МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТОРЧЕСТВА «СУЛПАН»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Тема самообразования:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА
НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ
Разработала:
Педагог дополнительного образования
Кадырбердина Гульназ Салимьяновна
УФА – 2018 г
Изучение народного творчества в его историческом развитии – одна из важнейших задач музыковедения и фольклористики.
Вопросы музыкального образования и воспитания в современном обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о башкирской музыке, национальных традициях, о фольклоре. А ведь дети обязательны должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи – свое будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания обучающихся.
Актуальность темы – одна из проблем сегодняшнего дня – стремление каждой национальности обращение к историческим корням, обретение прошлого в настоящее. Среди высочайших национальных ценностей – патриотизм, т.е уважение к предкам, любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения. Именно поэтому становится важным приобщение к фольклорным традициям, которые способствуют формированию у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. На занятиях чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – это все комплексно используется на занятиях музыки.
Воспитательный потенциал башкирской народной музыки не просто значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей.
Обоснование: модернизация содержания творческого развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать башкирское народное творчество.
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
В основу своей работы я положила изучение , знакомство обучающихся с фольклорным творчеством, обрядовыми праздниками башкир.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, воспитывает чувства патриотизма, уважение и сохранение традиций музыкального народного творчества позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье детей. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Отсюда определяется содержание образовательного процесса на основе фольклора народов Башкортостана:
- исполнение народных (башкирских, татарских и др.) песен;
- беседы, рассказы об истории создания песен (легенды, притчи), о народном творчестве, обрядах, народных инструментах, о костюмах и их назначении, об исполнителях народного творчества;
- художественное, поэтическое слово (сказки, пословицы, прибаутки, заклички, легенды и т.д.);
- знакомство и игра на народных инструментах (музицирование);
- музыкально-ритмические движения (элементы народных танцев, музыкально-танцевальные игры танцы);
- импровизация;
- праздники, конкурсы, викторины.
В своей работе я использую разнообразные виды музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- пение;
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движение;
- игра на музыкальных инструментах;
- импровизация (вокальные, ритмические, пластические);
- инсценирование песен, музыкальных пьес, народных игр;
Для формирования и воспитания традиций на основе фольклора народов Башкортостана я использую две основные формы обучения: групповые и индивидуальные занятия. Занятия дают детям возможность осознать радость музыкального творчества, формируют исполнительско-творческую деятельность, чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержание, которое вложено народом.
Для этого я использую интегрированные занятия с использованием башкирского языка и ИЗО, истории, культуры Башкортостана, провожу занятия –путешествия, занятия - концерт, встречи с деятелями искусств.
В настоящее время в своей работе я использую следующие методы воспитания и обучения:
- наглядный (наглядно-слуховой – ведущий метод музыкального воспитания; наглядно - зрительный)
- словесный (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение)
- метод сравнения
Для воспитания нравственных, духовных качеств, интереса к традициям народного творчества мы проводим фольклорные праздники: «Кис ултырыу», «Аулаҡ өй», «Ҡаҙ өмәһе”, “Ҡарға бутҡаһы”, “Һабантуй”.
Принципы самообразования:
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип сочетания научности и доступности;
Принцип интеграции;
Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Источники самообразования:
Методическая, научно-популярная, публистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.
Деятельность педагога с детьми:
Цель:
Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам башкирской культуры. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание школьников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями башкирского народа.
Задачи:
Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на башкирском фольклоре.
Развивать воображение, творческие и актерские способности;
Воспитывать патриотические чувства.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Знакомить детей со звучанием и внешним видом башкирских народных инструментов
Знакомить детей с башкирскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях башкирского народа
Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Формы организации музыкальной деятельности
Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа;
Проведение народных праздников.
Проведение развлечений на материале башкирского фольклора.
Организация праздников.
Ожидаемые результаты:
1.Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;
2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
3. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
5. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
6. Дети найдут возможность для творчекого самовыражения личности через сольное пение, пение народных песен с музыкальным сопровождением.
Также результатами педагогичекой деятельности являются достижения обучающихся объединении “Жемчужины”.
Литература:
Башкирский детский фольклор. А.М.Сулейманов, И.Г.Галяутдинов;Уфа:Китап, 2011
Детский фольклор ( на башк.языке). И.Г.Галяутдинов; “” Китап”, 1994
Сценарии для проведения обрядовых праздников ( на башк.языке) А.Р.Алдырханова; “ Китап”, 2008