Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 443 первой квалификационной категории Сергиенко Валентина Афанасьевна |
Социально-нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
Аннотация: В статье рассматривается вопрос социально-нравственного воспитания детей воспитанников 6 – 7 года жизни через организацию сюжетно-ролевых игр, отражающих современную социальную
действительность.
Ребенок с самых первых дней находится в социальном окружении, границы которого с его взрослением расширяются. Задача взрослых помочь
маленькому, приобрести необходимые социальные навыки и в будущем стать
уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как будут складываться его взаимоотношения с
окружающими, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современное качественное образование.
Одним из принципов ФГОС ДО является сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека (п. 1.2).
Дошкольный возраст это период первичной социализации человека, период интенсивного усвоения примера взрослых и формирование своего личностного поведения в обществе.
Всем известно, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста это игра, которая занимает особое место в процессе формирования социальной компетентности детей. По утверждению К. Д. Ушинского, именно в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»
В нашей дошкольной организации особое место уделяется сюжетно-ролевым играм, с помощью которых дети могут не только узнать что-то новое, но и благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению они непосредственно знакомятся с нормами и правилами поведения в обществе.
Для успешной реализации ФГОС ДО мы создаем психолого-педагогические условия:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных траекторий развития воспитанника, несомненно, учитывающих социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, через сюрпризные моменты на протяжении каждого дня;
включение семьи в жизнь группы и дошкольной организации.
При организации сюжетно-ролевых игр для воспитанников 6 – 7 года жизни важно учитывать эти психолого-педагогические условия.
Как правило, в любом детском саду организованы такие сюжетно-ролевые игры, как: «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Салон красоты», «Автозаправочная станция» и т.д. И наше дошкольное учреждение, конечно,
не исключение, но реализуя основной принцип дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а именно построение образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Воспитанник становится субъектом образования, возникает необходимость разнообразить и дополнить тематики сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с особенностями изменяющейся современной социальной жизни. В большинстве случаев придумывание современных игр происходит опираясь на личный опыт детей, их желание поделиться своими впечатлениями, а так же из рассказов родителей, где родители выступают перед детьми с рассказами о своей профессии.
Остановимся на некоторых современных сюжетно-ролевых играх, которые организованы в нашем детском саду.
Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика». Цель: расширение и углубление представления воспитанников о производимой продукции на кондитерской фабрике (печенье, карамель, мармелад, торты, кексы), о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Оборудование: заранее изготовленные детьми из соленого теста кондитерские изделия: конфеты, пряники, бублики, печенье разной конфигурации; коробки из-под конфет, зефира, чайный набор, фартук, необходимые ингредиенты для замешивания соленого теста.
При организации сюжетно-ролевой игры Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон» ставили цели: учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Игровые действия: работа операторов связи, работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи, ремонтная мастерская, оплата услуг, справочная служба.
Оборудование: сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.
В наше время принято на дни рождения детей, какие-то праздники приглашать аниматоров, с заказанной игровой программой. Вместе с детьми и родителями мы решили организовать в группе сюжетно-ролевую игру «Веселый затейник». Цель игры: учить обыгрывать сюжет заказа аниматора для проведения праздника, учить объединять сюжет игры с театральной деятельностью. Оборудование: пригласительные билеты, атрибуты для ряжения, атрибуты для проведения несложных конкурсов, подарочные коробочки, оберточная бумага, украшения для оформления зала, подарков, рекламные листы с содержанием развлекательной программы.
Наши дети часто ездят с родителями на отдых в другие страны. По приезду охотно делятся своими впечатлениями от увиденного. Вот и пришла нам идея организовать в группе сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство». Цель: Раскрытие специфики туристического агентства. Углубление знаний детей об окружающем. Формирование понятий о том, что на нашей планете много разных стран и континентов. Данная игра способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Учить детей обыгрывать сюжет выбора места для отдыха, умение описывать достопримечательности данной местности, проведение мини экскурсий. Оборудование: глобус; игрушечный телефон; карта мира; билеты на поездку; путёвки; игрушечный компьютер; книги; папка с разными животными и странами; фотогалерея детей из поездок; национальные костюмы; различные сувениры, отражающие традиции разных стран.
В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами. Для сообщения детям знаний о труде взрослых проводим экскурсии и просмотр презентаций, фильмов о работе, например, кондитерской фабрики, турагенства и т. д. Ребята наблюдают за трудом взрослых, при этом необходимо обращать их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и объяснять как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама приходит в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, – в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».