Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические средства как элемент учебно-материальной базы педагога

Цель: раскрыть дидактические средства как компонентом учебного процесса. Задачи:  понятие дидактические средства;  функции дидактических средств, роль и место в учебном процессе;  классификация средства обучения по типам;  дидактические средства как значимый показатель профессиональной зрелости педагога.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактические средства как элемент учебно-материальной базы педагога

Одним из способов определения квалификации педагога является знакомство с его инструментами. Их может быть много или мало, они могут быть совершенны или нет, в конце концов, они могут быть уместны или нелепы.

Плоскогубцами при желании можно, конечно, забивать гвозди, но квалифицированнее эту работу можно выполнить при помощи молотка, причём и молотки бывают разных размеров и разной формы.

Как правило, хорош тот мастер, у кого инструментов много, они исправны и всегда под рукой, то есть находятся в порядке.

Инструменты педагога – это, прежде всего, набор дидактических средств обучения по определенной дополнительной образовательной программе. Практика работы в ДДТ показывает, что не все педагоги в программах определяют дидактический инструментарий.

На занятиях не связывают выбор средств обучения с целями занятия, содержанием обучения, возрастными особенностями обучающихся. А бывает, что педагоги неоправданно завышают роль дидактических средств, и это приводит к пресыщению учащихся объемом информации.

Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности дидактических средств обучения и их перспектив использования.

А как известно, в нашем ДДТ образовательный процесс строится на основе программ, составленными педагогами и почти каждая из них содержит учебно-методический комплекс.

«Дидактические средства» - это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации а также, - в качестве инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения целей обучения, воспитания и развития. Они являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Являясь компонентом учебного процесса, средства обучения оказывают большое влияние и на другие компоненты: содержание и результативность.

В наше время, новые стандарты - ФГОС диктуют необходимость обновления содержания образования, введения более эффективных технологий обучения и продуктивных методик на основе деятельностного подхода, здоровьесберегающей и развивающей педагогики.

В процессе обучения дидактические средства выполняют следующие функции:

1. познавательная функция – дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;

2. формирующая функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;

3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п.

4. мотивационная функция – дидактические средства обеспечивают формирование устойчивой мотивации учебной деятельности.

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Эти функции мы наблюдаем на открытых занятиях у своих коллег-педагогов в творческих объединениях.

Существует множество различных классификаций дидактических средств.

Дидактические средства подразделяют на средства для педагога и для учащихся.

Первыепредставляют собой предметы, используемые педагогом для более эффективной реализации целей образования.

Вторые- это индивидуальные средства учащихся: альбомы, принадлежности и т.п.

В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность педагога, так и учащихся: компьютеры (на телестудии), спортивное оборудование (скалолазание) и т.д.

Рассмотрим классификацию, в основе которой - характер воздействия дидактических средств на обучающегося. Подразделяются на:

визуальные (зрительные), к которым относятся:

естественные вещественные предметы, образцы, модели подвижные и неподвижные;

демонстрационное оборудование, макеты, установки, отдельные механизмы;

печатные источники (учебники и другие печатные текстовые средства), картины, диаграммы, графики, карты; рисунки, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.

аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, магнитофонные ленты; музыкальные инструменты, и все то, что можно прослушать с помощью проигрывателей, магнитофонов, радиоприемников.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, видеозаписи. Здесь применяется техническая аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.

Все то, что мы обозначили можно отнести к группе технических средств бучения.

Строя учебный процесс необходимо помимо ТСО включить и педагогические средства: технологии, формы и приемы работы с учащимися.

В широком смысле дидактические средства - это и ТСО, и технологии, и приемы, и методы и формы.

Классификация средства обучения по типам:

1.По характеру воздействия на обучаемых

визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

аудиальные: музыкальный центр, радио;

аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные.

3.По происхождению

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);  

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов);

графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);  

звуковая (аудио запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Необходимо познакомиться и с типологией средств обучения по Пидкасистому П.И.

Роль дидактических средств заключается в усилении реализации дидактических принципов:

принципы обучения

принцип системности

принцип доступности

принцип научности

принцип наглядности.

Дидактическоеобеспечениеимеет существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога.

Дидактическиесредствапомогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом.

Эти предметы воздействуют на зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности.

Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно и найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.

Занятие – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Поэтому, наличие у педагога дидактических средств – это значимый показатель его профессиональной зрелости, свидетельство высокого уровня его методической компетентности.

В заключении, напомню, что Дидактическое обеспечение = это технологии + формы + сре́дства обуче́ния.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области