Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


программа "Коррекция речи"

Программа для работы с детьми по коррекции произношения в условия логопункта массового детского сада

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

«ДЕТСКИЙ САД № 243»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Протокол №1

30 августа 2018 года

УТВЕРЖДЕНО:

ПРИКАЗ № 01-10/120

от 31 августа 2018 года

_______________ Я.В. Гелда

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Направленность:

социально-педагогическая

Срок реализации:

8 месяцев

Возраст обучающихся:

5-6 лет

Автор-составитель:

Бойко О.А.

учитель-логопед

Барнаул,

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик программы …………..……. …3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………….…….….3

1.2. Цель и задачи программы … ………………………………..........…..10

1.3. Содержание программы……………………………………..........…...11

1.4. Планируемые результаты………………………………………………17

2. Комплекс организационно-педагогических условий ..…………….21

2.1. Календарный учебный график……………………………….…………21

2.2. Условия реализации программы………………………………... …….22

2.3. Формы аттестации……………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………..25

Приложение 1………………………………………………………………..26

Приложение 2………………………………………………………………..28

Приложение 3………………………………………………………………..36

Приложение 4………………………………………………………………..39

Приложение 5………………………………………………………………..52

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта « Коррекция речи» (далее программа) спроектирована на основе:

-Закона Российской Федерации «Об образовании» ( от 29.12.2012 №273-ФЗ);

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 14.11.2013г. №30384);

-Закон об образовании В Алтайском крае (от 02.09.2013 № 513)

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (от 29.08.2013 №1008)

-Инструктивного письма Минобразования России «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14 декабря 2000 г. №2);

-Конвенции ООН о правах ребенка;

-Декларации прав ребенка;

-Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; -М.: Просвещение, 2014.

Программа направлена на коррекцию звукопроизношения и устранение фонематических нарушений у детей с фонетическими нарушениями (ФНР) и фонетико-фонематическими нарушениями речи( ФФНР).

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из них не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, есть необходимость в функционировании логопедического пункта в ДОУ в рамках дополнительного образования.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), с заключением ФНР, ФФНР, имеющих нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Логопедическое сопровождение детей, в рамках программы – это целостная система взаимодействия её участников (ребенка, учителя - логопеда, родителей, узких специалистов, представителей администрации), учитывающая индивидуальные, возрастные особенности и возможности детей, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений в условиях логопедического пункта общеобразовательного детского сада.

Возрастные особенности детей 6 года жизни

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей   7 года жизни

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

Характеристика детей, имеющих фонетические и фонетико-фонематические нарушения.

Во всех случаях мы имеем значительное нарушение артикуляционной моторики ( медленные, неточные, неполные движения губ и языка; ограничение движений языка вверх и в стороны; отсутствие более сложных движений, в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы и т.д; имеют место гиперкинезы, парезы языка). Нарушение артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы, движения некоординированные, неловкие, неточные и медленные; на лицо затруднения в выполнении прыжков, метании, лазании, а также в пользовании карандашом, ножницами). Звукопроизношение характеризуется нарушениями нескольких групп звуков, как минимум:

- свистящих С, С1, З, З1, Ц;

- шипящих Ш, Ж, Ч, Щ;

- соноров Л,Л1, Р, Р1.

Фонематический слуху детей с ФНР ( -дислалия; -сложная дислалия; - стертая форма дизартрии) , как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные пробелы в лексико-грамматическом развитии.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Коррекционная работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФН и ФФН) обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Формы организации логопедической работы

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится два раза в неделю в очной форме с каждым ребёнком, в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы. (Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.)

Продолжительность коррекционного занятия определяется санитарно-эпидемиологическими нормами, составляют 25-30 минут.

Примерная структура индивидуального логопедического занятия:

Организационный момент с элементами психотерапии;

Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворного текста;

Статичные и динамичные артикуляционные упражнения по тренировке губ, нижней челюсти, языка;

Упражнения по развитию речевого дыхания;

Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия (с элементами грамоты);

Прстановка звуков и автоматизация (-изолированно;-в слоге;-в слове;- в словосочетании; -в предложении; -в связной речи);

Формирование лексико-грамматических представлений;

Домашнее задание;

Итог занятия.

Срок реализации программы 8 месяцев.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка .

Осуществление качественной коррекционной работы по данной программе, подразумевает использование следующих принципов :

Принцип развивающего обучения - предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип системности - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции речевых нарушений у детей.

Принцип деятельностного подхода – т.е. исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка.

Поэтапности - логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в рамках логопедического пункта, способствующей коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия у детей дошкольного возраста и как следствие освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.

Задачи:

1. Определение особенностей организации образовательного процесса для детей с нарушениями звукопроизношения и фонетическим недоразвитием речи в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности в условиях образовательного учреждения;

2.Осуществление индивидуально ориентированной логопедической помощи детям с нарушениями звукопроизношения и фонетическим недоразвитием речи;

3.Оказание консультативной и методической помощи родителям участникам образовательных отношений.

1.3. Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

месяц

Кол. часов

Формы аттестации (отслеживания результатов)

П-1

П-2

1

Подготовительный этап

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

9

7

8

7

8

8

9

8

9

9

8

6

8

8

9

7

Журнал посещаемости

Индивидуальные тетради

Проведение диагностики речевого развития на начало и конец обучения (На основе методики Г.А. Волковой)

Участие детей в выступлениях на праздниках по плану детского сада.

Индивидуальные консультации с родителями.

Анкетирование родителей

2

Формирование произносительных умений и навыков

-постановка звука;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие звукового анализа;

-автоматизация поставленного звука;

-введение поставленного звука в слог, слово, словосочетание предложение;

-дифференциация смешиваемых звуков

- совершенствование грамматического строя речи;

-развитие графомоторных навыков.

3

Дифференциации смешиваемых звуков

Итого:

64

64

Содержание учебного плана

Данная программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные разделы, отражающие ее основное содержание:

Диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им логопедической помощи в условиях образовательного учреждения. Осуществляется при зачислении и отчислении ребенка, а также по запросу родителей в течении года.

Коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь при коррекции недостатков в речевом развитии у детей в условиях логопункта общеобразовательного учреждения.

Направления коррекционно-развивающей работы зависит от структуры речевого нарушения (приложение 1) и осуществляется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения

Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:

I этап – Подготовительный

Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

г) развитие мелкой моторики;

д) развитие физиологического и речевого дыхания;

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

На этом этапе осуществляется:

1. Знакомство с артикуляцией звука;

2. Постановка звука;

3. Коррекция звука;

4. Автоматизация поставленного звука.

Постановка звуков проводится в такой последовательности:

Свистящие [c], [з], [с`], [з`], [ц].

Шипящий [ш].

Соноры [л], [л`].

Шипящий [ж].

Соноры [р], [р`].

Шипящий[ч],[щ]

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах;

- в словах;

- в предложении;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в тексте;

- в собственном связном высказывании.

Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.

б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

III этап. Дифференциации смешиваемых звуков

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

Звуки дифференцируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей

Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков:

[С-3], [С’-З'], [С-Ц], [С-Ш];

[Ж-3], [Ш-Ж];

[Ч-С’], [Ч-Т'], [Ч-Ш];

[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];

[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].

- Развитие фонематического восприятия

-Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса, формирование грамматической стороны речи в процессе нормализации звуковой стороны речи.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения диагностического обследования. Ее продолжительность и интенсивность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка и структуры речевого нарушения.

Коррекция фонематического недоразвития речи

В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций:

- активизация слухового внимания (неречевые звуки);

- выделение звука на фоне других звуков;

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова;

- определение места звука в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове;

- определение порядка следования звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

-составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

Совершенствование грамматического строя речи

Развитие грамматического строя – важный этап в полноценном речевом и психологическом развитии. В наши дни школы предъявляют высокие требования к будущим ученикам. Это связано с тем, что в последнее время наблюдается существенное усложнение школьной программы. Современная работа по формированию основ грамматики содержит в себе следующие категории: словоизменение; словообразование; согласование; формирование предложений и словосочетаний. К методам, благодаря которым формируется грамматическая речь, относятся дидактические игры, упражнения по словообразованию и их видоизменению, а также пересказ коротких рассказов.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением звукопроизношения и фонематическим недоразвитием речи и семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Проводится в индивидуальной форме в течении учебного года (индивидуально консультирование по запросу родителей.)

Информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Проводится в индивидуальной и групповой форме в течении учебного года (собрания, семинары)

1.4. Планируемые результаты (Целевые ориентиры)

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Согласно целям и задачам данной программы основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Ожидаемый результат реализации программы

Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками :

Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцирует все звуки;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

-способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

-способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонем.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Подгруппа 1

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

П-1

П-2

октябрь

3

2

15.15 - 18.15

Индивидуальная

В течении года:

-Подготовительный этап постановки звука

(согласно календарному плану индивидуальной работы)

-Формирование произносительных умений и навыков

-постановка звука;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие звукового анализа;

-автоматизация поставленного звука;

-введение поставленного звука в слог, слово, словосочетание предложение;

-дифференциация смешиваемых звуков

- совершенствование грамматического строя речи;

-развитие графомоторных навыков.

(согласно календарному плану индивидуальной работы)

1 кабинет (кабинет учителя-логопеда)

Журнал посещаемости

Проведение диагностики речевого развития на конец обучения (На основе методики Г.А. Волковой)

Участие детей в выступлениях на праздниках по плану детского сада.

Задания в индивидуальных тетрадях.

Индивидуальные консультации с родителями.

Анкетирование родителей

8

5

10

9

15

12

17

16

21

19

24

23

29

26

31

30

ноябрь

7

2

15.15 - 18.15

Индивидуальная

12

6

14

9

19

13

21

16

26

20

28

23

27

29

декабрь

3

4

15.15 - 18.15

Индивидуальная

5

7

10

11

12

14

17

18

19

21

24

25

26

28

январь

9

11

15.15 - 18.15

Индивидуальная

14

15

18

18

21

22

23

25

28

29

30

февраль

4

1

15.15 - 18.15

Индивидуальная

6

5

11

8

13

12

18

15

20

19

25

22

27

26

март

4

1

15.15 - 18.15

Индивидуальная

6

5

11

12

13

15

18

19

20

22

25

26

27

29

апрель

1

2

15.15 - 18.15

Индивидуальная

3

5

8

9

10

12

15

16

17

19

22

23

24

26

29

30

май

6

7

15.15 - 18.15

Индивидуальная

8

14

13

17

15

21

20

24

23

28

27

31

29

2.2. Условия реализации программы

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции речи детей;

Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах) в коридоре и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

Кадровое обеспечение:

Учитель-логопед Бойко Ольга Анатольевна. Образование высшее Московский психолого-социальный институт г. Москва 2006г.

Учитель-логопед, Специальный психолог по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология»

Повышение квалификации: «Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» 2011г.

Повышение квалификации: «Актуальные проблемы логопедии» 2013г.

Повышение квалификации: «Нарушение звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения при дизартрии. Использование логопедических постановочных зондов»» 2013г.

Повышение квалификации: «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии» 2013г.

Повышение квалификации: «Формирование начальных речевых навыков у неговорящих детей: с аутизмом; моторной и сенсорной алалией; задержкой речевого развития» 2015г.

Повышение квалификации: «Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО» 2018г.

Повышение квалификации «Современные логопедические технологии коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» 2018г.

2.3. Формы аттестации, оценочные материалы

-Перспективный план логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФН и ФФНР (приложение 2)

-Речевые карты (приложение 3)

-Журнал посещаемости

-Индивидуальные тетради

-Журнал консультаций родителей

-Проведение диагностики речевого развития на конец обучения (На основе методики Г.А. Волковой ( приложение 4)

-Участие детей в выступлениях на праздниках по плану детского сада.

-Анкетирование родителей.(приложение 5)

Список литературы

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; -М.: Просвещение, 2014.

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Авторы: В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая; -М.: ГНОМ, 2014.

Методика обследования нарушений речи у детей. Автор: Г.А. Волкова; – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993

Приложение 1

Направления работы с воспитанниками

в соответствии с логопедическим заключением

Логопедическое заключение

Направления работы

ФНР, дислалия

1. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

2. Сформировать правильную артикуляцию звуков

3. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

4. Дифференцировать акустически сходные звуки

5. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи

ФНР, дизартрия

1. Развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность речи)

2. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

3. Формировать правильную артикуляцию звуков

4. Развивать моторные функции

5. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

6. Дифференцировать акустически сходные звуки

7.Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи

ФФНР, дислалия

1. Развивать фонематическое восприятие

2. Развивать психические функции

3. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

4. Формировать правильную артикуляцию звуков

5. Развивать моторные функции

6. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

7. Развивать способность различать звуки по акустическим признакам

8. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи

ФФНР, дизартрия

1. Укрепить соматический и неврологический статус воспитанника

2. Развивать психические функции

3.Развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность)

4.Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно произносимых звуков

5. Формировать правильную артикуляцию звуков

6. Развивать моторные функции

7. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

8. Развивать способность различать звуки по акустическим признакам

9. Формировать навык фонематических операций: анализа и синтеза

10. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи

Приложение 2

Перспективный план логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФН и ФФНР

Периоды коррекционно-логопедической работы с детьми

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

1

Октябрь, ноябрь

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков:

-в прямых слогах и словах с ними,

-в обратных слогах и словах с ними

-в слогах и словах со стечением согласных.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать речевые звуки по высоте и силы голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Выделение звука из ряда других звуков, из слога.

Различие слов близких по звуковому составу.

Определение наличие звука в слове.

Определение места звука в слове.

Анализ и синтез обратных слогов (ас, ос), преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Выделение ударного гласного в начале слова (аист, уши).

Выделение послед- него согласного в конце слова (суп, сок). Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез прямых слогов (ша, ши), преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Закрепление умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Практическое закрепление терминов: «звук», «буква», «слово».

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных в именительном (сады, косы) и родительном падеже (стульев, стаканов).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, кустик) и прилагательных ( сладенький, кисленький).

Образование глаголов совершенного виде (красит-выкрасил), прошедшего времени (хожу-ходил).

Изменение глаголов по лицам и числам.

Подбор однокоренных слов (снег, снежный, снеговик, снежинка)

Образование слов способом присоединения приставки (пришел, зашел, отошел).

2

Декабрь, январь, февраль

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

Постановка отсутствующих звуков и их автоматизация в слогах (воспроизведение слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение различных слоговых сочетаний) и словах (смI период); в предложениях, стихах, чистоговорках.

Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях, стихах, чистоговорках. (см. развитие речи)

Усвоение слов сложного слогового состава в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Звуковой анализ и синтез односложного слова.

Составление схемы слова.

Звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

Деление слов на слоги.

Составление звуко-слоговоой схемы слова (двусложного).

Закрепление слогообразующей роли гласных

Закрепление умения находить в слове ударный гласный.

Закрепление умения подбирать слова к данным схемам.

Практическое закрепление терминов: «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе, падеже (голубой платок, голубая лента, голубое платье).

Согласование порядковых числительных с существительными ( одно платье, два платья, пять платьев).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки).

Образование относительных прилагательных (платье из шелка-шелковое платье).

Воспитание навыка отвечать полным ответом на вопросы.

Составление простых и сложных предложений с использованием предлогов по демонстрации действий, по картинке, вопросам, опорным словам.

Распространение предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.

Распространение предложений по вопросам (Миша вешает шубу. – Миша вешает шубу в шкаф. – Миша вешает Машину шубу в шкаф.)

Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (белый платок – Лола купила белый платок.)

Составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме (скамейка, под, спать, собака – Под скамейкой спит собака.)

Добавление в предложение пропущенных предлогов (Соня поставила посуду..стол).

Преобразование деформированного предложения.

Заучивание стихотворений ,чистоговорок, насыщенных автоматизируемым звуком.

3

Март, апрель, май

Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи. (см. развитие речи).

Закрепление умений, полученных ранее на новом речевом материале.

Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л];

- в прямых и обрат-ных слогах;

- в слогах со стечении- ем трёх согласных;

- в словах и фразах;

-в коротких текстах и стихах;

Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи.

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием (вагон, бумага, кошка, плот, краска, красный).

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов.

Дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа).

Преобразование слов за счет замены или добавления одной буквы или слога.

Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

Закрепление умения делить на слова предложения без предлогов и с предлогами.

Практическое закрепление термина « предложение».

Закрепление всех полученных ранее навыков.

Привлечение внимания к многозначности слов (иголки для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков словообразования.

Закрепление умения использовать образованные слова в составе предложений.

Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений сл сложными предлогами (из-за, из-под).

Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь); с относительными местоимениями «который» (Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).

Пересказы тестов, насыщенных автоматизируемыми звуками.

Воспитывать умение использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной и выразительной речью.

Составление рассказов по картинке, серии картин, по плану.

Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Приложение 3

Речевая карта

Анкетные данные

Ф.И. Ребенка

______________________________

Дата Рождения

Домашний адрес

_______________________________

Дата обследования

Ф.И. мамы/папы

Анамнез

Протекание беременности / родов

От 1,2,3,4 беременности( без особенностей, с токсикозом 1,2 половины. Гестозом, анемией; инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями матери)

1,2,3,4 роды ( срочные, без особенностей, стремительные. Кесарево сечение, вспоможения. Длительный безводный период, гипоксия, обвитие, асфиксия)

Ребенок закричал( сразу, громко, через время, тихо, сдавленно, со стоном, прерывистым писком)

Раннее развитие

Без особенностей, с задержкой, терял сознание, судороги, рахит, аллергия

Перенесённые заболевания (заключения врачей)

ППЦНС, ПЭП, ОРЗ. ОРВИ, ветряная оспа, бронхит, ангина, другие:

Лор

Окулист

Невролог

Речевое развитие

Без особенностей, с задержкой, фразовая речь с 2,3 лет

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование

Психологические особенности

Контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен

Зрительный гнозис

Цвет: определяет, затрудняется

Форма: определяет, затрудняется

Узнавание по контуру: определяет, затрудняется

Оптико-пространственный гнозис

Верх-низ: определяет, затрудняется

Впереди-сзади: определяет, затрудняется

Лево-право: определяет, затрудняется

Память

Соответствует возрасту, снижен объём кратковременной/долговременной памяти

Внимание

Соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Мышление

Соответствует возрасту, развито не достаточно

Мелкая моторика

Ведущая рука(правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет правильно, развита недостаточно, моторная неловкость

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы- норма. толстые, тонкие, малоподвижные

Саливация- незначительная, повышенная

Твердое небо- норма. Высокое, низкое, готическое, широкое

Язык- - норма.

Вялый, массивный, малоподвижный

Зубы- норма. Мелкие, крупные, редкие, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов

Подязычная связка- норма, утолщена, укорочена, послеоперационныее рубцы

Прикус – норма, прогения, прогнатия. Передний отнрытый, боковой открытый

Мягкое небо- норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы

Синкенизии- незначительные

Переключаемость- норма, нарушена,

слабая

Арт. поза- выполняет точно, удерживает не выполняет, удерживает с трудом

Звукопроизношение

с

с”

з

з”

ц

ш

ж

щ

ч

р

р”

л

л”

к

г

х

Дыхание

Свободное, ровное, затрудненное, неровное

Голос

сильный, звонкий, глухой, нозальный оттенок

Динамическая сторона речи

Темп- норма, замедленный, ускоренный

Ритм-норма, ударение употребляет не верно

Паузы- норма, речь не разборчивая, сбивчивая

Интонирование- норма, не достаточно выразительное

Состояние фонематических функций

Слоговой ряд - повторяет, затрудняется

Фонематический синтез –проводит, затрудняется

Выделение первого и последнего звуков- выдеяет, затрудняется

Сложные слова- повторяет, затрудняется

Подбор слов с заданным звуком – справляется, затрудняется

Определение последовательности звуков в слове- определяет, затрудняется

Понимание речи

В полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции

Лексический запас

Называет :

Затрудняется:

Грамматический строй речи

Мн. ч. Сущ. в И.п. –справляется, затрудняется

Мн. ч. Сущ. в Р.п.-

справляется, затрудняется

Согласование сущ.+числ.- справляется, затрудняется

Согласование сущ.+прил.- справляется, затрудняется

Предлоги- справляется, затрудняется

Изменение числительных по падежам - справляется, затрудняется

Словообразование

Образование уменьшительно ласкательных форм сущ.- справляется, затрудняется

Образование приставочных гл.- справляется, затрудняется

Образование относительных прилагательных от существительных - справляется, затрудняется

Образование притяжательных прилагательных от существительных - справляется, затрудняется

Связная речь

Соответствует возрасту, недостаточно развита, не развита

Логопедическое заключение

Дата зачисления

Дата отчисления

Учитель – логопед

Бойко Ольга Анатольевна _______________________________

Примечани

Приложение 4

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

По методике психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___________ _________

Дата рождения (число, месяц год) ________________

Дата обследования (число, месяц, год)

Возраст (количество лет, месяцев) ____________________

Домашний адрес, телефон_______________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. а, профессия, образование, место работы (или не работает) ___________ ______ ___________________

Отец: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки

зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в

обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений

звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на

успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и

зрослыми: (знакомыми и незнакомыми) ________________________

Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-

сихических, хронических болезней у родителей и родственников) ___

Общий анамнез

От какой беременности ребенок ________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания_________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные _______

Особенности раннего развития: держит голову с ____ мес., сидит с — мес., к 1 году _____ зубов. Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________ от 1 до 3 лет ____________ Инфекции ____________ Соматические заболевания

данные о развитии речи

Характер звукового лепета. В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [Х]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются. Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т’], Щ’], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губногубные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [У?]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф’], [В’], полумягкие [Ф], [Ф’], полу- мягкие [В], [В’]. Переднеязычные альвеолярные [С’], [3’], среднеязычный [И], заднеязычный [Х], заднеязычный глубокий [Х]; гортанные [Ь] (ослабленный [Х]), [Ii’] (ослабленный мягкий [Х]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н’], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный

альвеолярный [Л’]; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р]. В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Т’], [Д], [Д’], [С],[С’], [3], [3’], [Ц], [Н], [Н’], [Л], [Л’], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. Отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, апя, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений.

Например, игрушка упала, и взрослый говорит:«Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя». Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Айля...баба. . .баба.. .вад. . .вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам- ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту- ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т. д.). Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении двей закить (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь; фраза распространена: «(Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»). С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в теплые кая (края)... Водицки попия я, ффуй». К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и В 2 года ребенок умеет ответить на доставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их. Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слоя (замены, пропуски, искажения, добавления слогов). Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], Щ1, Л], [Р]. Особенности понимания речи окружаю щах (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, Дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и тд.). Логопедическое обследование

Состояние звукопроизношения.

Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на

ругие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

• изолированно — по подражанию логопеду;

• в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой

структуры, состоящую из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с

закрытыми слогами и со стечением согласных;

• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи - потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А],

[О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их

произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные

отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-

сихологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых,

оропливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются

неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе

произносятся нормально).

Свистящие звуки: [С], [С’], [3], [3’], [Ц]; шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: [Л], [Л’], [Р], [Р’], [М], [М’], [Н], [Н’];

йотированные звуки: [51], [Е], [Ё], [Ю]; звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]—[Ф], [Д]—[Т], [Г]- [К], [З]—[С], [Ж]—[Ш] твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т’], [Д]-[Д’], [К]— [К’], [Г]— [Г’] , [Х]— [Х‘] , [Н]—[Н’] , [М] — [М’] , [П]——[П’] , [Б] —[Б’], [С]—[С’], [3]—[3’], [Л]—[Л’], [Р]—[Р’], [В]—[В’], [Ф]—[Ф’]. Особенности динамической стороны речи Необходимо отметить следующее: • темп: нормальный, ускоренный, замедленный; • ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; • интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить рёбенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»

Анатомическое строение артикуляторного аппарата

Отмечается наличие и характер отклонений в строении

• губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; • челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти); • прикуса: открытый передний, открытый боковой;

• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.; • языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, Укороченная подъязычная связка;

• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное Мягкое небо, раздвоение маленьког язычка.

Отклонения в строении артикуляторного аппарата выявляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической (механической) дислалии.

Состояние общей моторики у детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания:

- пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь по сигналу идти на полной ступне; - попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; - по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед объясняет, как выполнить движение. На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений — несвоевременная, задержанная; появление нарушения координации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства. Состояние пальчиковой моторики для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания:

- положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—б раз; - поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз. Состояние мимической моторики При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются следующие задания: - поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — покой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть щеки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»; - по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец. По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).

Состояние орального праксиса

Кинестетическая основа речи: способность вьшолнения отдельных артикуляторных движений. У детей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться латентный период между предъявлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспоминает необходимое артикуляторное движение. В силу этою движение выполняется с некоторыми отклонениями.Ребенку предлагаются задания - для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, круговое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; - для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;

- для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть. Кинетическая основа речи: способность выполнения серии артикуляционных движений.

Предлагаются следующие задания:

- для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх Нижнюю губу;

- для языка: открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык коснуться узким языком правого, левого углов рта убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — показать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направлении — убрать язык в рот — закрыть рот;

- для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; - для мягкого неба: открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокращаются и приподнимают его. По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения); точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения); тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц); темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в З—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);

синкинезии (нет; есть -- при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).

Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций

Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консультацию к врачу-оториноларингологу, Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа «Возьми куклу», «Положи куклу в кроватку, «Подойди к шкафу и возьми кубики», «Собери пирамидку». При обследовании состояния дыхательной и голосовой функций следует отметить: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—З слова, для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе. Дать характеристику голоса по следующим параметрам: сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий), высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный), тембр (монотонный голос, наличие или отсутствие носового опенка).

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Простой (элементарный) фонематический анализ

При обследовании состояния указанных функций логопед учитывает условия выделения звука (по Н. Х. Швачкину): ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные легче выделяются из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [Р] как более длительный выделяется легче в начале слова. р— наиболее трудно детям определить наличие гласною и выделить его из конца слова, так как гласный звук воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как опенок согласного звука (В. К. Орфинская).

Вьщеление звука на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ТЫ звук [К] в слове МАК?» и т. д. Выделение начального ударного гласною звука из слова. Инструкции: «Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? УТРО? ИРА? Эхо? Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ? Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАИКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК? Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонирован но, т. е. выделяя его голосом.

Дифференциации звуков по противопоставлениям

Веня — Феня; мышка — мишка; рожки – ложки; точка — дочка; уточка – удочка; уши — ужи.

Сайка – зайка; укол — угол; маска — Машка; шаль - жаль; миска — мишка; лук — люк.

Кол — гол; шайка — чайка; сок — цок

Сложный фонематический анализ

Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине) Инструкция: «(Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС?, в слове ЛИСА?» Затем более точно: «На каком место стоит звук [С) в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Ответы ребенка: «В слове СА- НИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором; в слове НОС на третьем месте». Звук [С] логопед произносит интонированно в изолированном положении и в составе слов. Определение последовательности звуков в слове. Инструкция: «Какой звук ты слышь в начале слова СССАНИ? Ответ ребенка: «Звук [С]». «Правильно какой звук ты слышишь после звука [С]? САААНИ» Ответ ребенка «Звук [А]». «Какой звук ты слышишь после звука [А]? САНННИ» ответ ребенка: «Звук [Н]». «Какой звук ты слышишь после звука [Н]? САНИИИ». Ответ ребенка: «Звук [И]». Таким образом логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить. Звуки другого предложенного ребенку слова логопед может произнести несколько менее интонировано, если ребенок правильно определил последовательность звуков в первом слове. Определение количества звуков в слове. Инструкция: «Сколько звуков в слове МАК? в слове МУКА? в слове КОМОК?» Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе безусловно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д. Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С], [Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении. Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], {А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А].

Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].

Фонематические представления

Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук.

нструкция: «Назови слово со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]». Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности транспорт, картины природы.

Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля», или «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата». Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ, БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д. Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ. Исследование атрибутивного словаря

Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ. Употребление относительных прилагательных. Инструкция: «Стол какой (деревянный) а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.

Подбор антонимов.

Слова, которые можно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИИ, ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ и т.д.

Исследование предикативного словаря Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик. Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.

Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних — мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких— воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки. Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец ... (кует), летчик ... (летает), тракторист .. (пашет).

Исследование грамматического строя речи

Исследование способности словоизменения

Изменение по падежам. Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет ... (куклы). Я пою песенку ... (кукле). Я купаю (куклу). Я люблю играть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой (кукле)». Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука—-..., лист— .,, окно—.... Образование имен существительных родительного падежа

единственного и множественного числа: Дом — дома — домов; окно — окна

окон; дерево — ... — .., марка — ... — ; Яблоко — ... — ... ; стол — ... — ;

шар—...—-... ; книга — ... ; вишня — ... — .

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., пальто — Исследование способности словообразования Образование существительного уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины: стул — (стульчик) ложка — (ложечка)

кровать — (кроватка) кукла — (куколка)

картина — (картинка) дом - (домик)

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево — деревянный, резина — ..., стекло — ..., хрусталь — ..., кожа — железо — ..., шелк —..., бумага — ..., кружевоОбразование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — выходить — входить — заходить — переходить — обходить — отходить — проходить -- сходить — уходить; бежать — ...; летать ...; плыть — ...; ехать. Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.

Приложение 5

Календарный план индивидуальной работы

Ф.И. ребенка__________________________

№п/п

Дата

Тема занятия

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области