МБДОУ «Детский сад №36 «Рябинка» г. Псков
Тютикова Юлия Валентиновна (воспитатель)
Тема НОД: «Водный транспорт».
Цель: «Формирование активной деятельностной позиции дошкольников в самостоятельном познании предметов: рассматривание, узнавание, сравнение, выделение свойств».
Задачи: О: «Обобщить и расширить представления о водном транспорте, его видовом многообразии».
Р: «Создать условия для свободы выбора, умения рассуждать, объяснять».
В: «Обеспечить условия для воспитания отзывчивости, взаимопомощи. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги».
Проблемные вопросы, решаемые в ходе исследования:
- Как можно Незнайке вернуться домой с необитаемого острова?
- На каком транспортном средстве Незнайка может вернуться домой?
- Из какого материала лучше сделать транспорт на необитаемом острове?
Планируемые результаты образовательной ситуации:
Ребенок владеет простейшими способами обследования (рассматривание, сравнение, выделение). Может выделить сходства и отличия по 1-2 признакам. Освоил слова, обозначающие признаки предметов и обследовательские действия.
Возрастная группа: средняя.
Форма организации деятельности: подгрупповая.
Форма проведения: познавательно – исследовательская.
Методические приемы: Создание проблемной ситуации с помощью введения персонажа Незнайки. Проблемное задание. Поиск путей решения проблемы: обсуждение, объяснение, выбор способов действия. Практичесие действия, направленные на выявление качества предметов. Познавательно – исследовательская деятельность. Оценка результатов: речевое общение педагога с детьми.
Оборудование и материалы:
- Телефон, бумага для письма, конверт, схема конструирования кораблика из бумаги, ручка, голубь (игрушка).
- Ветки деревьев, нитки, бумага для конструирования, кусок ткани и поролона, зубочистка, железка.
- Таз с водой.
Формирование словаря детей:
- Активный словарь: дерево, бумага, ткань, поролон, железо, металл;
деревянный, бумажный, поролоновый, железный; тяжелый – легкий;
плавает – тонет.
- Пассивный словарь.
Предварительная работа: просмотр презентации по теме «Транспорт», рассматривание картин и иллюстраций с изображением водного транспорта, чтение стихов про транспорт, дидактические игры «Третий лишний», «Летает, плавает, едет».
Введение в ОС:
«Звонит телефон.
В: У нас звонит телефон. Кто говорит? Коротышки? Погодите, не галдите, расскажите чего вы хотите?
- Помогите, Незнайка в беде, улетел на воздушном шаре. Птицы сказали, что шар упал и Незнайка попал на необитаемый остров. Он кричит и зовет на помощь.
- Ребята, поможем Незнайке? А как мы можем помочь? (Версии детей)
Основная часть: (в форме познавательно – исследовательской деятельности)
В: Я предлагаю Вам выполнить одно задание, которое поможет проверить наши знания и убедиться, что мы правильно подскажем Незнайке выход из ситуации.
В: Я вижу, на столе что – то лежит. Что это? ( Дети перечисляют: это дерево, нитки, бумага, ткань, поролон, зубочистка, железо). А какие водные транспортные средства мы можем из них сделать? ( Ответы детей).
(Дети делают из бумаги кораблик (конструирование по схеме), из дерева и ниток – плот, из поролона, ткани и зубочистки – парусник, из железа – лодку)
В: Ребята, вот таз с водой, попробуйте опустить в воду Ваш транспорт, и мы проверим его на плавучесть. ( Экспериментированием дети определяют, как себя ведут в воде материалы, предложенные для транспорта. В процессе обследования, дети выясняют из какого материала лучше всего Незнайке сделать транспортное средство и как).
(Дети пишут письмо Незнайке и отправляют его с почтовым голубем на необитаемый остров. Потом звонят Коротышкам и говорят, что нашли способ помочь Незнайке.)
Заключительная часть: (проведение рефлексии)
В: «Ребята, Вам было интересно? Смогли мы помочь Незнайке? А как мы это сделали? Может кому - то было трудно? А чье доказательство в познавательно – исследовательской деятельности Вам понравилось больше всего? Отметьте свое настроение на стенде.