Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование качеств личности на общепрофессиональных дисциплинах.

Разработка формирующего эксперимента на занятиях по электротехнике

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование качеств личности на общепрофессиональных дисциплинах.

На основе анализа литературы по профессионально-значимым качествам был разработан формирующий эксперимент и был направлен на формирование профессиональной ответственности, решительности, самостоятельности на занятиях по электротехнике и электронике.

Цель эксперимента состояла из трех этапов.

Первый этап формирующего эксперимента состоял в разработке планов-конспектов по предмету Электротехника и электроника с учетом всех необходимых изменений.

Второй этап состоял в разработке профессионально направленных задач в соответствии с планом и уровнем усвоения знаний, выявленном в констатирующем эксперименте. Все задачи применялись с учетом рабочей программы по электротехнике и электронике для учащихся СПУЗ (среднего профессионального учебного заведения).

Третий этап – использование на практике разработанных задач и методов формирования профессионально-значимых качеств (ПЗК).

Представим пример формирования двух ПЗК, необходимых для большинства специальностей.

Развитие умений по принятию решений

Цель:освоить алгоритм принятия решения.

Задачи:

дать знания об алгоритме принятия решения;

проследить освоение алгоритма на практике.

Техника: «Корова». Данная техника использовалась на занятиях по электротехнике для формирования ПЗК.

Инструкция. «Сейчас я прочитаю условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит её в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».

Условие задачи. Для цепи с последовательным соединением активного сопротивления и индуктивности определить полное сопротивление и ток, если известно что R=15 Ом, L=29,8 мГн, U=220 В, частота стандартная.

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок.

После того, как каждый из участников решит задачу, преподаватель спрашивает о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные, то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов. Оптимальное количество – 3-5 групп, не менее 5 человек в каждой.

Инструкция группам. «Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в своей правоте».

После того, как планы разработаны и преподаватель почувствовал, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя.

Преподаватель выясняет, не переменил ли кто из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются в соответствующие группы. Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата.

В итоге все должны прийти к одному результату.

Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в ВУЗ или идти работать, регулировать или налаживать электрическое оборудование или везти его в ремонтную службу и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. Поэтому простое знание некоторых правил во многом облегчит принятие решений.

Процесс принятия решения разделяется на несколько этапов:

1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идей лучше записать и подвергнуть первичному анализу.

2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.

3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическими нормами или жизненными целями. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое учитывало данные факторы.

5. Разработка конкретного плана действия и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту принятия решения проблемы.

6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Человек должен иногда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановиться. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию. Истинное решение ни когда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможность для дальнейшего развития

Домашнее задание.

Проанализировать хотя бы один случай принятия решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.

Формирование ответственности.

Одним из качеств личности, важных для успешной профессиональной деятельности и имеющих профессиональное значение, в условиях труда на современном производстве является ответственность, ответственная зависимость.

Для исследования ответственности в контрольных и экспериментальных группах использовалась методика «Ложная информация», предложенная А.В. Петровским , осуществлявшаяся в условия игровой ситуации (при проведении командной викторины).

Прежде чем использовать данную методику у учащихся группы проводились занятия по электротехнике, на которых часто использовалась коллективная работа, работа в отдельных группах, и оценки за работу выставлялись не отдельному учащемуся, а целой группе в зависимости от качества и уровня работы. После проведения нескольких подобных занятий была проведена викторина для двух групп второго курса.

По окончании технической викторины каждому испытуемому индивидуально сообщалось, что его команда, к сожалению, не заняла первое место, хотя для этого были все основания. Возможно, кто-нибудь из учащихся не ответственно отнесся к выполнению заданий и тем самым подвел команду. Задавался вопрос: «Как ты думаешь, по чьей вине команда не смогла занять первое место?»

В группе, где обучение строилось на коллективном выполнение учебно-трудовых заданий, учащиеся более стойко выдерживали деструктивные воздействия на коллективные отношения извне. Основная масса ребят отвергли предположение, что кто-либо из них способен подвести группу из-за безответственности.

Победа в технической викторине определялась не только правильными ответами, за которые начислялись очки, а прежде всего тем, куда были включены эти очки: в общий или в личный зачет.

При распределении ответственности в конкретной учебно-трудовой ситуации учащиеся группы подходят к своим оценкам более требовательно, ориентируясь на достигнутые результаты. Они повышенно требовательны и к собственной работе.

В ходе проделанной работы была проанализирована психолого-педагогическая литература и на основе её выявлены основные профессионально-значимые качества личности специалиста. Этих качеств оказалось множество и среди них можно выделить несколько самых важных, подходящих к какой-либо одной профессии. Зная стандарты для специальности, её профессиограмму можно разработать педагогические условия, методы работы, позволяющие формировать эти качества. А они в свою очередь дадут возможность учащимся реально оценить свои возможности при вхождении на рынок труда, быть готовым адаптироваться в новой профессиональной среде.

Из исследований были выявлены следующие ПЗК, как решительность, ответственность, самостоятельность, профессиональная направленность и педагогические условия: мотивационная сфера, методы активизации учебно- познавательной деятельности, профессионально-направленные задачи.

Формирование профессионально-значимых качеств специалиста зависит от мотивов выбора дальнейшей трудовой деятельности. Чем осознаннее мотивы, тем выше будет уровень ПЗК. Работа в коллективе, в совместных группах, активная работа на занятиях может развить умения по принятию решений, а также повысить уровень ответственности за выполненную работу. Профессионально-направленные задачи позволяют сформировать такие качества как самостоятельность, уверенность в себе, экономичность.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области