Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические игры

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Тополек»

с.Владимиро – Александровское

Партизанского муниципального района

дидактические материалы для образования дошкольников

«Как прекрасен этот мир».

Название работы: Дидактическая копилка «Домино», «Волшебные палочки», Чудесные пробки»

Возраст детей: 3-7 лет.

Срок реализации: постоянно.

Чулкова Марина Васильевна

воспитатель

МБДОУ «ЦРР - детский сад «Тополек».

2019г.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений деятельности ребенка. Способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены, других детей — позже, труднее.

Как организовать образовательный процесс, чтобы он был эффективен, учесть индивидуальные особенности ребёнка? Надо предложить детям игру. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности. В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: подвижные, игры-драматизации, дидактические.

Ценность дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребенка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основная же задача педагога при использовании дидактических игр – формирование у детей способностей и развитие творческого потенциала.

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры

Актуальность:

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Новизна:

Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактических игр и упражнений формировать у ребенка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр и упражнений помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.

Итак, целью познавательного развития ребенка является формирование у него познавательных способностей.Технология решения задач познавательного развития детей.

Ведущими задачами является следующее:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Познавательное развитие осуществляю через разные формы:

- непосредственно образовательную деятельность

- игры

- экспериментирования

- наблюдение

- художественное творчество

- дидактические игры и упражнения

Для успешной организации познавательного развития в группе создана предметно – развивающая среда. Созданы дидактические игры и картотека дидактических упражнений.

Дидактическая игра как игровой метод:

игры – занятия и дидактические или, где ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми. Со времени начала своего распространения в России, в середине 90-х годов ХХ века, пластиковые бутылки и разноцветные крышки от них стали повсеместно использоваться в качестве материалов для создания разнообразных поделок. В настоящее время уже накоплен весьма солидный опыт подобного творчества.

Я использую, огромное количество вариантов нестандартного использования пробок и крышечек от пластиковых бутылок — для создания оригинальных поделок, игрушек и дидактических игр. И так предлагаю вашему вниманию, например;

Игры с конструктором «Цветные крышки»

«Лыжи».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Бусы».

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Все игры, в которые мы играем в группе с помощью крышек, направлены на развитие мелкой моторики рук, сенсорного развития ребенка.

Работая в детском саду я заметила, что дети проявляют большой интерес к играм, сделанным своими руками.

Пластиковые крышки - это замечательный материал для изготовления разнообразных развивающих пособий.

Сегодня Вашему вниманию хочу представить методическое пособие из бросового материала для проведения нескучного и развивающего досуга с детьми.

Мной изготовлена дидактическая игра «Панно из пластиковых крышек».

Использовала:

Деревянное полотно.

Пластиковые бутылки (пробки с резьбой).

Клей строительный.

Ножницы.

Краска (гуашь).

Фломастеры.

И предлагаю такие игры для детей, которые я использую в своей работе:

Оно очень лёгкое в изготовлении - это дидактическая игра "Выложи узор из пластиковых крышек" для детей дошкольного возраста, которое можно использовать в детском саду (индивидуально или с подгруппой детей, а так же дома со своим малышом.

Образовательные задачи:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- закрепить знания цветов, счёта;

- развивать сенсорные способности;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- формировать навыки взаимопомощи, доброжелательности и самостоятельности;

- воспитывать усидчивость.

Материал:

- пластиковые крышки разных цветов, одного размера;

- Панно.

- контейнер, куда всё можно сложить.

Для начала надо накопить достаточное количество разноцветных крышек. Изготовить карточки с изображением предметов, нарисованных кружками, их я сделала с помощью компьютера в цветном и чёрно - белом вариантах. А затем заламинировала для прочности.

Описание игры:

Детям предлагаются карточки (размера А- 4)цветные и чёрно - белые на выбор, и контейнер с разноцветными крышками, из которых нужно выложить нужное изображение определённым цветом или самостоятельно проявить фантазию и воображение создать узор, используя нужный цвет. Вот как мои детки с удовольствием играют в такую игру:

А так же я использую наши крышки и в других вариантах игры: раскладываем на полу или столе, делая длинную змею, выкладываем разнообразные узоры и дорожки. Развивая тем самым творческие способности.

Д/ и «Выложи узор по схеме».

Задачи:

- Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.

- Учить чередовать геометрические фигуры по цвету

- Развивать воображение и творчество детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.

Выкладываем ряды. работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).

«Мозаика».

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Средства: коллекция крышек.

Воспитатель предлагает детям выложить из крышек несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета крышки дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

«Найди пары одинаковых крышек».

Задачи: учить детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Средства: коллекция крышек.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

«Чередование крышек по заданию».

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства: крышки двух цветов.

Воспитатель начинает строить цепочку из крышек двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

«Найди лишнюю крышку».

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Средства: 5 крышек, 1 из которых отличается по цвету

Воспитатель выкладывает в ряд 4 крышки одного цвета и среди них кладёт 1 крышку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю крышку или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить крышки одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную крышку. Предложить выполнить то же самое задание.ФотоЛучшее

Так же сделала своими руками и предлагаю вашему вниманию: «Домино» из полочек для мороженого.

Для детей - это палочки для мороженого (или, скорее, от мороженого), для взрослых - деревянные шпатели, которые можно купить в аптеках или магазинах косметики и товаров для рукоделия.

Выкрасила палочки пищевыми красителями в стаканчиках. В этом посте покажу игры, в которые играю с детьми сама и сохранённые идеи для воплощения в жизнь.

Для математических игр.

Палочки незаменимы для складывания многоугольников,

- дети осваивают цвет, счёт, запоминают образ слова или читают, тренируют пальчики, знакомятся с геометрическими фигурами:

Популярная игра для развития внимания, цветовосприятия, памяти и счёта.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки».

Вот что у меня получилось! Палочки покрасила обычной пищевой краской и покрыла лаком!

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, логического мышления, внимания, закрепления знаний цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный и их оттенков.)

Материал: палочки, карточки с изображением цветных ковриков.

Варианты игры:

1."Найди пару"

Цель: учить находить пару по цветовому признаку.

2."Продолжи цепочку"

Цель: закрепление знания цветов, учить находить такой же цвет, играть сообща.

3."Цветные коврики"

Цель: развитие внимания, логического мышления, умение составлять из палочек узор по образцу - карточке.

Дети с удовольствием играют в эту игру, они принимали участие в её изготовлении, раскрашивали палочки.

Развитие детей во многом происходит через игру.

Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.

Пригодиться может все, что у вас есть. Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.

Назначение работы: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.Цель: Сформировать у ребенка элементарные математические представления.Задачи:1. Научить ребенка определять основные цвета.2. Познакомить с геометрическими фигурами.3. Научить считать.4. Развивать память, логическое мышление, воображение и фантазию ребенка.5. Учить детей составлять из геометрических фигур предметы.6. Развивать мелкую моторику рук.Ход игры:1. "Учим цвета".Предложить ребенку рассмотреть разноцветные странички книжки, обращая внимания на цвета и обозначая их словами(синий, красный, желтый и зеленый). Выбрать цвет странички и найти все фигурки именно этого цвета.2."Учим геометрические фигуры".Показать ребенку геометрическую фигуру, назвать форму и цвет, попросить его найти точно такую же фигуру. После того как ребенок научится определять геометрические фигуры, можно усложнить задание. Выложить перед ним фигуры разные по цвету и форме и попросить найти ту фигуру,которую назовете.3. "Учимся считать". Например: на разноцветной страничке выложите 3 круга одного цвета, посчитайте их, показывая пальцем на каждую фигуру слева направо и скажите ребенку,что здесь три круга.Попросите сделать его то же самое. После того как ребенок усвоил счет до 3 можно усложнить задачу: увеличить счет,каждый раз прибавляя на один,использовать разные по цвету геометрические фигуры при этом счет не менять (выложить три круга, но разного цвета) или выложить разные по форме геометрические фигуры, а можно сделать то и то, а счет оставить прежним.

Материалы для творчества

Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.

Картон (тонкий и толстый).

Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.

Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. . «Геометрические фигуры» (дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста).

Для работы нам понадобятся:

-картонная коробка (от конфет или парфюмерного набора);

-клей ПВА;

-ножницы;

-простой карандаш;

-линейка;

-виниловая пленка "ORACAL" белого цвета("самоклейка", можно приобрести в канцелярском или строительном магазине);

-тонкий фетр 7 цветов радуги;

-картон;

-контактная лента (текстильная липучка)

1 ЭТАП:

Оклеиваем крышку коробки виниловой пленкой

2 ЭТАП:

Из картона изготавливаем шаблоны геометрических фигур. В данном случае использованы всего три формы:круг, квадрат и треугольник.

3 ЭТАП:

Из кусочка фетра каждого цвета вырезаем геометрические фигуры по шаблону. Можно вырезать несколько одинаковых фигур,это в дальнейшем поможет разнообразить варианты игры.

4 ЭТАП:

Готовые фигуры из фетра наклеиваем на картон и вырезаем. Это делается для того,чтобы готовые фигуры сохраняли форму во время игры (не мялись, не заламывались).

5 ЭТАП:

Контактную ленту нарезаем квадратиками 1,5*1,5 сантиметра.

6 ЭТАП:

На обклеенную крышку коробки приклеиваем квадратики контактной ленты с крючочками.

7 ЭТАП:

Квадратики контактной ленты с петельками приклеиваем на обратную (не фетровую) сторону готовых геометрических фигур.4. "Составь рисунок из геометрических фигур". Предлагая малышу впервые сделать, скажем, домик, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в течении трех лет (с сентября 2017 года по май 2019 года включительно) благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по развитию познавательных способностей показал, что дети успешно овладели навыками и умениями (25 человек), на развитие которых были рассчитаны те или иные дидактические игры.

Представленная система работы направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.

Литература:

1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе / ред. Е.А. Белый. - М.: АСТ, 2002. - 126 c.2. 500 игр. Выпуск 1. - М.: Солон, 1992. - 208 c.3. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры по изобразительному искусству. / М.А. Абрамова. - М.: Книга по Требованию, 2004. - 127 c.4. Адамс Большая книга игр и поделок / Адамс, Вилкес Сьюзан; , Анджела. - М.: АСТ, 2005. - 240 c.5. Азартные игры. Энциклопедия. - М.: АСТ, 2002. - 528 c.6. Амасова Большая книга лабиринтов, головоломок и логических игр / Амасова, Запаренко Аня; , Виктор. - М.: Астрель, 2008. - 883 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области