Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 р.п. Семибратово

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Составитель: педагог-психолог

Небова А.А

Р.п. Семибратово

2018

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1.4. Ожидаемые результаты программы

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные направления и содержание деятельности педагога-психолога

по направлениям

2.1.1. Психологическая диагностика

2.1.2. Психологическое консультирование

2.1.3. Коррекционная и развивающая работа

2.1.4.Психопрофилактика и психологическое просвещение

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

З.1. Требования к условиям реализации программы

Список литературы

Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.

В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы осуществлялись в комплексе, что позволяит наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

создание соответствующих психологических условий.

Принципы и подходы к формированию программы сопровождения участников образовательных отношений

Программа построена на основании следующих принципов:

принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка, являющиеся методологией ФГОС:

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека предполагают:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

партнерство с семьей;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Ожидаемые результаты программы:

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).

РАЗДЕЛ 2. Содержательный раздел

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога

2.1.1. Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу рекомендаций педагогам для организации дальнейшей образовательной деятельности с детьми и разработки индивидуальных образовательных планов для воспитанников.

В рамках данного направления проводится следующая работа:

Обследование детей первой, второй младшей группы (1,5-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

Диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья для выявления уровня актуального развития с целью построения последующего психолого-педагогического сопровождения исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО, согласно положению о ППМС.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития детей, педагогического и родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Сроки

ДЕТИ

Младшие группы

Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.

Диагностика психического развития

Групповая

Индивидуальная

Сентябрь – октябрь. По мере поступления.

Все группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Групповая

Сентябрь

Старшая,

Подготовительная группы

Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей.

(Методика С.Д.Забрамная, Стребелева Е.А., Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)

Индивидуальная

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Средняя, младшая группы

Комплексная диагностика детей, с целью определения актуального развития ребенка (методика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, диагностический комплект Кагитоша»)

Индивидуальная

Декабрь-январь

Средняя, старшая, подготовительная группы

Диагностика эмоциональной сферы детей.

Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М.А. Панфилова); «Страхи» (автор А.Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки)

Индивидуальная, групповая, по запросам педагогов и родителей

В течении года

2.1.2. Психологическое консультирование

Цель консультирования состоит в оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;

обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службы района по теме запроса.

В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка

Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Сроки

ПЕДАГОГИ

Педагоги младших групп

Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду

Индивидуальная по запросу

Индивидуальная по запросу

Педагоги подготовительной, старшей группы

Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов

Индивидуальная

Сентябрь- Май Индивидуальная по запросу

Педагоги подготовительной группы

Консультации по результатам диагностики психологической готовности к школе детей группы

Индивидуальная

Октябрь-Май

Педагоги средней, старшей, подготовительной групп

Консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении

Индивидуальная

Октябрь-декабрь

Педагоги средних групп

Консультации по результатам диагностики познавательных процессов детей

Индивидуальная

Январь

Педколлектив

Консультации в рамках работы ПМПк

Индивидуальная

В течении года

Все педагоги

Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам

Индивидуальная

По запросам

Все педагоги

Консультирование по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений (по запросам)

Индивидуальная

По запросам

РОДИТЕЛИ

Младших групп

Консультация для родителей младшей группы по вопросам адаптации детей к ДОУ

Индивидуальная

Сентябрь

Младшая, средняя, старшая Подготовительная группы

Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальная

По запросам в течение года

Все группы

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с ОВЗ

Индивидуальная

В течение года

Подготовительная группа

Индивидуальные консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе

Индивидуальная

Сентябрь, май

Подготовительная группа

Консультация «Как подготовить ребенка к школе»

Групповая

Октябрь

Все группы

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения

Индивидуальная

В течение года

2.1.3. Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Он может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются трудности в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми старших и подготовительной групп, имеющих развитие в пределах возрастной нормы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

Для детей испытывающих значительные трудности в освоении ООП и детей с ОВЗ выстраивается индивидуальная траектория (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Сроки

ДЕТИ

Младшие группы

Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А.С. Роньжина)

Групповая

В течение года

Все группы

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

Групповая

Октябрь- май

Подготовительная группа

Занятия на развитие эмоционально личностной сферы, навыков произвольной регуляции «Приключения будущих первоклассников»

Групповая

1 раз в неделю; январь - май

Группы риска, подготовительная группа

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (авторская программа «В школу – с радостью!)

Подгрупповая

2 раз в неделю октябрь-май

Группы риска, старшая группа

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева)

Подгрупповая

1 раз в неделю, октябрь-май

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

Подгрупповая

1 раз в неделю, октябрь-май

Все дети

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми группы «риска» (агрессивные, тревожные, испытывающими трудности)

Индивидуальная

1-2 раза в неделю, по необходимости

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы

Индивидуальная

2 раз в неделю, октябрь-май

ПЕДАГОГИ

Все педагоги

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ

Групповая

В течение года, 1 раз в месяц

Все педагоги

Игровой тренинг по развитию познавательных процессов

Групповая

Январь

РОДИТЕЛИ

Младшие группы

Развивающие занятия совместно с детьми в рамках клуба «Школа молодых родителей»

Групповая

В течение года по плану педагога

Подготовительная группа

Развивающие занятия по подготовке к школе с родителями будущих первоклассников, в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность»

Групповые

Октябрь-ноябрь

Подготовительная группа

Викторина «Самый умный»

Групповая

Октябрь

2.1.4. Психопрофилактика и психологическое просвещение

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В рамках данного направления проводится:

работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям новой социальной среды;

профилактические занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Целью просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

повышение уровня психологических знаний;

включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

В данном направлении деятельности наиболее эффективной формой являются семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, дискуссии.

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Сроки

ПЕДАГОГИ

Педагоги всех групп

Оформление информационно-просветительской информации на стенде, сайте, печатной информации (папки для воспитателей) всех групп «Страничка психолога»

Оформление папки

В течение года

Все педагоги

Выступление на педсоветах по темам согласно годового плана

Участие в семинарах, проводимых в детском саду

Групповая

По плану течение года

Все педагоги

Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников, с целью профилактики эмоционального выгорания

Групповая

Согласно плану

Все педагоги

Выдача книг психологической библиотеки

Индивидуально

В течение года

Все сотрудники

Консультации, семинары, стендовая информация, психологические игры в рамках «Недели психологии»

Групповая

Октябрь

РОДИТЕЛИ

Оформление СТЕНДОВ

«Уголок психолога» по темам:

-Как помочь ребенку

адаптироваться

в детском саду.

-Как провести выходные

с ребенком.

-Детские манипуляции.

-Счастливые советы

или как воспитать

ребенка счастливым

-Сюжетно – ролевая игра

в жизни ребенка.

-Страхи.

-Подготовка детей

к школьному обучению.

-Причины капризов детей.

- Буклеты для родителей.

Оформление стенда

В течение года

Все группы

Участие в родительских собраниях во всех

Групповая

По запросу в течение года возрастных группах

Младшие группы

Проведение занятий в детско-родительском клубе «Школа молодых родителей»

Групповая

В течение года

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

З.1. Требования к условиям реализации программы

Кабинет педагога-психолога соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Кабинет оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная предметно-пространственная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно–развивающих индивидуальных и подгрупповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

магнитная доска;

столы детские;

стулья детские;

Консультативная зона включает в себя:

Рабочий стол педагога – психолога;

Шкаф для хранения документов;

Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;

Набор диагностических методик;

Стимульный материал для проведения диагностики.

В кабинете педагога-психолога также имеются:

Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;

Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;

Шкаф для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

Для проведения релаксационных упражнений с детьми имеется удобный детский угловой диван.

Данная программа поможет в создании условий для учета «зоны ближайшего развития» при построении образовательной работы с дошкольниками, продуктивного формирования ведущих психических процессов у ребенка и в содействии преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

Педагог-психолог ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

Список литературы

1. Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2004.

2. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» М:, ТЦ Сфера, 2005.

3. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.

4. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.

5. Бавина Т.В., Агаркова Е.И. «Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада», М:, Аркти, 2008.

6. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, Л. А. Венгер. – М.: Знание, 1994.

7. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2002.

8. Захаров П. И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» С-Пб, «Союз» 1992.

9. Ильина М.Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты» - С-Пб, Дельта, 1999.

10. Катаева Л. И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» М., Книголюб, 2004г.

11.Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»- М.: Книголюб, 2008.

12. О. Л. Князева «Я-ты-мы» «Программа социально- эмоционального развития дошкольников. Москва, «Мозаика – Синтез» 2003.

13. Княжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996.

14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997.

15. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.

16. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-С-Пб.:-Речь, -2000.

17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. 32

18. Пазухина И.А. «Давайте поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет, Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2005

20. Пазухина И.А «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет, Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2004

19. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. – Волгоград: Учитель, 2009.

20. Практикум для детского психолога. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

21. 150 развивающих игр для дошкольников. У.Пенни: ООО «Попурри», 2005

22. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003

23. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003», 2010.

24. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Диагностико - консультативная деятельность психолога образования» - М.: Айрис-пресс, 2006.

25. Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009

26. Спиваковская А. С. «Популярная психология для родителей» С-Пб., «Союз», 1991.

27. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет», 2004.

28. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» - С-Пб, ТЦ «Сфера», 2010.

29. Ульенкова У.В «Шестилетние дети с задержкой психического развития».- М.:Педагогика. 1990

30. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998.

31.Хухлаева О. В. «Лесенка радости» М:, Совершенство, 1998.

32. «Психогимнастика» М. И . Чистякова. М., Просвещение, 1990г.

33. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.

34. Шарохина В.Л Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.: М.Книголюб, 2005.

35. Шитова Е.В. «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2011.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области