Развитие речи во 2-й младшей группе
(консультация для родителей)
К трем годам при нормативном развитии ребенок осваивает все грамматические категории родного языка. Он изменяет слова, говорит короткими предложениями.
Развитие речи – одно из важнейших направлений призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.
Главным является следующее:
- развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться цели путем речевого общения;
- обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для решения этих задач вам необходимо:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
- много говорить с детьми самим;
- вовлекать детей в разговоры на разные темы;
- помогать малышу вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Занятия по развитию речи проводятся два раза в неделю. На занятии решается несколько речевых задач:
- воспитание звуковой культуры речи и словарной работы;
- формирование грамматического строя речи, с развитием навыков связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя формирование четкой артикуляции звуков, правильное произношение.
Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах.
Ведущим методом обучения является игровой метод. Так, при закреплении звука «П», детям показаны картинки с изображением предметов, в названии которых есть этот звук: «пальто, пирамидка».
Продолжается работа и по развитию слухового внимания, восприятия, речевого слуха. Так, в процессе игр, предлагается определять на слух звучание разных детских инструментов, на узнавание друг друга по голосу. Приучать детей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей. Для этого используются игровые ситуации.
Во 2-й младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.
Основной задачей является количественное и качественное (называние предметов, их качеств, свойств и действий) накопление словаря. С этой целью ставятся вопросы: Какой мяч? Какого цвета мяч?
Такие упражнения важны для того, чтобы ребенок мог использовать основной речевой материал в целях построения простейших высказываний.
Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм.
Задачи по развитию речи решаются и во внеучебное время.