Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
Декоративное рисование
во второй младшей группе.
Тема: «Узор на платье» (дымковская роспись).
Цели: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой, расширение представлений о народном промысле. Задачи: Развивать глазомер, чувства цвета, формы,. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии. Обучение навыкам росписи— использование яркого узора;— расположение узора по всему листу;— использование в узоре элементов дымковской росписи (кружочки, линии, кольца);— применение разного положения кисти при рисовании (вся кисть, кончик).Воспитание любви к русскому народному творчеству.Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о дымковской игрушке.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Материалы: Бумажные шаблоны для составления узоров (белая бумага квадратной формы, элементы дымковской росписи: прямая линия, волнистая линия, кольцо, круг). Гуашь, кисточки, вода, тряпочки, дымковские игрушки, диск с русской народной музыкой, образцы элементов дымковской росписи, шаблоны для рисования.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационная частьЗвучит русская народная музыка.Воспитатель обращает внимание детей на игру гармошки, балалайки и др. музыкальных инструментов.Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,Голубые дали и село большое Дымково назвали.Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.Все игрушки не простые, а волшебно расписные,Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.И пошла о Дымке слава.
Воспитатель приглашает на выставку:
Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто помнит, что это за игрушки? Как вы это определили?— Правильно. Помните, что есть в России село, которое называется ….как?..Дымково .-Почему село получило такое название? ( Село получило свое название от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что каждый день создавали мастера свои поделки — глиняные игрушки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла)- Какая дымковская игрушка была самой известной? (Женская фигура – «Девушка в кокошнике». Она носила яркую расписную юбку, украшенную оборками, фартук, малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды ее были очень красивы.)— Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, прямая линия, кольцо, волнистая линия).- Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
Дети рассаживаются за столы.— У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения).— Посмотрите на ее подруг, а сейчас догадались, почему грустит барышня? ( У подруг нет таких красивых нарядов, как у нее. )-Хотите им помочь?— Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?— Да!Давайте посмотрим, получится ли у вас составить узор из элементов дымковской росписи.Проводится игра «Составь узор»: У вас на столах есть квадраты белой бумаги, и элементы узоров. Давайте повторим названия элементов (повторяют названия элементов: круг, прямая линия, кольцо, волнистая линия).Работа будет проходить в группах, придумайте и составьте узор на своем квадрате. Дети самостоятельно выполняют работу.— МолодцыФизкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.Повернулась голова – это два.Руки вверх, вперед смотри – это три.Руки разведем пошире на четыре.С силой пальцы сжать, разжать – это пять.Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Практическая часть
— А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждет барышни. Сегодня мы будем придумывать узор на платье для барышень, вы создадите узор на «ткани» (лист белой бумаги) по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, какой будет узор. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, давайте посмотрим, какие цвета используют мастера в дымковской росписи (Повторяют цвета росписи).— А теперь приступайте к рисованию, но помните: полоски и круги мы рисуем кончиком кисти, точки делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.Самостоятельная работа детей.Заключительная часть
Подводится итог Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.(Любование продуктами труда)Игровое упражнение «Паровозик» дети под музыку идут между столами и рассматривают работы.Воспитатель: А сейчас мы нашу «ткань» превратим в красивые платья (детям выдаются шаблоны платьев, каждый ребенок вставляет «ткань» в кармашек) — Все ли платья ладные? (оценивание работ педагогом)— Чья работа больше всех нравится? Почему? (оценивание работ детьми) (Обязательно обратить внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.)Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!Дети танцуют под русскую народную музыку.