Первые шаги
Автор-составитель – Вторушина Н.А
Рабочая программа по адаптивной физкультуре
Цель: воспитание у ребенка с ОВЗ уверенности в своих силах, формирование умения преодолевать физические и моральные нагрузки, достигать поставленных целей, быть уверенным и самостоятельным.
Задачи:
формировать двигательные навыки;
воспитать целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность;
воспитать культуру общения и поведения;
формировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой.
Срок реализации:2 года.
Возраст детей: 5 - 7 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Планируемые результаты
Укрепление психического и физического здоровья. Повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
№ п\п | Содержание занятий |
1. | Тема 1. Основы теоретических знаний (2 зан.) Вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Обучение элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. |
2. | Тема 2 Профилактика заболеваний и травм рук (2 зан.) Разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. |
3. | Тема 3 Дыхательные упражнения (12 зан.) Обучение специальным навыкам: 1.умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох; 2.хорошее владение навыком прерывистого дыхания; 3.умение задерживать дыхание на определенное время; 4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха; 5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным. |
4. | Тема 4 Упражнения на координацию (12 зан.) Освоение пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. Подготовить прочную базу для изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. |
5. | Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса (12 зан.) Упражнения для мышц пресса: Скручивание, диагональное скручивание., |
6. | Тема 6. Упражнения на гибкость (12 зан.)«Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично. |
7. | Тема 7 Элементы спортивных игр (12зан.) Элементы спортивных игр, выполнение элементарных движений с мячом. |
Второй год обучения
№ п\п | Содержание занятий |
1. | Тема 1. Основы теоретических знаний (2 зан.) Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Занятия с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. |
2. | Тема 2 Профилактика заболеваний и травм рук (2 зан.) Заболевания и травмы рук вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами.. |
3. | Тема 3 Дыхательные упражнения (12 зан.) Комплекс дыхательных упражнений для детей с ОВЗ. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков. |
4. | Тема 4 Упражнения на координацию (12 зан.) Стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности. |
5. | Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса (12 зан.) Упражнения для мышц пресса: Скручивание, диагональное скручивание, обратное скручивание, двойное скручивание. |
6. | Тема 6. Упражнения на гибкость (12 зан.)« Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается. Упражнения на подвижность в суставах. |
7. | Тема 7 Элементы спортивных игр (12зан.) Подачи и передачи мяча в волейболе, отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе, метание мяча на дальность и меткость и др.. |
Литература
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Сост. Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2004.- 151 с.
Кантор С. «Развивающие игры от 1 до 3 лет» - Москва: Айрис-пресс, 2011.
Кожевникова Е.В., Клочкова Е.В. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве. – СПб.: КАРО, 2007.- 162 с.
Лаутеслагер Е.М. «Двигательное развитие детей раннего возраста» - Москва: «Монолит» 2003.- 134 с.
Овечкина, А.Н. Школа АБВГДейка: программа предшкольной подготовки детей 6 лет. - Москва: Школьная пресса. 2008.- 118 с.
Портредж, США. Руководство по раннему обучению 3 – 6 лет. Институт раннего вмешательства Санкт-Петербург 1995.- 111 с.
Материалы с сайта www/festival. 1september.ru