Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Естественнонаучные понятия формируемые у детей младшего школьного возраста

Материал для помощи студентам и учителям начальной школы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Естественнонаучные понятия формируемые при изучении темы природные явления

Для того чтобы в полной мере раскрыть проблему нашего исследования, необходимо определить сущность естественнонаучных понятий, которые формируются у детей младшего школьного возраста при изучении темы природные явления.

Одной из актуальных проблем нужно считать – развитие понятий, как в теории методики, так и в практике обучения. Многих ученые занимались данной проблемой. Среди них — педагоги и методисты К. Д. Ушинский, К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, Н. М. Верзилин, А. П. Медовая, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев, С. П. Баранов, Л. С. Короткова, Л. И. Бурова. Не обошли эту проблему и психологи — Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. В. Занков, Д. Е. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

По мнению В.А Сластенина, понятие — категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этой категории: понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. В педагогике К. Д. Ушинский говорил о том, что понятие — это форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков [36,37].

М.Н. Скаткин рассматривал понятие, как форму обобщенного знания, отражающую объективно существенное в предметах и явлениях и закрепляемую специальными терминами. Основная функция понятий в процессе формирования у школьников естественнонаучных знаний состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик. Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества. Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание естественнонаучного образования.

По данным М.Н. Скаткина понятие в своем развитии проходит три ступени. Первая ступень развития понятия характеризуется тем, что их существенные признаки еще опираются на чувственный опыт, доступны «живому созерцанию». Поэтому их в педагогике зачастую называют элементарными. Чаще всего, такие понятия вводятся впервые. Вводимые впервые понятия называют также первоначальными.

На второй ступени развития понятие характеризуется более высокой степенью абстрагирования. Конкретизировать такие понятия можно опосредованно, через ряд простых понятий.

Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщенности, отвлеченности, это происходит тогда, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории.

В процессе естественнонаучных понятий у учащихся начальных классов образуется «пирамида понятий», позволяющая мысленно переходить от одного частного свойства объекта к другому через общее понятие. Естественнонаучные понятия в зависимости от различного количества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями имеют свою характеристику: для них характерно содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями [36].

Г. Н. Аквилева считает, что под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. В применении к начальному естествознанию простые понятия включают в себя один элемент знаний о природе. Простые понятия, объединяясь с другим простым элементом, образуют сложное. 

По содержанию естественнонаучные понятия классифицируются на:

геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых, залежи полезных ископаемых;

физические: тело, вещество, явление, свойства воды, круговорот воды в природе, свойства воздуха;

географические: погода, поверхность, территория, равнина, гора, холм, река, горизонт, ориентирование на местности, масштаб, план, карта, глобус, природная зона, остров, материк, океан;

биологические: растение, корень, стебель, лист, цветок, питание, дыхание и размножение растений; бактерии и грибы, особенности их строения и жизнедеятельности; животное, способы питания, способы передвижения, домашние животные, дикие животные, насекомые, рыбы, птицы, звери;

сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, обработка почвы, перегной, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растения, сорняки, удобрения минеральные и органические;

экологические: природное сообщество, культурное сообщество, условия жизни, особенности живых организмов в связи с условиями жизни, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы.

Очень важно начинать работу по установлению отношений между понятиями уже в начальной школе. Различают видовые и родовые понятия. Все понятия в содержании школьного естествознания взаимосвязаны. Видовые понятия – заяц, ель, василек. Родовые понятия – животное, хвойное растение [2].

По мнению М.Н. Скаткина критерием овладения тем или иным понятием является умение его использовать. Если учащиеся 1 - 2 класса отмечают наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его значение, то к 3 - 4 классу школьники должны уметь устанавливать связь между понятиями, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связь между родовыми и видовыми понятиями. Если ученик 1 - 2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, то ученик 3 - 4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию.

Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:

– понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;

– понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;

– понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;

– процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер [36].

Формирование естественнонаучных понятий является длительным процессом. Он редко заканчивается на одном уроке потому, что с одними и теми же объектами учащиеся продолжают сталкиваться в различных местах, курсах и предметах. Постепенное развитие понятия будет происходить за счет его расширения и углубления.

Понятие можно считать усвоенным, если ученик:

1) знает его определение и содержание, то есть существенные признаки понятия, связи и отношения между признаками;

2) имеет образное представление об изучаемом биологическом объекте или явлении;

3) умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.[30] 

Л.К. Ладутько говорит о том, что методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике». Можно сделать вывод — вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. «Этот ход ученья, — пишет К. Д. Ушинский, — от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких неопровержимых психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразовываться в ученье с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности». Нельзя понять, что такое растение вообще, не зная конкретных растений. Нельзя также сводить усвоение естественнонаучных понятий к заучиванию словесных формулировок. Если учащийся запомнил термин «растение», но никогда не видел конкретное растение, он не владеет этим понятием.[23] 

И.Ф. Харламов отмечает, что важно для формирования понятия отобрать определенное число объектов, обладающих типичными чертами. Мы сначала пользуемся общим понятием, а затем его конкретизируем. Например, сначала учащиеся усваивают слово «дерево» или слово «поверхность», а затем в процессе общения с природой различают отдельные деревья — березу, ель, липу, отдельные формы поверхности — равнина, гора, холм [41].

С. А. Веретенникова считает, что каждое понятие, усваиваемое учащимися при изучении окружающего мира, должно характеризоваться определенным числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно должно иметь объем тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшего развития. Кроме того, понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если присутствуют взаимосвязи его с другими различными понятиями. Это указывает на важность построения логически связанной системы понятий [9]. 

Н.Ф. Виноградова рассматривает, что процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений; данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания [10].

В ФГОС НОО выпускник начальной школы должен уже строить не только определения по аналогии, но и родовидовые. Второй вид теоретических основ – это методико-процессуальные основы, определяющие, каким образом может быть осуществлен в совместной деятельности процесс освоения содержания обучения, представленного как планируемые результаты по учебному предмету [39]. 

Н.Ф. Виноградова рассматривает так же содержание понятия, как совокупность всех существенных признаков данной группы предметов. Содержание понятия обычно фиксируется в его определении. В содержании учебного предмета «Окружающий мир» используется достаточно много оснований для классификации понятий. Понятия с позиции логики по содержанию:

Конкретные (отражают классы материальных и реальных объектов – лес, река)

Абстрактные (указывают на признак объекта – влажность, белизна, справедливость)

Относительные (имеют соотношение с другим понятием – врач/больной, север/юг, день/ночь)

Безотносительные (существуют самостоятельно, вне зависимости от другого объекта – мышь, зерно)

Положительные (говорят о наличии какого-либо качества у объекта – домашнее животное, культурное растение)

Отрицательные понятия (показывают, что свойство отсутствует – некультурные растения)

Собирательные (группа объектов мыслится как единое целое – лес, домашние животные)

Не собирательные (понятие можно отнести к каждому объекту класса – плоды, растение)

Простые (элементарные, включающие один элемент – солнце)

Сложные (включают ряд простых – полезные ископаемые)

Понятия по объему:

Единичные (называют одноэлементный класс – река Обь)

Собирательные понятия (называют несколько элементов – озера, минералы)

Пустые понятия (называют несущественные в реальности объекты – единорог)

При изучении любого раздела предмета «Окружающий мир» должна проводиться работа по формированию понятий. Необходимо сделать акцент на том, чтобы обучающиеся прочно усваивали основные понятия, могли вложить в них верный смысл, точное содержание. Для этого необходимо приучать школьников давать описания изучаемых объектов и формулировать определения соответствующих понятий [10].

Согласно ФГОС НОО в учебниках по окружающему миру по программе «Планета знаний» рассматриваются основные регламентируемые понятия:

1 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Окружающий мир – это всё, что ты видишь вокруг: солнце и облака, растения и животные, люди и всё, что создано ими.

2 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.

Звёзды – огромные огненные шары.

Самая близкая к нам звезда – Солнце.

Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие.

Планеты – это небесные тела, которые постоянно меняют своё положение на небосклоне.

3 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.

Окружающая среда – это всё то, что нас окружает.

Экология – это наука о взаимодействиях живых существ между собой и окружающей средой.

Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя. Там, где, кажется, что небо сходится с землёй или водой – линий горизонта.

Явления природы – изменения, происходящие в природе. 

Физическими явлениями называют явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение в пространстве и другие изменения.

Химическими явлениями называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие.

Вода – самое распространённое в природе вещество. В окружающем нас мире вода встречается в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

Туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.

Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли.

4 класс «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов часть 1.

Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.

Термометр – прибор, с помощью которого измеряют температуру воздуха.

Флюгер – специальный прибор для определения направления ветра.

Смерч – гигантский столб вращающегося воздуха, который движется над Землёй с огромной скоростью.

Молния – это электрический разряд, возникающий между облаками, он сопровождается раскатами грома.

Если при сильном ветре выпадает снег, то возникает – метель.

Гололёд – после оттепели ударяет мороз, на поверхности земли, зданий, на деревьях, столбах, проводах образуется слой льда [16,17,39]. 

Проблема формирования понятий, в теории и практике обучения, является одной из наиболее актуальных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, А.С. Короткова, Л.И. Бурова. Не обошли эту тему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и другие [37].

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области