Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Цель работы Обобщить опыт работы по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Задачи Проанализировать игровые методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Провести диагностическое исследование развития коммуникативных навыков дошкольников и сделать выводы. Подобрать комплекс игр и упражнений по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:

высокая тревожность,

слабая социальная рефлексия,

неудовлетворённая потребность в общении,

низкий социальный статус ребёнка,

недостаточное развитие эмоциональной сферы,

различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также актуализирует социально-личностное развитие в образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…».

Выбранная тема актуальна и значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании происходит отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

Проанализировать игровые методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Провести диагностическое исследование развития коммуникативных навыков дошкольников и сделать выводы.

Подобрать комплекс игр и упражнений по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Анализ созданных психолого-педагогических условий для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

В группе созданы благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков. Созданная в группе и постоянно развивающаяся игровая предметно-пространственная среда, является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. В группе создан центр сюжетно-ролевой игры, подготовлены атрибуты для игровой деятельности: костюмы, предметы-заместители, игрушки; современный, эстетически оформленный материал, позволяющий комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы, вызывающие у детей желание играть, проявлять самостоятельность, инициативность и творчество.

Для достижения положительной динамики развития коммуникативных навыков нами подобран практический материал, который включил в себя следующие блоки:

игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Игры в педагогический процесс включаются ежедневно. При проведении игр и упражнений необходимо: продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи; воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи; прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия; помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.

При составлении занятий включаем игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Для налаживания диалогического общения используем настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Существует масса подвижных игр, которые позволят снять напряжение, сформировать сплоченность на групповых занятиях, развить навыки общения, преодолеть страхи, стеснительность и. д. Например, игра-разминка «Прикоснись к.». Игра на знакомство, создание положительных эмоций: «Ракета». Игра на развитие сотрудничества: «Спина к спине». Игра на доверие: «Ива на ветру». Игра, снимающая напряжение: «Макароны».

В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Эти игры лишь маленькая часть того многообразия игр и упражнений, которые можно использовать на своих занятиях. Главное помнить, что для того, чтобы привыкнуть к нам, освоиться, развить навыки и умения ребенку нужно время, наше терпение, заинтересованность, похвала, ощущение успеха. И все это мы в состоянии дать детям, с которыми работаем.

В своей педагогической деятельности активно используем элементы тренинговых занятий.

Элементы тренинговых игр на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников – это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью до 30 минут проводятся 2-3 раза в неделю во второй половине дня.

Для участия в тренинге формируется группа из равного количества мальчиков и девочек одной возрастной группы, знакомых друг с другом. В тренинге обязательно используются:

упражнения на снятие напряжения;

пантомимика: важно научить детей показывать человека, отражая его эмоциональное состояние и чувства;

коллективные игры, работа в парах, ориентированных на коррекцию статуса ребенка в группе, эмоциональное благополучие в общении с детьми и взрослыми;

упражнения, помогающие ребенку осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления.

Систематизируя игры и игровые упражнения, реализуя их в непосредственно-образовательной, совместной, самостоятельной деятельности и режимных моментах развиваются определенные коммуникативные навыки, такие как умение слушать и слышать, выражать и учитывать эмоциональное состояние, умение вести диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области