, по своей дороге – орбите.
Опыт с фонариком и свечой.
- На глобусе точка – это я обозначила где мы живем. Зажигаем настольную свечу – это солнце. Вокруг свечи вращается шар. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то у нас тепло – это лето. Если лучи падают под углом, то на земле весна или осень. Чем дальше относим от солнца (свечи), тем меньше света на него попадает, на земле наступает зима.
Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то у нас весна.
Физминутка Весенняя (пальчиковая гимнастика)
Стучат всё громче дятлы,Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).Встаёт пораньше солнце,Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)Бегут ручьи под горку,Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)А из под старой травкиУже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)Раскрылся колокольчикВ тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)Динь-динь, звенит тихонько,Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
«Приметы весны»
- Как может меняться погода весной в течении дня?
- Что людям помогает определить погоду?
- А можно ли предугадать погоду без приборов?
- Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.
В марте
В марте холодно и сухо — хлеба в достатке будет.
Гром в марте - перед холодом.
Длинные сосульки в марте – к долгой весне.
В апреле
В апреле мокро – к грибному лету.
В конце апреля идут теплые дожди - к урожаю.
Если ласточки еще не прилетели в апреле – вся весна будет холодной.
В мае
Май сырой — июнь сухой.
Май холодный — год хлебородный.
Много журавлей появилось в мае — к засухе.
– О чем сегодня говорили? Что больше всего понравилось?
- Слушание произведения П.И. Чайковского «Времена года. Весна»