Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование БУД через реализацию системно-деятельностного подхода

Повышение педагогической грамотности педагогов коррекционных школ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование базовых учебных действий через реализацию системно деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

Введение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает использование новых подходов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся. Приоритетная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой обучающиеся формулируют цель и задачи урока, знакомятся и закрепляют новый материал, контролируют полученные знания и умения, дают оценку своим достижениям. Успешной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся способствует реализация учителем системно-деятельностного подхода. (слайд)

Принцип данного подхода состоит в том, что ученик получает новые знания не от учителя в готовом виде, а добывает и совершенствует их сам, осознавая их значимость для дальнейшего обучения в школе, получения профессии. (слайд)

Актуальность изучения и применения в педагогической практике обучения детей с умственной отсталостью элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которого является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, что на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. (слайд)

При реализации системно деятельностного подхода важно представить каждый этап урока в виде законченного содержательного модуля с четко определенными целями и задачами, ожидаемыми результатами. (слайд)

Такой подход дает возможность отслеживать промежуточные и итоговые результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом его этапе, способствует формированию БУД.

1.Первый этап урока «Организационный» направлен на концентрацию внимания, формирование положительного настроя учащихся на урок. Эффективными на данном этапе являются следующие приёмы и виды работы: психологический настрой, использование стихотворений или рифмовок, театрализованные элементы, дидактические игры, необычные вопросы.

Приём: «Индивидуальная посадка».

(слайд)

В начале урока, при изучении темы: «Умножение и деление на 2» учащимся предлагается устно вспомнить табличные способы умножения и деления чисел. Каждый, кто ответил верно (или нашёл ошибку в примере), может сесть на своё место. Учащимся, которые испытывают затруднения, учитель предлагает задачи, с опорой на наглядность, например: «Сколько лап у 2-х котят?»

Данный приём способствует развитию памяти, мышления, внимания учащихся, готовит детей к восприятию новых знаний на основе имеющихся.

(слайд)

Формируемые БУД

Личностные: осознание себя, как ученика, заинтересованного обучением.

Коммуникативные: понимание обращённой речи. Использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Регулятивные: адекватное использование ритуалов школьного поведения (вставать, выходить из-за парты, садиться; умение организовывать рабочее место.)

Приём «Это интересно».

(слайд)

В начале урока в первом классе по теме: «Число 4. Письмо цифры 4» учитель сообщает новую для учащихся информацию, например: - А знаете ли вы, что рыбы умеют считать до четырех? Этот интересный математический факт подтвердили итальянские ученые. А вы умеете считать до 4? Что вы можете рассказать о цифре 4? Для чего мы должны научиться считать без ошибок?

Приём «Это интересно» активизирует деятельность учащихся, учит видеть практическую значимость изучаемого материала.

Знакомство с планом урока можно представить в виде карты путешествия, глядя на которую, ребята сами озвучивают то, что нужно будет сделать на уроке.

(слайд)

(слайд)

Формируемые БУД

Личностные: положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: активное участие в деятельности.

Коммуникативные:

Вступать в контакт и работать в коллективе.

Познавательные: умение пользоваться знаками, символами.

2.Постановка цели и задач урока.

На данном этапе выявляется проблема, определяются тема, задачи урока.

Для того чтобы учащиеся проявили интерес и самостоятельно выполнили это, учитель использует различные приёмы. Например, может предложить обучающимся выделить лишний объект среди ряда предложенных, определить тему урока по общему признаку объектов, выявить затруднение при выполнении математических действий.

Приём: «Лишняя цифра».

(слайд)

При знакомстве с темой: «Однозначные и двузначные числа» учитель предлагает учащимся найти лишнюю цифру в ряду: 3, 15, 2, 8, 9. Обучающиеся называют цифру 15. В ходе беседы выясняют, чем эта цифра отличается от остальных, формулируют тему и определяют задачи урока. Приём способствует формированию таких умений, как синтез и обобщение информации.

3.Актуализация знаний.

Учитель проводит данный этап урока в виде беседы, фронтального опроса, устного или письменного математического диктанта.

Эффективными считаются следующие приёмы: «Интеллектуальная разминка», «Согласен - не согласен», «Закодированное слово», «Пример с затруднением» и т.д.

Приём «Эстафета».

Учитель предлагает пройти путь от «Старта до финиша», отвечая на вопросы по теме, решая примеры или задачи. Слабоуспевающие учащиеся активно включаются в игру, забывая о трудностях усвоения математического материала.

Приём «Отправляемся в путешествие». Выполняются задания по ходу путешествия. (слайд)

Приём «Чей ряд больше?» (слайд)

В ходе дидактической игры учитель предлагает учащимся разделиться на команды (1 ряд - одна команда) и выполнить задания, например:

1)описать геометрическую фигуру, назвав как можно больше признаков;

2)решить за 1 минуту, как можно больше примеров или задач;

3)вставить пропущенные слова в правило;

4)вставить пропущенные цифры в выражения;

Соревновательный уровень стимулирует мыслительную деятельность учащихся, способствует актуализации знаний.

(Слайд)

 Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные: работать с информацией (находить и понимать информацию, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и или электронных носителях); выполнять действия, наблюдать.

4. Первичное восприятие материала.

Основой системно – деятельностного подхода является самостоятельное получение учащимися знаний из различных источников. Поэтому на данном этапе задача учителя: научить школьников получать необходимую информацию из учебника, книг по занимательной математике, других источников.

Для более эффективной работы учитель может использовать приёмы: «Хорошо — плохо», «Вопросы к тексту», «Привлекательная цель».

Приём «Математическая копилка».(слайд)

Начиная со 2 класса, учащиеся ведут записи в своих блокнотах «Математическая копилка». Здесь они записывают математические правила, примеры оформления задач и примеров, интересные математические факты. Систематическое ведение «Математической копилки» способствует формированию целостного восприятия математического материала, а так же является помощью при выполнении домашнего задания.

(слайд)

Формируемые БУД

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные: работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных или электронных носителях)

5 Закрепление полученных знаний.

На данном этапе обучающиеся делятся на группы сменного состава, работают в парах или индивидуально. Учитель, реализуя системно – деятельностный подход использует следующие приёмы: «Работа в группах», «Игра-тренинг», «Да-нетка», «Я-учитель», «Интеллектуальное лото», «Светофор».

(2 слайда)

Приём «Раскраска».

При изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» учащимся 1 класса предлагается решить примеры, закрасив ответ в раскраске определённым цветом. После решения всех примеров обучающиеся сравнивают свой рисунок с эталоном, предложенным учителем.

6. Использование полученных навыков и умений по изучаемой теме.

На данном этапе учащиеся выполняют практические задания.

Приём «Интересное задание». (слайд)

Учитель, используя дифференцированный подход к учащимся, предлагает ряд заданий различного уровня сложности.

Решение подобных задач стимулирует «сильных» учащихся к выполнению нестандартных заданий, и обучает «слабых» учащихся использованию полученных знаний и умений по изучаемой теме.

(слайд)

 Формируемые БУД

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, умение работать в парах.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные: делать простейшие обобщения, выводы на наглядном материале.

7. Контроль за результатом усвоения материала предполагает использование различных видов опроса: « Блиц-опрос», «Опрос по цепочке», «Тихий опрос», «Выборочный контроль», «Контрольная работа» и другие.

Приём: «Найди ошибку». (слайд)

Учитель предлагает задание по теме, затем, обменявшись тетрадями, дети по эталону проверяют выполнение задания друг у друга и карандашом исправляют допущенные ошибки.

Приём «Тест-схема»

В первом столбике записаны примеры, во втором ответы. Учащимся предлагается соединить пример и ответ. В результате получится схема, которая может стать основой для выполнения следующего задания.

Данные приёмы способствуют развитию внимания, формированию умения проверять выполненную работу, контролировать результат усвоения материала.

(слайд)

 Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, умение работать в парах.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные: выполнять действия, наблюдать.

8. Рефлексия деятельности.

При системно-деятельностном подходе на уроках в начальных классах, важным этапом остаётся рефлексия деятельности.

Ребята подводят итог, оценивают свою работу. Эффективными считаются приёмы «Выбери верное утверждение», «Табличка», «Пометки на полях», «Продолжи фразу», «Лесенка».

Прием «Смайлики».

В конце урока учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке и показать один из смайликов (смайлик улыбается – работал в течение урока отлично, смайлик выглядит серьёзным – работал хорошо, смайлик огорчен – надо стараться). (2 слайда)

Приём «Самооценка».

На полях тетради, в конце выполненной работы ученики простым карандашом ставят один из знаков, например: «!» – у меня все получилось, «+» – я хорошо работал, «?» – у меня остались вопросы, я не всё понял, «-» – недоволен своей работой.

(слайд)

Формируемые БУД

Личностные: осознание себя, как ученика, заинтересованного обучением.

Коммуникативные: ответы на вопросы.

Регулятивные: принимать оценку деятельности.

Познавательные: называть формируемые понятия по теме.

Таким образом, можно говорить о том, что реализация системно-деятельностного подхода возможна во всех классах начальной школы на всех этапах урока.

Для более эффективного использования данного приёма учителю необходимо чётко определять цели, задачи и предполагаемые результаты каждого этапа урока.

(слайд)

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает непрерывность обучения, последовательное, осознанное изучение материала, формирование учебных навыков, которые необходимы учащимся для продолжения обучения в средних и старших классах школы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области