«Путешествие в страну Здоровья»
Составитель: О.И. Антюхова, учитель начальных классов
Класс: 2А
Цели: Сформировать представление о здоровье, как одной из ценностей человеческой жизни, рассмотрев факторы, влияющие на здоровье.
Задачи:
1.Ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами;
2.Научить приемам снятия напряжения глаз;
3.Пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование: на доске вывешивается карта страны Здоровья, на которой помечены остановки, запланированные во время путешествия, маршрут движения; рисунок автобуса, памятка правил сохранения здоровых зубов, картинка Знайки, Бабушка-Загадушка.
Карта страны Здоровья
1. Станция Руки.
2. Станция Зубы.
3. Станция Глаза.
4. Станция Здоровячок.
Ход классного часа
I Организационный момент
Учитель. Получен от природы дар -
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз -
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сам - все расскажу.
Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в страну "Здоровья"
Учитель. Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся путешествовать?
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резинах сапожках.
Ученики. Это автобус.
Учитель. Вот на таком веселом автобусе мы с вами и отправимся в путешествие. (Рисунок автобуса вывешивается на доску.) Занимайте места, отъезжаем. (Выполнить несколько движений, изображающих езду на автобусе.)
II. Основная часть.
Первая станция - Руки.
Учитель. Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живет зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта к вам отправится в живот!
Что же необходимо, чтобы такого не произошло?
Ученики. Нужно мыть руки с мылом.
Учитель. Совершенно верно. Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом теплой водой. Если кожа рук сухая, то обязательно смажьте их кремом.
Уход за ногтями
Учитель. Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах - раз в 2-3 недели (растут медленнее). Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.
Учитель. Поехали на следующую станцию. (Ребята выполняют имитационные упражнения езды на автобусе).
Следующая станция - Зубы.
Учитель. Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю.
Учитель. О чем эти загадки?
Ученики. (О зубах.)
Учитель. Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб - новый на его месте уже не вырастет.
Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы...»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
Беседа
Учитель. Что вредно для зубов?
Ученики. Грызть орехи. Есть очень холодную и очень горячую пишу. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Учитель. А чтобы зубы не болели, их чистят зубной пастой щеткой
Практикум "Чистка зубов"
(Дети соблюдают порядок чистки зубов.)
1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки - снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки - вперед назад.
4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык. (Желающие могут почистить зубы под руководством учителя.) В заключение стоматолог раздает детям памятки.
Памятка
• Чистить зубы два раза в день - утром и вечером.
• Меньше есть сладкого, больше овощей и фруктов.
• Если разболелся зуб - надо идти к врачу.
Учитель. Нам пора отправляться дальше. Подустали в пути, давайте разомнемся.
III Физкультминутка
Поглядело солнце вправо,
А потом налево.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
Учитель. А пока мы веселились, наш автобус подъехал к следующей станции.
Следующая станция - Глаза.
Учитель. Прислушаемся, кто это нас тут встречает? Да это же Знайка! (Вывешивается на доске картинка Знайка)
Знайка:
Когда хотят, чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто - не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя - тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть - упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не все подряд, а передачи для ребят,
Что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
Зарядка для глаз
(Проводит Знайка.)
Знайка. Ребята, если у вас устали глаза во время чтения книги или подготовки уроков, рекомендую провести зарядку для глаз. Все встали и вышли из автобуса. Посмотрите, какая красота вокруг (выполняем круговые вращения глазами, то в одну сторону, то в другую). А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками (в течение 1-2 минут). Посмотрите вдаль (смотрят в окно), а теперь близко (упражнение «Близко-далеко»). Закрыли свои глазки и постояли с закрытыми глазами, представляя картину нашего путешествия. Открыли глаза. Не забывайте эти упражнения и мои советы, тогда ваше зрение будет отличным. А я прощаюсь с вами. До новых встреч!
Учитель. Отправляемся дальше.
Следующая станция - Здоровячок.
Учитель. С каждым годом растет число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Лекарства от всех болезней спрятаны в наших загадках, которые приготовила для вас Бабушка-Загадушка. (Появляется Бабушка-Загадушка.)
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - ...(фрукты).
Чтоб с болезнями справляться
Надо смело... (закаляться).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет. (Солнце.)
Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовешь меня - бегу,
От болезней берегу. (Вода.)
Чтобы мы никогда и ничем не болели.
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятерки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься...(зарядкой).
Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. Подружитесь с водой, солнцем, зарядкой, спортом и тогда вы будете расти здоровыми и веселыми. До свидания.
Игра «Плохо-хорошо»
Хорошо:
1. Мыть ноги, руки, принимать душ.
2. Чистить зубы.
3. Проветривать комнату.
4. Гулять на свежем воздухе.
5. Спать на жесткой постели, на спине.
- Снятся ли вам неприятные сны?
- Как вы думаете, почему?
Плохо:
1. Перед сном много пить, есть.
2. Смотреть страшные фильмы.
3. Слушать громкую музыку.
4. Физически напрягаться перед сном.
5. Играть в шумные игры.
Учитель. Ну вот, ребята, наш автобус подъезжает к нашей школе, а путешествие закончилось.
IV Заключительная часть. Подведение итогов
Учитель. - Что нового для себя вы узнали из путешествия? Это интересно!
Учитель. - Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание «долгожитель»?
Учитель. В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет - правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный физический труд.