Конспект игровой обучающей ситуации по экологическому воспитанию в старшей группе.
«Игра-путешествие на реку Зуша»
Задачи:
-воспитывать в детях любовь к живой природе;
- приобщать детей к элементарным общественным нормам и правилам поведения в природе;
-повышать активность детей в процессе обучения;
-формировать интерес к познавательной деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: макет с рекой, силуэты рыб, 4 контейнера для мусора (пластик, бумага, стекло, железо),
«Путешествие на реку Зуша».
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я читала газету и обратила внимание на интересную статью. В ней говорилось о том, что на реку Зуша пришла беда: стали гибнуть растения и рыбы. Почему всё это происходит не могут понять? Мне тоже стало очень интересно, отчего это происходит, и я надеюсь вы тоже поможете разобраться в сложившейся ситуации.
Воспитатель: Ну что ребята, разберемся в этой ситуации?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: А для этого мы отправимся на реку Зуша.
Подходим к макету с рекой
Обращаю внимание на макет с рекой.
Нижняя часть макета (дно) завешена.
Воспитатель: Кто же обитает в наших реках?
Дети: Рыбы, раки, молюски, лягушки и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы живут в наших реках?
Дети: Ерш, щука, окунь, лещ, карп.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
1.В: А вы знаете какую рыбу называют пресноводной акулой? (Щука.)
2. Это речная рыба, у него есть усы. Тело его покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. (Сом)
3.Острые, колючие плавники защищают его от врагов. Иногда его называют морским ежом. (Ерш)
Дети выставляют отгадавших рыб на картину (выпускают в реку)
Воспитатель: Чем питаются рыбы?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Чтобы понять проблему, для начала мы рассмотрим эти модели, что на них изображено?
(На доске стоят модели с изображением растений, рыб и воды, лежат карточки со стрелками).
Воспитатель: Какая же взаимосвязь между водой, растениями и рыбами?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, растения растут в воде, они ее очищают и вырабатывают кислород, рыбы дышат кислородом, питаются растениями. Покажите это с помощью стрелок. Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, почему в реке гибнуть растения и рыбы?
Дети: Потому что люди загрязняют реки.
Воспитатель: Каким образом люди загрязняют реки?
Дети: Бросают в реки мусор, моют автомобили, попадают в водоёмы промышленные отходы.
Воспитатель: Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не даёт жить рыбам.
По ходу рассказа перевернуть карточки обратной стороной: исчезновение всех обитателей водоемов.
Воспитатель: А, что же нужно сделать, чтобы река снова ожила?
Дети: Почистить воду в ней.
Переворачиваю картинку с водой. Тогда снова появятся растения (переворачиваю картинку с растениями), приплывут рыбы (переворачиваю картинку с рыбами, водоём начнёт жить сначала.)
Открываю нижнюю часть макета, на которой прикреплены карточки с мусором (пластик, бумага, стекло, железо)
Воспитатель: Ну мы же с вами не рыбы и не можем дышать под водой. Как мы сможем почистить реку?
Дети: Надеть скафандры и погрузиться в воду.
Воспитатель: Превращаемся в водолазов и приступаем к очистке водоема от мусора.
Приступаем к игре.
Дети снимают с макета «мусор» и распределяют его по четырём контейнерам (пластик, стекло, бумага, железо).
Воспитатель: Вы довольны, ребята тем, что почистили водоем и не дали погибнуть рыбам? Я предлагаю вам быть внимательными по отношению к окружающей природе, помогать ей всем, чем сможете. А для тех, кто не знает, как вести себя у водоема, мы расставим запрещающие знаки, чтобы люди видели их и не нарушали.