Дидактические средства как элемент учебно-материальной базы педагога
Одним из способов определения квалификации педагога является знакомство с его инструментами. Их может быть много или мало, они могут быть совершенны или нет, в конце концов, они могут быть уместны или нелепы.
Плоскогубцами при желании можно, конечно, забивать гвозди, но квалифицированнее эту работу можно выполнить при помощи молотка, причём и молотки бывают разных размеров и разной формы.
Как правило, хорош тот мастер, у кого инструментов много, они исправны и всегда под рукой, то есть находятся в порядке.
Инструменты педагога – это, прежде всего, набор дидактических средств обучения по определенной дополнительной образовательной программе. Практика работы в ДДТ показывает, что не все педагоги в программах определяют дидактический инструментарий.
На занятиях не связывают выбор средств обучения с целями занятия, содержанием обучения, возрастными особенностями обучающихся. А бывает, что педагоги неоправданно завышают роль дидактических средств, и это приводит к пресыщению учащихся объемом информации.
Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности дидактических средств обучения и их перспектив использования.
А как известно, в нашем ДДТ образовательный процесс строится на основе программ, составленными педагогами и почти каждая из них содержит учебно-методический комплекс.
«Дидактические средства» - это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации а также, - в качестве инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения целей обучения, воспитания и развития. Они являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Являясь компонентом учебного процесса, средства обучения оказывают большое влияние и на другие компоненты: содержание и результативность.
В наше время, новые стандарты - ФГОС диктуют необходимость обновления содержания образования, введения более эффективных технологий обучения и продуктивных методик на основе деятельностного подхода, здоровьесберегающей и развивающей педагогики.
В процессе обучения дидактические средства выполняют следующие функции:
1. познавательная функция – дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;
2. формирующая функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;
3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п.
4. мотивационная функция – дидактические средства обеспечивают формирование устойчивой мотивации учебной деятельности.
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Эти функции мы наблюдаем на открытых занятиях у своих коллег-педагогов в творческих объединениях.
Существует множество различных классификаций дидактических средств.
Дидактические средства подразделяют на средства для педагога и для учащихся.
Первыепредставляют собой предметы, используемые педагогом для более эффективной реализации целей образования.
Вторые- это индивидуальные средства учащихся: альбомы, принадлежности и т.п.
В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность педагога, так и учащихся: компьютеры (на телестудии), спортивное оборудование (скалолазание) и т.д.
Рассмотрим классификацию, в основе которой - характер воздействия дидактических средств на обучающегося. Подразделяются на:
визуальные (зрительные), к которым относятся:
естественные вещественные предметы, образцы, модели подвижные и неподвижные;
демонстрационное оборудование, макеты, установки, отдельные механизмы;
печатные источники (учебники и другие печатные текстовые средства), картины, диаграммы, графики, карты; рисунки, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.
аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, магнитофонные ленты; музыкальные инструменты, и все то, что можно прослушать с помощью проигрывателей, магнитофонов, радиоприемников.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, видеозаписи. Здесь применяется техническая аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.
Все то, что мы обозначили можно отнести к группе технических средств бучения.
Строя учебный процесс необходимо помимо ТСО включить и педагогические средства: технологии, формы и приемы работы с учащимися.
В широком смысле дидактические средства - это и ТСО, и технологии, и приемы, и методы и формы.
Классификация средства обучения по типам:
1.По характеру воздействия на обучаемых
визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
аудиальные: музыкальный центр, радио;
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
сложные: механические визуальные средства, лингафонные.
3.По происхождению
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов);
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая (аудио запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Необходимо познакомиться и с типологией средств обучения по Пидкасистому П.И.
Роль дидактических средств заключается в усилении реализации дидактических принципов:
принципы обучения
принцип системности
принцип доступности
принцип научности
принцип наглядности.
Дидактическоеобеспечениеимеет существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога.
Дидактическиесредствапомогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом.
Эти предметы воздействуют на зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности.
Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно и найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.
Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.
Занятие – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Поэтому, наличие у педагога дидактических средств – это значимый показатель его профессиональной зрелости, свидетельство высокого уровня его методической компетентности.
В заключении, напомню, что Дидактическое обеспечение = это технологии + формы + сре́дства обуче́ния.