Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар-практикум «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

Цель теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей. Задачи • Рассмотреть теоретические основания современных педагогических технологий. • Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования. • Рассмотреть использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар-практикум

«Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

Учинина Наталья Владимировна,

методист отдела технического творчества и

физической культуры

МБОУ ДО Дома детского творчества,

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Аннотация. Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования МБОУ ДО Дома детского творчества. Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основания современных педагогических технологий.

Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

Рассмотреть использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Звучит спокойная мелодия

Уважаемые коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять… Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы начинаем нашу работу.

Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Уважаемые коллеги, на протяжении нескольких лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились друг у друга, у коллег других образовательных учреждений применять современные образовательные технологии.

Тема нашего семинара «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности, научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

В дополнительном образовании педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы.

Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Слово «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М. Монахов).

Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами (В.П.Беспалько);

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:

Универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

Ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;

Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Сегодня ПТ становятся частью современного образовательного процесса, помогающей педагогу повысить мотивацию учащихся к работе, разнообразить формы обучения и, главное, развить у учащихся необходимые компетенции. Но, к сожалению, современный педагог зачастую сталкивается с рядом трудностей при выборе необходимых ПТ.

Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих педагогов получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять ПТ, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство ПТ (технология проектов, кейс-технологии, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.

Для некоторых ПТ необходимо определенное техническое оснащение кабинета: компьютер, фотоаппарат, сканер, видеопроектор и др. Применение таких ПТ напрямую зависит от уровня материального оснащения учреждения.

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня.

Практическое задание 1. Какие технологии на взгляд педагога являются эффективными, а на взгляд обучающихся с помощью каких технологий интересно получать знания.

развивающее обучение

проблемное обучение

коллективную систему обучения

технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ)

исследовательские методы в обучении

проектные методы обучения

игровые технологии

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

ИКТ-технологии

здоровьесберегающие технологии

модульные технологии

классно-урочная технология обучения

технология «Портфолио»

технология дифференцированного обучения

личностно-ориентированные технологии

Задание 2. Определить педагогическую технологию по высказыванию знаменитых людей:

Человеческая культура возникла и развертывается в игре и как игра (Й. Хейзинга) – Игровые технологии

Обучение – это общение человека с человечеством (А. Петровский) – Коллективный способ обучения

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий (К. Маркс) – Технологии групповой деятельности

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить (А. Дистервег) – Технология проблемного обучения

Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше (Б. Шоу) - Интерактивные технологии

Человек по своей природе существо коллективистическое, возникшее и развивающееся в коллективе, через коллектив и для коллектива (А.С.Макаренко) – Технологии коллективного творческого воспитания

Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих (Р. Декарт) – Технология интеграции в образовании

Я не знаю большей красоты, чем здоровье (Г. Гейне) – Здоровьесберегающие технологии

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь (Л.Н. Толстой) – Воспитательные технологии

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности преподавателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

экономичность резерва учебного времени,

оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

на формирование положительной мотивации к учебному труду,

интенсификацию коммуникативной среды,

развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

охрану здоровья учащихся

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще педагоги пользуются традиционными технологиями. В чем же плюсы и минусы?

Практическое задание 3. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны технологий традиционного обучения.

Традиционная технология

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

Классификация современных  педагогических технологий

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разно-уровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности и многое другое;

Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве

Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей

Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение обучающимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому обучающемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.

Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.

Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.

Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности

Коммуникативные технологии

Технология портфолио

Развитие критического мышления

Модульное обучение

Дистанционное обучение

Тестовые технологии

Технология выявления и поддержки одаренных детей

Технологии дополнительного образования

Практическое задание 4. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны современных педагогических технологий.

Современные педагогические технологии

Положительные стороны

Отрицательные стороны

развивает мыслительные способности,

вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;

наглядность учебного материала;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя

требует большого времени педагога для подготовки;

необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;

подготовленность учащихся к использованию данной технологии.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление в работе – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи педагога. Так как в младшем школьном возрасте решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Практическое задание 5: Каждому отделу вытянуть одну из предложенных педагогических технологий. Применяя эту технологию разработать фрагмент занятия по своему направлению с использованием элементов ИКТ-технологии.

Проблемное обучение

Здоровьесберегающая технология

Проектная технология

Модульное обучение

Классно-урочная технология обучения

Итог семинара

Сегодня мы рассмотрели некоторые современные технологии в дополнительном образовании. Надеемся, что вы обязательно, хотя бы апробируете у себя на занятиях хотя бы элементы этих технологий и пройдете по ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем.

Мы с вами делаем погоду на занятии. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в кабинете плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в детских объединениях.

Это – когда рядом существуют разные континенты: континент педагогов и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых – большинство.

Не надо нам в Доме детского творчества, в ваших объединениях ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

Пусть педагог будет метеорологом, предвидящем погоду в детском объединении.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний ваших обучающихся будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер в вашем детском объединении будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем детском объединении радуга открытий.

Пусть ваш кабинет будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле вашего объединения всегда будет умеренно спокойным. Ведь педагог – магнит, притягивающий или отталкивающий учащихся.

Пусть всегда в вашем детском объединении будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие педагоги.

И в заключении хочу сказать, что каждый учащийся интересен своей уникальностью, и наша задача – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области