Как написать рабочую программу по ФГОС
Writing a syllabus according to National Education Standards
Седова Надежда Ивановна
Российская Федерация,
г. Санкт-Петербург
старший методист учебного отдела
ФГКОУ «Санкт-Петербургский
кадетский военный корпус
Министерства обороны
Российской Федерации»
nad ст
Аннотация: Рабочая программа по предмету является государственным документом, отражающим требования государства к изучению предмета. Рабочая программа требует соблюдения четкой структуры прописанной в нормативных документах и тщательного отбора содержания для формирования результатов требуемых по ФГОС
Ключевые слова: программа, структура, ФГОС, результаты
Abstract. Syllabus is an official document which reflects the state requirements to the subject study. The syllabus has a precise structure as indicated in prescriptive documents. It also demands a thorough selection of content to generate the results required by National Education Standards.
Keywords: Curriculum, Structure, National Education Standards, results
После введения ФГОС вся учебная деятельность стала строго регламентируемой. Впервые предъявлены четкие требования к структуре рабочей программы по предмету. Прежде чем начинать писать программу, нужно ознакомится со следующими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Примерная образовательная программа
Программа курса
Материалы из книг для учителя
Образовательная программа кадетского корпуса
Приступая к составлению рабочей программы по учебному предмету, необходимо, кроме требований стандарта, знать:
основное содержание курса, т.е. соответствующий учебному предмету раздел Фундаментального ядра содержания общего образования, который должен быть единым в программах, независимо от того, по какому учебнику работает учитель, и который обеспечивает единство образовательного пространства в стране по этому учебному предмету;
требования к результатам освоения основной образовательной программы в области своего учебного предмета, которые определены в Стандарте по каждому предмету;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету;
программу формирования универсальных учебных действий.
После изучения материалов примерной программы по предмету, документа, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и авторской программы соответствующего УМК, можно будет определить ту вариативную часть, которая даст возможность учесть особенности учебного заведения и потребностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Определив содержание (раздел, темы) вариативной части программ, необходимо провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), расширить, исходя из представленных академических часов, содержание разделов и тем примерной программы.
Содержание учебных предметов строится в соответствии с учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. А также учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень организации, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа предмета, курса имеет следующую структуру:
1). Титульный лист.
2). Пояснительная записка, включающая описание места учебного предмета в учебном плане; описание учебно-методического комплекса, планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3). Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
4). Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Какими документами мы можем воспользоваться при работе над каждой частью программы? В таблице ниже показано соответствие разделов программы и нормативных документов
Разделы программы | Документы, содержащие необходимый материал |
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; | Примерная программа по предмету или авторская программа курса и ООП образовательного учреждения |
Общая характеристика учебного предмета, курса; | Примерная программа по предмету или программа курса |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; | Примерная программа по предмету и Учебный план ОУ |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; | Программа курса и ООП образовательного учреждения |
Содержание учебного предмета,курса; | Программа курса и ООП образовательного учреждения |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; | Программа курса |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; | Исходя из состава УМК (книга для учителя) |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; | Стандарт, примерная программа по предмету, программа учебного заведения и программа курса |
После написания программы необходимо провести ее самоанализ. Если Программы по учебным предметам ранее утверждались Министерством образования, то теперь новым Законом «Об образовании в РФ» это отдано образовательным учреждениям, поэтому рабочая программа представляется на рассмотрение ПМК и утверждение начальнику образовательного учреждения.
Список литературы:
М. Леонтьева Как подготовить рабочую программу по своему предмету, Научно-методический журнал. «Методическая работа в школе» №2(22)2013г. стр. 11-15