Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект " Барнаул"

для аттестации

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №255»

Проект «Мой любимый город Барнаул»

(старший возраст)

Подготовили : Зань Н. Ф.

Ткачева В. Э.

Барнаул-2019

Оглавление

1.Актуальность проекта……………………………………………..3

2.Цель проекта и задачи……………………………………………..3

3.Предполагаемый результат………………………………………..4

4.Этапы проведения проекта…………………………………………5

5.Формы организации работы с детьми…………………………….6

6.Список используемой литературы………………………………..7

Приложения

Маленькая родина всё равно большая,

ведь она единственная.

Ж.Ренар

Актуальность проекта:

Моя малая Родина.…У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все.

Каждый человек привязан всей душой к своему родному городу, вед именно в нем случалось много того,что и составляет индивидуальный путь человека,его жизнь.Мы любим Барнаул.

Но знаем ли мы его хорошо?Когда ребёнок задаёт вопросы: «Почему на этом доме висит дощечка с буквами?», «Почему наш город называется Барнаул?», «Почему этому дяде поставили памятник?».

Что мы знаем об истории города где мы родились?Важно не погасить искорку любознательности,не отмахиваться от детских вопросов.Знакомясь с историей родного города,ребёнок начинает осознавать себя живущим в определённый временной период.

Пробуждение патриотических чувств к Родине(гордость,любовь),случается в процессе взаимодействия взрослых и детей в процессе совместной деятельности,где акцентируется внимание взрослых на конкретные события,пробуждающие интерес,а затем и определённые чувства.

Цели проекта:

Развитие познавательной активности детей.

повышение интереса к истории и культуре нашего города

формирование чувства патриотизма

Задачи проекта:

формировать знания детей об улицах родного города

познакомить с общей архитектурой города

закреплять представления о местонахождении детского сада и дома на карте города

воспитывать любовь и уважение к родному городу

развивать у детей связную речь,обогащать и активизировать словарь

расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: краткосрочный (3 недели)

Предполагаемый результат: Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Этапы работы:

1этап

1.Сбор информации о городе.

2.Подбор иллюстративного материала

3. Сбор информации об истории Барнаула

4.Подбор художественной литературы, дидактических игр, подвижных игр.

2этап

1.Рассказ воспитателя об истории развития города

2.Рассматривание фотографий и беседа на тему «любимый город Барнаул».

3.Чтение сказок (Жар-цвет; Сказка о старом заводе; Сказка о том, как на Алтае город возник)

4.Просмотр фильма «Барнаул»

5.Чтение стихотворений о Барнауле

6.Дидактические игры: «Достопримечательности города», «Опиши место».

7.Сюжетно-ролевые игры: Супермаркет «Магнит»;Строительство нового дома.

8.Беседа «Они прославили наш город».

НОД с детьми:

1.Рисование «Мой город»

2.Аппликация «Мой дом»

3.Познавательное «Я и моя семья»

4.Художественно-речевая деятельность «День защитника Отечества»(совместно с физинструктором Барышевой Ю.А.)

Работа с родителями

Оформление консультативного материала «Из истории Барнаула»; «Легенды Барнаула»; «Барнаул-сибирские Афины».

Создание макета совместно с родителями «Памятник В.М.Шукшину»

Создание фотоальбома «Моя семья»

3этап: Заключительный. На этом этапе проводится выставка материала о городе Барнауле (открытки «Барнаул»;фотоальбом «Достопримечательности города Барнаула»;фотоальбом «Знаменитые люди Алтайского края и города Барнаула»;консультативный материал о городе Барнауле)

Формы организации работы с детьми.

Виды деятельности

Цель работы

Беседа «Они прославили наш город».

Включение детей в процесс активного познания,новых сведений,исторических фактов на основе чувственного восприятия и практического опыта.

Рассказ воспитателя об истории развития города

Достоверное и доступное для понимания грамотное, эмоционально окрашенное изложение информации о родном городе(с использованием качественного наглядного материала)

Чтение сказок (Жар-цвет; Сказка о старом заводе; Сказка о том, как на Алтае город возник)

Пробуждение у детей интереса к своей малой родине.

Дидактические игры: «Достопримечательности города», «Опиши место».

7.Сюжетно-ролевые игры: Супермаркет «Магнит»; Строительство нового дома.

Закрепление у детей положительных впечатлений и приобретённых знаний о родном городе в процессе партнёрского игрового взаимодействия.

Рисование «мой дом»

(Цветными карандашами)

Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.

Познавательное «Я и моя семья»

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери,отца ,которые живут вместе, любят друг друга, заботятся.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

Рассматривание семейных фотографий.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Закрепление знаний пословиц о семье.

Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал:

Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети: Имя.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? ( Ответы 2 – 3 детей.)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Воспитатель: Благодарю вас.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

( Ответы детей.)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель: А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

ласковая, внимательная…)

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый ... (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Д/и «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой…

Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.

Тема: «Дом, в котором мы живем»

Программное содержание:

Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги.Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.Словарь: общежитие, названия строительных профессий.Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.

Оборудование:

Картинки, мелкий и крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, листы бумаги разного формата, цветные карандаши.

Ход занятия:

Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие). Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища? (Ответы детей).

Как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).

Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»

Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.

Крыша нужна дому для того, чтобы …Двери нужны дому для того, чтобы …Окна нужны дому для того, чтобы …Кухня нужна дому, для того, чтобы …Электричество нужно дому, для того чтобы …Мебель нужна дому для того, чтобы …

Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.

Конструирование из строительного материала по схеме «Дом»

- Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.

Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.

А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.

Чем занимается каменщик? (Ответы детей)Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Чем занимается столяр? (Ответы детей)Столяр делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

Чем занимается маляр? (Ответы детей)Маляр красит стены и белит потолки.

Чем занимается электрик? (Ответы детей)Прокладывает провода, чинит электрические приборы.

Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)Чинит водопровод и канализацию.

Чем занимается плиточник? (Ответы детей)Плиточник кладет керамическую плитку на стены.

Чем занимается дизайнер?Дизайнер занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.

Физминутка «Стройка»

Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.

Рисование «Дом в котором мы живём»

Детям предлагается нарисовать дом таким, в каком им хотелось бы жить. Для рисования предлагаются цветные карандаши и листы бумаги разного формата.

Составление творческих рассказов «Мой дом»

Расскажите о доме, который вы нарисовали, в котором вы хотели бы жить.

План:

Какого размера ваш дом?2. Каков он снаружи?3. Каков он внутри?4. Что есть необычного в вашем доме?5. Почему вы хотели бы жить в этом доме?

Городу Барнаулу

автор: Хохлова Татьяна

Славный сын великого Алтая,

Наш любимый город Барнаул!

Вместе с дружным населеньем края

Ты в эпоху новую шагнул.

Перемен крутым порывом ветра

Двадцать первый век на нас дохнул.

Но в тебя с годами крепче вера,

Волевой наш город Барнаул!

Ты прошел немало испытаний,

Но с прямой дороги не свернул.

Силой духа, мудростью познаний

Процветай же, город Барнаул!

Стихотворение про город Барнаул

автор: Клара Хасанова

По городу мне хочется бродить,

Смотреть рекламу в магазинах.

В фонтане ноги промочить

И отражение ловить в витринах

Как изменился город: не узнать!

Домов красивых стало много.

И я хочу просторами дышать.

По улицам бродить, забыв тревогу.

Деревья, тротуары, фонари -

Они зовут проспектом наслаждаться.

Мелькают на рекламах огоньки.

Не устаю тебе я удивляться!

я иду с тобой гулять:

Вдоль проспекта, мимо сквера,

на речной приду к воде.

Подойду к реке поближе,

полюбуюсь тучей выше

и замру в восторге счастья :

за четверочку Стрижей.

Гул и грохот, уши ломит,

но восторг и мощь машин.

Понимаю, очень сложно

достигать таких вершин.

я иду с тобой гулять.

Хоть я меньше той машины -

у меня свои вершины.

Барнаул

автор: Анастасия Алехина

Я живу с моим городом в ритме одном,

Засыпаю и с ним просыпаюсь.

На Октябрьской площади выйду, пешком

Вверх по Ленинскому прогуляюсь.

Подышу тёплым воздухом новых аллей,

До России дойду незаметно,

Погляжу я на отблески ярких огней,

На зелёные стены проспекта.

Вот, уже подхожу к альма-матер своей,

Посижу на скамеечке рядом,

Вспомню годы весёлые юности в ней...

Ползунов - гордость нашего града.

Столько света вокруг, широта и простор,

Фонари в потемневших оправах,

Кто-то мимо идёт не спеша, и уж вот

Вижу купол старинного храма.

На крыльце, как всегда, копошится народ,

Каждый просит чего-то у Бога,

На душе так легко, в подтверждение ждёт

Сердце вновь колокольного звона.

Вот и Красный уже, рядом Старый Базар,

Я дойду до Речного вокзала,

Там, на Новом мосту, кто-то рядом стоит,

Это, видно, влюблённая пара.

Поднимусь на него и увижу вдали,

Как плывут по Оби теплоходы.

Гордо буквы горят в белом цвете своём,

Барнаул, ты - любимец народа!

Барнаул

автор: Семивер

Барнаул- город белокаменных зданий.

Новостроек кругом, как в чернозёме червей.

Город сад:

Заберись повыше- одна зелень перед глазами.

Палисад,

Согласитесь, лучше пустырей и полей.

Это чрезвычайно красит вид города,

Успокаивает психику щебетанье птиц.

Машин мало- спокойно.

А что до житья, может для кого всё и дорого,

Но живут достойно,

Вот только мало реально счастливых лиц.

Барнаульцы и не замкнуты и не открыты,

В них меньше крикливости и эмоциональности,

Да как везде.

И у них бывает- улицы перерыты,

Что ж теперь,

Зато меньше не русских национальностей.

Старинных домиков, домов и домищ- прилично.

Узорчатые, крепенькие, или развалюхи вымерающие.

Всякие пейзажи.

Очень много хвойных, сосен обычно.

Мало смога и сажи.

Зато собаки дурнее, лающе-кусающие.

Красивый город и большой, двух глаз не хватит.

С правой стороны Обь обтекает его боком,

Река-петля.

А сосновый бор с запада врезается, кстати,

В центр не зря,

Создавая неповторимый колорит Алтайского толка.

Барнаул- город тяжёлого машиностроения;

Полным-полно комплексов всяких громадных.

Ходишь без глаз и спотыкаешься.

Но больше радует индустрия пововарения-

С пивом быстрее свыкаешься.

Зато больше у народов инстинктов стадных.

Барнаул

автор: Юлдуз

С востока ночь ползёт, но городу спать рано,

Ещё клокочет жизнь в квартирах и дворах.

Реклама бьёт в глаза с растяжек и экранов,

А кто-то тусоваться будет до утра.

Не поделили рельсы «Круизёр» с трамваем,

У Шпиля ДТП – треть города стоит.

И в праздники, и в будни город узнаваем,

Непознанного всё же сколько он таит.

Затор автомобильный к ночи рассосётся,

Часа на три-четыре ляжет тишина,

Но будет новый день, и он опять вернётся –

Пока лишь только в планах «зелёная волна».

То весело и шумно, то тихо и устало

Как сердце города пульсирует вокзал,

Ильич – как Бог – в трёх лицах, безобидный малый,

Куда-то в направленьях разных указал.

Сюда вернулась я, когда – уже не важно,

В мой город, где в году семь месяцев зима,

И вот везёт меня автобус двухэтажный,

Мелькают за окном Поток и Сулима.

Булыгино и Центр, Гора и Силикатный –

От нежности прилива кругом голова.

Мороз в сердцах кляня, о боже, как приятно

Залезть в отнюдь не тёплый старенький трамвай!

Здесь звон колоколов Покровского Собора,

Уют дворов и трассы лыжные зимой,

Простор Оби и сень реликтового бора,

Всё это Барнаул – чудесный город мой!

Домов шикарных ряд, но в двух шагах от центра

Нечищеных дорог запутанная сеть.

В пентхаусах, коттеджах «ютятся» три процента,

У тридцати ж мечта свой угол заиметь

Горят янтарным светом новые квратиры,

С размахом голливудским на въезде – буквы в ряд,

«Наш Барнаул давно уже Столица Мира» –

Так люди про любимый город говорят.

Контрастный город мой, и кто ж тебя так строил,

Убожество в роскошную обёртку завернул?

Пускай живут спокойно все твои герои,

И старые, и новые, мой славный Барнаул!

Барнаул

автор: Галина Ситникова

Барнаул-столица края.

Нашу землю украшает.

Славный город Барнаул-

Был когда то он аул.

Обь спокойная вкруг града,

Лес- ветрам сухим преграда.

Голубые есть озера,

Краски ленточного бора.

Свежий воздух, чистота,

А дома то! Красота!

Архитекторы все наши,

Один дом другого краше.

И мосты чрез Обь красивы,

Величавы их массивы.

Санатории и парки,

А кругом цветы, фиалки.

Детвора как те грибочки-

Распускаются цветочки.

Есть и ВУЗы и театры,

Где смотрели "Клеопатру".

Приезжайте в гости к нам,

Рады мы всегда друзьям!

Барнаул

автор: Галекс

Еще одетый в белый полушубок

Стоит, как богатырь, наш город Барнаул,

Его красивых улиц, переулков

Не променяю я на шумную Москву.

Уже журчат ручьи! Весною пробужденный

Стоит наш стольный град, и я в него влюблен!

Его дома, сады и свет оконный

Знакомы с детства. Вновь я окрылен

Прохладой тени от березки,

Его причудливых ветров!

И вот текут по щечки чей-то слезки

От счастья, что вернулся вновь

В родимый город, город детства,

Где он родился, рос и полюбил

Ту, что пленила его сердце,

Ту, с которой он забыл

Про все печали, горести и беды.

Что были, есть и могут еще быть.

Но Барнаул, он город детства,

Тому, кто был в нем, не забыть.

Барнаул

автор: Татьяна Чернавина

Каждый город -свои приметы

и настрой,

будто трав настой.

Этот - Невские любит рассветы,

тот - закат над Москвой -рекой.

Ну а мне никуда не деться

от просторов моей Оби.

С Барнаулом срослась я сердцем

полным радости и любви.

Я проспектом пройду зелёным,

посижу у "сковороды".

С колокольни Никольской звоны

будут как серебро чисты.

Заскочу в гастроном "Под Шпилем",

в парк Меланжевый загляну.

Помнишь,

как мы с тобой любили,

слушать вечером тишину.

Там скамейка под старым клёном,

утки плавают на пруду...

Вновь проспектом иду зелёным,

внучку за руку я веду.

Город Барнаул

автор: Александр Евгеньевич Гаврюшкин

В Барнауле давно уже не был.

Почему мне так дорог Алтай?

Не могу я разгадывать ребус

Что же город, давай, помогай!

Здесь Акинфий Демидов когда-то

Для Руси добывал серебро...

А река Барнаулка из злата

Колесо всё хранит, как добро.

То добро замечаю я в лицах

Горожан-барнаульцев родных.

Ты с Афинами можешь сравниться,

Написал же Тяньшаньский о них!

Об Афинах писал, о тебе ли...

Ныне можно всё это прочесть.

Кто-то пусть отдохнёт в Коктебеле,

Лучший отдых, поверьте мне, здесь!

Изобрёл паровую машину

Барнаульский Иван Ползунов.

Он историю нашу продвинул

Не на шаг, а на много веков

Моя Родина малая, здравствуй!

И ты центр краевой Барнаул.

Мой Алтай голубой и прекрасный!

Здесь я в путь приготовил баул...

Барнаул

автор: Татьяна Дивнич

Барнаул - мой город нежный,

Ты один такой на свете.

Ты - звезда моей Надежды,

Что в ночи так ярко светит.

И к тебе, мой милый город,

Прикипела я душою,

Ты мне дорог, очень дорог -

Мы одной судьбы с тобою.

Твои проспекты, улочки

И дворики тенистые

Девченки-барнаулочки

Пересекают быстрые.

И эхо откликается

На цокот каблучков девчат,

И пусть ребята маются

И от любви ночей не спят.

Ненадолго уезжая,

Я храню твой образ в сердце,

Потому что без тебя я,

Словно молодость без детства.

Барнаул, мой город милый,

В белом яблоневом море,

Будто лебедь белокрылый

В сине-голубом просторе...

Ах, Барнаул! Провинция

На карте точкой маленькой.

Сибирская столиция.

Души цветочек аленький.

В моем ты сердце навсегда,

Как первое свидание,

Как юности моей весна,

И первое признание...

Первой улице Барнаула посвящается

автор: Алексей Устюгов

На Ряпасовской, на улице,

Ни трамваев, ни машин,

Небо ясное и хмурится,

Барнаул весь без седин.

Барнаул лишь начинается,

Барнаул вперёд, разбег,

И мечты пусть все сбываются,

Будет день и новый век.

А пока три сотни жителей,

Из пятнадцати дворов,

Интересов выразителей,

Топят печи, много дров.

Где-то рядом барнаулочка,

К барнаульцу подойдёт,

Эта первая тут улочка,

Её память всю найдёт.

Топят печь ещё огромную,

Там стоит один завод,

Начинают жизнь здесь новую,

С этих близких тёмных вод.

Серебро в печи той плавится,

Город новый всё растёт,

Барнаул сильнее нравится,

Даже стих чуть-чуть поёт

Мой Барнаул

автор: Людмила Даниловна

Любимый город. В мире нет милей, родней

Домов, заветных улиц, парков, площадей!

Как много памятно знакомых уголков...

Пропелось здесь немало песен и стихов.

Демидов первый камень граду заложил.

И монолит имён плеяду сохранил.

Талантливо Попов создать ансамбль смог

В кварталах старых – Петербурга уголок.

Гранитные сутуля плечи, столп стоит,

О людях Горного Алтая говорит.

Фролов – изобретатель, мастер горных дел –

Чтоб лучший выстроили госпиталь, хотел.

Старинный город наш – Сибири уголок.

И Достоевский, говорят, гулять здесь мог.

Читаем биографию: друзья... бывал...

И было время – в Барнауле жить желал.

Людьми прославилась алтайская земля.

Вас приглашаю я на площадь Октября.

"Его Величеству Крестьянину" открыт

Здесь памятник – переселенец не забыт.

А справа видите тот дом с колоннами?

«Меланжевый клуб» выстроен. Бывали вы?

Сейчас театр молодёжный в зданье том,

И худруком трудился Золотухин в нём.

Известен многим наш «Под шпилем» гастроном,

Смешались многие эпохи в нём одном.

Визиткой города является для нас

И самым вкусным магазином и сейчас.

Упоминается в стихах и песнях дом.

Картины пишутся. Ну что такое в нём?

Так спросит тот, кто в Барнауле не гулял,

Мелодий чудного Алтая не слыхал.

Когда-то Ленинский проспект Московским был,

И по бульвару главному кто не ходил?

Заманчивы аллеи тополей, берёз.

Хранится здесь немало радостей и слёз.

Вмещает сто дорог и километры лет.

Он лучший самый и красивей его нет.

Везёт меня троллейбус яркий, не спешит...

Вот выйду и свой дом родной найду в тиши.

Круты красивые обские берега.

Течёт прохладная и гордая река,

Стремятся встретиться с ней парки и сады.

Всё утопает в зелени, кругом цветы.

Барнаул

автор: Ангелина Пантюшина

Люблю свой город всей душою.

Люблю забавы майских дней

Я тайнами делюсь с тобою,

Люблю, как дети матерей!

Ты самый лучший на планете,

Стоишь ты на реке Оби.

В твоих аллеях, парках, скверах

Легенды ходят о любви.

В нагорной части много леса,

В окрестностях полно полей,

А по весне шалун повеса

В кустах щебечет соловей!

Хоть велика ты, мать- Россия,

Чудесней места не найти!

И не манят края чужие…

Расти, мой Барнаул, цвети!!!

Мой Барнаул

автор: Валентина Новичихина

Духаниной Римме

Люблю смотреть, когда гуляю,

На деревянные дома

И мысленно всех умоляю

Их сохранять, а не ломать.

Резные ставни и карнизы-

Времен ушедших кружева.

Здесь воздух стариной пронизан,

И рвутся из души слова:

«Здесь русский дух,

здесь Русью пахнет!»

Не разорвать бы эту нить…

Все чаще вспоминаю с грустью,

Что не сумели сохранить:

Аптеку №3 - так жалко!

Гостиницу «Империал»…

Она горела дважды жарко -

Кто видел это, тот рыдал.

И дом Лесневского чуть дышит,

Кинотеатр «Алтай» снесли.

Дитя не плачет - мать не слышит-

И «Первомайский» не спасли!

Отрадно мне, что сохранили

Народный дом и монастырь,

И церкви две восстановили…

Растет мой город ввысь и вширь!

Он год от года молодеет

И одевается в асфальт.

Талантом творчества владеет

И расцветает, словно сад.

Обилье парков и садов, как в витраже,

А мне про давний скверик вспомнить по душе.

Мы иногда могли с подружкой представлять,

Как будем в этом парке с внуками гулять.

Сокровищами Русь богата, знают все.

Царь-ваза – самая большая на земле!

Доставлен был по Волге, Каме, Чусовой

С Алтая в Петербург шедевр мировой.

Хранит зелёный камень мастерства секрет.

Над ним трудились полтора десятка лет.

Долбилась, вырезалась глыба яшмы той,

Чтоб любовался глаз особой красотой.

Трудился колыванский камнерез не зря:

Вот ваза – Барнаулу двести пятьдесят.

Спешил художник – краю уж полсотни лет.

Хранится в камне память... мудрости секрет.

Век двадцать первый. Где встречаемся с тобой?

На площади, где Километр нулевой.

Зелёной яшмы ваза, Зодиака круг.

Найдём свой знак мы на мозаике, что вкруг.

Известные люди, связанные с Барнаулом

Геблер Фридрих Август (1782—1850) — выдающийся естествоиспытатель.

Евдокимов Михаил Сергеевич (1957—2005) — актёр, юморист, губернатор Алтайского края.

Котова Татьяна Владимировна (род. 1976) — спортсменка, призёр Олимпийских игр по прыжкам в длину (2004).

Лисавенко Михаил Афанасьевич (1897—1967) — селекционер, академик ВАСХНИЛ, учёный-садовод.

Назарчук Александр Григорьевич (род. 1939) — политический деятель, министр сельского хозяйства РФ, депутат Государственной думы, председатель Алтайского краевого совета народных депутатов (АКСНД).

Новиков-Прибой Алексей Силыч (1877—1944) — писатель-прозаик, автор эпопеи «Цусима», лауреат Сталинской премии (1941).

Ползунов Иван Иванович (1728—1766) — изобретатель первой в мире паровой машины.

Рыжков Владимир Александрович (род. 1966) — политический деятель, депутат Государственной Думы, лидер партий НДР и РПР.

Смертин Алексей Геннадьевич (род. 1975) — футболист, игрок сборной России по футболу (в 2004—2005 — капитан), Чемпион Англии 2005 года в составе «Челси» (Лондон), игрок «Фулхэм» (Лондон), «Локомотив» (Москва), лучший футболист России (по опросам газеты «Спорт-Экспресс» и еженедельника «Футбол») 1999.

Их именами названы улицы

Ленинский район особенный. И не только потому, что при основании получил имя великого вождя. Даже его улицы названы именами людей, которые своими достижениями, а порой даже подвигами заставили гордиться собой своих соотечественников. Среди них имена покорителя Сибири Ермака (в микрорайоне «Докучаево»); писателя, киноактера и режиссера В.М.Шукшина, известнейшего на весь мир конструктора стрелкового оружия М.Т.Калашникова (в с.Гоньба), дважды Героя Советского Союза П.А.Плотникова (в с.Гоньба) и многих, многих других. Даже самая длинная улица города – имени изобретателя радио, конструктора А.С.Попова берет свое начало именно в Ленинском районе. Только на территории микрорайона «Докучаевский» расположено 16 улиц, 4 из них названы в честь участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза. Это улицы имени Н.Д.Маркелова, И.В.Халманова, А.И.Балабанова (ранее ул.Школьная), С.М.Рубусина (ранее Водопроводная). В другие года в названиях улиц района был увековечены герои войны: санинструктор В.С.Кащеева, стрелок Г.С.Исаков, артиллерист А.В.Петров, летчики Н.М.Малахов. Все в том же 1987 году улица Селекционная была переименована в улицу имени участника революционного движения И.И.Панкратова. В 1917 году он был избран председателем исполнительного комитета Барнаульского Совета, первым председателем первого Совета в городе. После гражданской войны стал председателем губернского союза кооператоров. В 1944 году при задержании банды, известной в Барнауле не меньше, чем знаменитая «Черная кошка», погиб милиционер П.И.Гущин. Его имя также было присвоено одной из улиц Ленинского района. При назывании улиц были увековечены не только люди совершившие подвиги в революционное, военное и послевоенное время. Есть среди них и те, кто снискал себе славу научным трудом в мирное время. Так, например, одна из улиц в с.Гоньба носит имя Г.А.Наливайко, Героя Социалистического труда, заслуженного агронома РСФСР, бывшего в 1956-1957 гг. директором Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Кстати, не случайно и то, что именно на территории Научногородокской сельской администрации когда-то появились ул.Институтская, а недалеко от нее – Опытная.

Вообще улицы пригородной территории Ленинского района имеют свою особенность.

Помните песню Юрия Антонова «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени. Вишневая, Грушевая, Зеленая, Прохладная…»? Все эти улицы есть. И не где-нибудь, а в Ленинском районе. Кроме, пожалуй, Прохладной, хотя переулок с таким названием и существует, правда в Центральном районе. Зато в районе есть Сливовая, Клубничная, Жасминная, Розовая, Ромашковая, четыре Ореховых. Впрочем, и Тенистых в Ленинском районе целых шесть.

Как утверждают исследователи, было у автора названий и пристрастие. Такого скопления в одном месте улиц на одну букву трудно себе представить: Зеленая, Заимская, Звонкая, Звучная, Знойная, а также проезды и переулки Зимний, Закатный.

Не могли при названии улиц не учесть и природные данные района. Благодаря особенностям ландшафта у нас сегодня есть ул.Озерная, Заозерная, Горская, Крутая, Логовская.

Хотя Ленинский район еще достаточно молод, его топонимика хранит еще много исторических загадок. Так до сих пор неизвестно откуда на старых картах встречается Казачий взвод, находящийся правее мясокомбината, а рядом с ним – Заимка Нобель.

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Улица Балабанова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Анатолий Иванович Балабанов родился 1 января 1912 года в г.Ленинграде. Неполную среднюю школу окончил в г.Барнауле. Работал инструктором производственного обучения при Барнаульской детской комиссии. В действующей армии с июня 1941 года. Командир эскадрильи 135-го гвардейского батальона, гвардии майор. К апрелю 1945 года совершил 322 боевых вылета.

29 июня 1945 года А.И.Балабанову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и столько же – Красной Звезды, Суворова III степени и Александра Невского, Отечественной войны II степени, множеством медалей.

Улица Георгия Исакова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Исаков Георгий Семенович родился в 1919 году в п.Касмала Павловского района Алтайского края.

На фронте с июня 1942 года командир 929 стрелкового полка, младший лейтенант практически повторил подвиг А.Матросова.

В начале войны попал в плен, разоружив охрану, бежал, воевал в партизанском отряде, за что впоследствии получил прозвище «партизан». Позже, когда отряд соединился с Красной Армией служил в первом стрелковом батальоне 929-го полка 254-ой Черкасской Краснознаменной дивизии. В бою 30 марта 1944 года у деревни Кырпици (Румыния) уничтожил вражеский пулемет, препятствовавший продвижению роты. 7 апреля 1944 года у населенного пункта Стынка, подобравшись к вражеской противотанковой пушке, вывел ее из строя вместе с расчетом и при этом погиб.

13 сентября 1944 году Г.С.Исакову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Улица Веры Кащеевой.

Кащеева Вера Сергеевна родилась 15 сентября 1922 года в с.Петровка Троицкого района Алтайского края.

В Великую Отечественную войну была санинструктором стрелкового батальона 39-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовала в Сталинградской битве, в боях за освобождение Донбаса, Левобережной Украины.

В августе 1943 года удостоена медали «За отвагу» за оказание первой помощи раненным под огнем противника. В бою при освобождении г.Запорожье перевязала и вынесла с поля боя 25 раненых, за что была награждена орденом Красной Звезды. В октябре 1943 года в составе батальона первого эшелона участвовала в форсировании Днепра в районе Днепропетровска. При отражении контратак противника была тяжело ранена.

Герой Советского Союза, одна из первых женщин СССР, удостоенных медали Международного комитета Красного Креста за спасение раненых.

Улица Малахова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Малахов Николай Михайлович родился 14 ноября 1921 года в с.Шелаболиха Павловского района Алтайского края. Окончил 7 классов, аэроклуб,. Работал монтером на телефонной станции в г.Барнауле.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Заместитель командира эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии лейтенант. К апрелю 1945 года совершил 122 боевых вылета. Едва ли ни с первых боевых вылетов его штурмовик враги окрестили черной смертью.

Самолет Малахова бомбил оборону немцев на Сиваше ,неотступно преследовал фашистов при освобождении Крыма, города-героя Севастополя. Его боевой путь пролег от Орши до Восточной Пруссии.

Пришлось Николаю Малахову повоевать и на земле. Под Таганрогом он был сбит. Приземлился за линией фронта, где встретился с партизанами и принимал участие в их вылазках.

Звание Героя Советского Союза присвоено Н.М.Малахову 29 июня 1945 года. Имеет орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Его именем названы улицы в Ленинском районе г.Барнаула и г.Павловске.

Улица Маркелова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Маркелов Николай Данилович родился 20 июня 1920 года в городе Барнауле.

В действующей армии с 1942 года. Командир звена 806 штурмового авиаполка, лейтенант. К сентябрю 1944 года совершил 105 боевых вылетов. Погиб 16 ноября 1945 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года. Награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.

Улица Панкратова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Панкратов Василий Никитович родился 20 апреля 1913 года в селе Барановка ныне Змеиногорского района Алтайского края. Работал бригадиром, председателем колхоза. В 1932 году окончил совпартшколу, работал инструктором Змеиногорского райкома комсомола. В действующей армии — с июня 1941 года.

Гвардии старший лейтенант Панкратов В. Н. будучи заместителем командира 3-го стрелкового батальона по политической части в составе передового отряда 17-го гвардейского стрелкового полка, одним из первых 25 апреля 1945 года форсировал на автомобилях-амфибиях пролив Зеетиф, соединяющий Балтийское море с заливом Фришес-Хафф. Принял участие в отражении четырех контратак противника и обеспечил высадку главных сил 5-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Г. Б. Петерса.

За героический бой на плацдарме к званию Герой Советского Союза были представлены девять военнослужащих 3-го батальона 17-го гвардейского стрелкового полка, в том числе В.Н.Панкратов.

Награжден: орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Улица Антона Петрова - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Петров Антон Васильевич родился 20 августа 1909 года в г.Барнауле. В 1929 году по комсомольской путевке едет в Красноярский техникум физкультуры, по окончании которого возвращается домой и поступает на работу на Барнаульский вагоноремонтный завод инструктором физкультуры. Потом армия. По возвращении Антон Петров возглавляет краевой совет спортивного общества «Спартак».

С первых дней войны он в рядах 107 стрелковой дивизии, сформированной на Алтае. 26 апреля 1945 года гвардии капитан Петров, преодолев с передовым отрядом пролив у г.Пилау, огнем батареи обеспечил высадку десанта на косу Фрише-Неруг, после чего поднял бойцов в рукопашную схватку и удержал рубеж. На его груди рядом с Золотой Звездой Героя и орденом Ленина - ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной звезды, медали.

Улица Рубусина расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Рубусин Сергей Михайлович родился 25 января 1924 года в городе Барнауле.

В действующей армии с августа 1943 года. Огнеметчик 47-го отдельного батальона ранцевых огнеметов рядовой С.Рубусин 2 февраля 1945 года умело и мужественно проявил себя при ликвидации опорных пунктов противника в г.Штейнау (Сьцинава, Польша). Огнеметом, автоматом и гранатами уничтожил 20 гитлеровцев и сам погиб в бою.

Звание Героя Советского Союза С.Рубусину присвоено 10 апреля 1945 года посмертно.

Улица Халманова расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула и в с.Гоньба.

Халманов Иосиф Васильевич родился 23 марта 1906 года в селе Гоньба Ленинского района г.Барнаула.

В начале войны был мобилизован в ряды Красной Армии и принимал участие в обороне г.Калинина. после тяжелого ранения в боях, окончил краткосрочные курсы санинструкторов, в составе 634-го стрелкового полка отправлен на фронт. Вторично ранен при форсировании Днепра. Был в числе первых, кто захватил плацдарм. После боя в живых осталось только 9 человек, среди них - санинструктор И.Халманов. 24 марта 1945 года все они были удостоены звания Героев Советского Союза.

При штурме деревни Буйничи на правом берегу Днепра И.Халманов первым водрузил красный флаг на одном из занятых домов, чем вызвал панику в стане врагов. За время боев вынес 190 раненых бойцов и командиров.

Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

Иосиф Васильевич Халманов закончил войну в Берлине, участвовал в Параде Победы в Москве в 1945 году.

Улица Юрина - одна из главных улиц Ленинского района г.Барнаула.

Юрин Алексей Николаевич родился 5 марта 1905 года в г.Трубчевск Орловской области. В 14 лет вынужден пойти работать, в 16 остается круглым сиротой. Пытается поступить на курсы красных командиров в городе Витебске, но безуспешно. Вторая попытка была более удачной и А.Юрин становится курсантом. В 1923 году заканчивает курсы, получив звание красного командира. С этого момента его жизнь неразрывно связана с Красной Армией.

В 1938 году А.Юрин заочно оканчивает Военную академию им. М.В.Фрунзе.

Свой боевой путь в годы войны начал в должности заместителя начальника штаба дивизии на Западном фронте. Участник битвы за Москву. Принимал участие в разработке многих наступлений и операций, форсировал Днепр.

21 июля 1944 года полковнику Юрину было присвоено звание Героя Советского Союза, а 26 июля 1944 года он погиб.

Именем Героя названы улицы в городах Барнаул и Трубчевск.

Улица Кавалерийская.

87-я Кавалерийская дивизия была сформирована на Алтае в августе 1941 года. Воевала в составе частей Волховского фронта. Прорвав оборону противника, прошла с боями по его тылам в январе 1942года. В январе 1943 года была преобразована в 64-ю гвардейскую стрелковую дивизию. При прорыве блокады Ленинграда наступала на главном направлении - от Пулковских высот. Получила наименование Красносельской.

Всего более 50 тысяч алтайских солдат в составе трех сибирских дивизий, специально переброшенных на Ленинградский и Волховский фронты, принимали участие в обороне Ленинграда.

Улица 42-ой Краснознаменной Бригады.

Начало войны. Враг рвется к Москве. В тылу в ускоренном порядке готовятся резервные соединения для помощи фронту. Одно из них - 42-я отдельная стрелковая бригада. Ее личный состав в основном сформирован из жителей Алтая. Командир - Герой Советского Союза полковник Матвей Степанович Батраков.

Золотую звезду героя он получил за мужество и отвагу, проявленные в боях за город Ельню, где командовал 765-м стрелковым полком в 107-й стрелковой дивизии, сформированной также на Алтае.

Бригада прибыла под Москву, где была поставлена на стыке двух армий. Вскоре она была переброшена на Калининский, а затем на Северо-Западный фронт. Пройдя через линию фронта, батраковцы действовали в тылу врага. Стояли сильные морозы, было трудно с продовольствием и не было связи ни с одной из наших частей. И даже в этих тяжелых условиях сибиряки-алтайцы громили врага, освобождали десятки населенных пунктов.

С сентября 1942 года начинается сталинградская страница в истории бригады.

Особенно отличилась бригада в боях на высоте 133,4. Личный состав второго батальона почти весь погиб, но высоты не отдал. Бригада оказалась отрезанной от Волги и от других частей. Была прервана связь, бригада считалась погибшей. Но батраковцы прорвались, вошли в город и заняли оборону на новом рубеже.

За доблесть и мужество бригада была награждена орденом Красного Знамени.

Исторические личности, именами которых названы улицы Ленинского района.

Улица Эмилии Алексеевой.

В июне 1918 года Советская власть в Барнауле в результате мятежа белочехов и выступления контрреволюции пала. Началась борьба с теми, кто боролся за эту власть. Большевики ушли в подполье, но продолжали вести активную деятельность. Среди них была молодая женщина по имени Мария. На самом деле под этим именем скрывалась Эмилия Августовна Солин-Алексеева. Она прибыла в Барнаул из Петрограда незадолго до этих событий для ведения работы среди женщин, которые ласково называли ее Милой. Ее энергия и настойчивость сыграли не последнюю роль в том, что в 1914 году вышел первый номер журнала «Работница». Она сама собирала деньги на его издание, занималась вопросами подписки, публиковала заметки. Ее голос звучал на митингах и собраниях. В ноябре 1914 года Эмилию Августовну арестовали и выслали на три года в село Курагинское Минусинского уезда Енисейской губернии и только февральская революция вернула ее в Петроград. По приезду в Барнаул Алексеева сразу вошла в состав городского подпольного комитета. Участвует в печатании и распространении листовок, возглавляет работу подпольного Красного Креста, который помогает семьям погибших и заключенных в тюрьму. Неутомимая, смелая, Эмилия Алексеева выполняет трудные и ответственные задания. Устанавливает связь с партизанскими отрядами, в городе готовится вооруженное восстание. Но контрразведка выследила Алексееву. Во время допроса и пыток женщина не проронила ни слова. Чтобы прекратить дальнейшие муки и издевательства она приняла яд. Эмилия Августовна Солин-Алексеева погибла, когда ей еще не было и тридцати лет.

Улица Гущина - одна из самых длинных улиц города, пролегающая в Ленинском и Железнодорожном районах города. Петр Ильич Гущин родился на Украине. Во время гражданской войны с частями Красной Армии дошел до Барнаула, так и остался здесь после демобилизации.Синюю милицейскую шинель надел в годы Великой Отечественной войны, когда здоровье и возраст (за пятьдесят) не позволило ему пойти на фронт. Шел 1944 год. В городе появилась вооруженная банда, совершавшая нападения на граждан, квартиры, магазины. Действовала она в районе поселка Осипенко. В ночь на 3 сентября Петр Гущин только что сменился на посту, когда поступило сообщение о новой вылазке банды. Группа милиционеров срочно выезжает на место происшествия и гущин просит разрешения принять участие в операции. И вот он уже на месте. Только что миновал улицу Микронную и приблизился к Цветочному переулку, заметил силуэты трех человек. Он выступил один на один против вооруженных бандитов. Один из них выстрелил в упор. Так погиб на боевом посту Петр Ильич Гущин. Бандитам скрыться не удалось. Их задержали подоспевшие милиционеры.

Улица Докучаева.

В Ленинском районе имя В.В.Докучаева носит не только улица, но и целый микрорайон, а еще так называется остановка общественного транспорта в районе рынка, который в народе называют Докучаевским. Выдающийся русский естествоиспытатель, геолог, ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев родился 17 февраля (1 марта) 1846 года в селе Милюково Сычевского уезда Смоленской губернии в семье священника. Именно отец обучил его грамоте, заставил прочесть самостоятельно все церковные книги, когда сыну исполнилось 11 лет, отдал в Вяземское духовное училище, мечтая, что сын пойдет по его стопам. Из Вязьмы Василия Докучаева, учившегося успешно, перевели в Смоленск. Окончив в 1961 году духовное училище, он поступил в духовную семинарию, но тут но юноша сворачивает с проторенного пути. Он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета в один год со своим старшим братом Тимофеем, под опекой которого пройдут все годы учебы. Окончив отделение естественных наук, В.В.Докучаев попадает в крайнюю бедность. У него возникают мысль поступить в Медико-хирургическую Академию или уехать в Москву, к брату, и стать школьным учителем, но он остается в институте и начинает заниматься научной деятельностью. Уже первые работы молодого ученого получают поддержку Петербургского общества естествоиспытателей, членом которого он и становится в 1872 году. Он рано начал проводить самостоятельные геологические исследования, читал лекции по динамической геологии и петрографии. Осенью 1872 года В.Докучаев занимает должность консерватора (хранителя) при Геологическом кабинете университета, а через год становится действующим членом Петербургского минералогического общества, а в начале 1874 года - секретарем Отделения геологии и минералогии Петербургского общества естествоиспытателей. Год спустя появилось его первое крупное произведение: «По вопросу об осушении болот вообще и в частности об осушении Полесья». В 1875-1877 годах, составляет обзорную почвенную карту Европейской России, начинает изучение русского чернозема. Через два года Василий Докучаев занимает должность заведующего кафедрой минерологии Петербургского университета, становится доцентом, а в 1883 году - профессором. Осенью 1891 года он в качестве ревизора от Министерства народного просвещения едет в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства в Польше, закрытие которого вопрос уже решенный и даже приостановлен набор студентов. Докучаев отстаивает институт и даже добивается дополнительных средств на его расширении, а в 1892-1893 годах временно исполняет обязанности директора и руководил его преобразование в Высшее сельскохозяйственное и лесное учебное заведение. Именно здесь была учреждена первая в России кафедра почвоведения, проведена такая реорганизация преподавания и программы, по образцу которой было реорганизовано высшее сельскохозяйственное образование в России. В 1895 году здоровье В.Докучаева пошатнулось и он уезжает на лечение в Крым, откуда в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства уже не вернется. Его научные достижения и практические мероприятии получают самые высокие отзывы и награды, но только в 1897 году наступило заметное улучшение здоровья. Однако, профессор, проработав в Петербургском университете четверть века выходит в отставку и направляет все свои усилия на научную и организационную работу, читает лекции, которые пользуются бешеной популярностью. В.Докучаев вновь руководит полевыми почвенными исследованиями.В последние три года жизни трижды посетил Кавказ и даже побывал в пустыне Каракумы. Трагически завершилась жизнь известного естествоиспытателя: с конца 1900 года он был безнадежно болен, работать не мог, постепенно и мучительно терял рассудок.

Улица Ермака расположена в микрорайоне «Докучаево» Ленинского района г.Барнаула.

Ерма́к Тимофе́евич — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства, национальный герой России.

Происхождение Ермака в точности не известно. Существует несколько версий. По одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой, где, благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить. Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону. Есть версия и о поморском происхождении Ермака.

Имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай. Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.

Участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дойдя вниз по Днепру до Могилёва. В том же году помогал разблокировать осаждённый Псков, а также участвовал в битве со шведами под Лялицами.

В 1581 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.

Далее дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка.

Инициатива этого похода, по летописям, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были остаться зимовать. Во время зимовки Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

И все таки Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык) 26 октября 1582 года. Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

Лето 1583 года Ермак потратил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.

Иван Грозный богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было сразу две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Петру Ивановичу Шуйскому. Подарок этот пришелся как раз кстати, Ермак продолжая свой трудный поход носил по свидетельству своих сподвижников обе кольчуги (одну поверх другой) и днем и ночью. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.

6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай, Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего стреляли из луков. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином.

Недавно появилась версия, что захоронение Ермака находится в Миякинском районе Республики Башкортостан.

В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдена бляшка с двуглавым орлом, как была на кольчуге Шуйского, которую мог обронить там сам Ермак.

Улица Попова.

Самая длинная улица города, берущая свое начало в Ленинском районе, где в 2011 году появился сквер Связистов.

Александр Степанович Попов родился 4 (16) марта 1859, посёлок Турьинские Рудники Пермской губернии — русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899).

В 10-летнем возрасте Александр Попов был отправлен в Далматовское духовное училище в котором его старший брат Рафаил преподавал латинский язык, где учился с 1869 по 1871 годы. В 1871 году Александр Попов перевёлся в третий класс Екатеринбургского духовного училища. В то время в Екатеринбурге жила со своей семьей его старшая сестра Мария Степановна. Её муж, священник Игнатий Александрович Левицкий, был весьма обеспеченным человеком (имел в городе три дома) и занимал ответственный пост в епархиальном училищном правлении. В 1873 году А.С. Попов окончил полный курс Екатеринбургского духовного училища по наивысшему первому разряду.

В 1873 году он поступил в Пермскую духовную семинарию. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии (1877 год) Александр успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Годы учения в университете не были для Попова лёгкими. Средств не хватало, и он вынужден был подрабатывать электромонтёром в конторе «Электротехник». В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники.

Успешно окончив университет в 1882 году со степенью кандидата, А. С. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он поступил преподавателем физики, математики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Одновременно в 1889—1898 годах в летнее время заведовал главной электростанцией Нижегородской ярмарки. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний. В 1899 году удостоен звания Почётного инженера-электрика.

С 1901 года Попов — профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Также Попов был Почётным инженером-электриком и почётным членом Русского технического общества. В 1901 году Попову присвоен гражданский (статский) чин V класса статский советник.

В 1905 году учёный совет института избрал А. С. Попова ректором.

В 1902 году А.С.Попов был избран почётным членом Императорского Русского технического общества, а в 1905 году — председателем Физического отделения и президентом Русского физико-химического общества, должности которые он должен был занять с 1 января 1906 г.

Но более всего А.С.Попов известен как изобретатель радио.

Во многих странах Запада, изобретателем радио считается Маркони, хотя называются и другие кандидатуры: в Германии создателем радио считают Герца, в США и ряде балканских стран — Николу Теслу, в Беларуси Наркевича-Иодку. Утверждение о приоритете Попова основывается на том, что Попов продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник на заседании физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля 1895 года, тогда как Маркони подал заявку на изобретение 2 июня 1896 года.

За свои заслуги А.С.Попов в разное время был удостоен Орденов Святой Анны II степени, Святого Станислава II степени, Святой Анны III степени, медали «В память царствования императора Александра III», а также множества премий.

Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 31 декабря 1905. В 1921 году Совет народных комиссаров РСФСР постановил (по предложению проф. В. П. Вологдина на первом Всероссийском Радиотехническом съезде в Нижнем Новгороде) обеспечить семью А. С. Попова пожизненным вспомоществованием.

Улица Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В 1963 году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью.

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная». Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». Готовится постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его мёртвым его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

После смерти В.М.Шукшина, Владимир Высоцкий написал песню «Памяти Василия Шукшина».

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане. Также именем Василия Шукшина названы улицы в Воронеже, Новосибирске, Омске и ряде других городов России.

С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни). В 1978 году в Советское Дунайское государственное пароходство был передан новый, контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин», в составе флота Северо-Западного Пароходства (Санкт-Петербург) эксплуатируется сухогруз «Василий Шукшин».

В 2002 году почитатели Шукшина не дали списать в утиль старый теплоход, на котором умер писатель. Судно отремонтировали и присвоили ему имя «Василий Шукшин».

25 июля 1989 года, в день 60-летия со дня рождения Шукшина, в Барнауле на ул. Юрина был открыт единственный в городе памятник драматургу, писателю, режиссеру, публицисту. Здесь ежегодно проводятся малые шукшинские чтения.

25 июля 2004 года, в день 75-летия со дня рождения В. М. Шукшина, в рамках 28-х «Шукшинских чтений», ежегодно проводимых в этом месте был открыт памятник на горе Пикет.

Монетным двором Германии по заказу Алтайского отделения Сбербанка России отчеканена монета для вручения почётным гостям торжеств, посвящённых 80-летию со дня рождения Шукшина.

1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его известным выпускникам — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову, а в Москве, на улице Бочкова на доме № 5, где в последние годы жил В. М. Шукшин, установлена памятная мемориальная доска.

Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу учреждена Шукшинская литературная премия.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области