Элементы структуры | клише |
Вступление (1 абзац) | |
Ключевое слово Общие рассуждения по теме Вопросы по теме | Природа…война…дружба… С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ... Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...? |
Для перехода к основной части | |
Связка-переход | В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. Предлагаю вспомним литературные произведения, в которых раскрывается тема ... Замечательным примером, иллюстрирующим … Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение ФИО, в котором… |
Основная часть (второй абзац) | |
ТЕЗИС (выдвигаете основную тему, о которой пойдет речь) | Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении). Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении) Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) |
Структура сочинения по литературе | |
Вступление | ТЕМА- формулировка темы. Формулировка в виде вопроса: («Какую жизнь можно считать прожитой не зря?») Формулировка в форме тезиса: Повествовательное предложение: «Честь и достоинство- высшие нравственные ценности человека» Цитата «Честь нельзя отнять – ее можно потерять» (А.П.Чехов) ПРОБЛЕМА: Какая общая проблема видна в теме сочинения? АКТУАЛЬНОСТЬ: Насколько актуальна тема сегодня? ОБРАЩЕНИЕ К АВТОРИТЕТНЫМ МНЕНИЯМ ПО ПРОБЛЕМЕ (многие писатели, поэты обращались…) СВОЯ ПОЗИЦИЯ: (тезис).Утверждайте по теме сочинения. Я считаю…Я думаю…Я уверен… |
Основная часть сочинения 2 примера-аргумента из классической литературы (рассказы, романы, басни, поэмы, стихотворения…) | АРГУМЕНТАЦИЯ. Доказательство своей точки зрения. Логический переход( Не случайно многие русские и зарубежные писатели обращались к теме…Среди них…) Иллюстрация (особенно мне запомнилось произведение… в центре внимания автора…) Анализ произведения. Микровывод (позиция автора произведения, связанная с проблемой) Итак…считает, что… |
Заключение (вывод). | ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Обобщение сказанного: возвращение к тезису, излагая ее более широко и эмоционально(Подводя итог, я хочу сказать….) Призыв к читателю: призыв, обращение к читателю, акцентирующий внимание на главной мысли (Итак, посмотрите вокруг…подумайте о том…) Риторический вопрос: риторическое предложение возвращает к проблеме, заключенной в теме (неужели человечество продолжает это безумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?) |