Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогическая деонтология

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Кациева Мадина Салимхановна,

Котиева Лиза Мухарбековна

Студентки

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»

Анотация.Данная статья посвящена проблеме развития деонтологической компетентности педагога. Актуальность данной проблемы определяется особенностями сферы профессиональной деятельности педагогов, осознанием педагогом профессионального долга и ответственностиза результаты своего труда. Раскрываются принципы, ориентирующие профессиональную деятельность педагога на соблюдение деонтологических правил; определяются деонтологические требования к профессиональной деятельности педагога. Дается определение понятию «деонтологическая компетентность педагога».

Ключевые слова: нравственность, право, профессиональный долг, ответственность, нравственная ответственность, деонтология, компетентность, деонтологическая компетентность.

Современный этап становления российского общества характеризуется глубокими модернизационными процессами,происходящими во всех сферах общественных отношений, ориентируясь на модель опережающего развития. Приоритетная роль в данной модели отводится системе образования как важнейшему социальному институту, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности обучающегося, реализацию инновационных образовательных траекторий в интересах достижения качества образования и удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ в качестве основных принципов государственной образовательной политики и правового регулирования в сфере образования закрепляет следующие: гуманистический характер образования,гарантирующий соблюдение прав и свобод развивающейся личности, воспитание взаимного уважения и культуры, признание уникальности и ценности личности, обладающей возможностью самовыражения и защиты своих законных прав и интересов, демократический характер управления образованием,основанном на соблюдении нравственно-этических императивов, норм и правил [11, с. 7].

Именно нравственно-этические постулаты в условиях современных реалий являются основным ориентиром педагогической деятельности, позволяющие направить вектор образовательных усилий педагога в плоскость гармоничного и всестороннего развития личности обучающегося. В условиях современной модели образования учитель является не просто транслятором знаний, а личностью,обеспечивающей реализацию в образовательном процессе функций проводника образовательной деятельности обучающихся с опорой на ролевое поведение, лежащее в профессионально-деонтологической плоскости педагогического труда.

Деонтологические нормы выступают в этой связи в виде ориентиров и ограничителей педагогических воздействий в конкретных педагогических ситуациях, обеспечивая выполнение требований профессионального стандарта в аспекте педагогического долга и ответственности за результаты деятельности.

В работах отечественных и зарубежных авторов в различные периоды исторического развития изучались вопросы, связанные с требованиями к личности учителя, выполнения им своего профессионального долга (Сократ, Квинтилиан, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), которые послужили теоретическим базисом для осмысления и определения содержательного наполнения деонтологического направления в педагогике.

Так, по мнению И.Г. Песталоцци, долг учителя заключается в формировании личности, котораяполезна обществу и гармонично развита. При этом автор полагал, что учитель является основным субъектом, от которого зависит благоприятная атмосфера в учреждении за счет исключения авторитарности и чрезмерной регламентации [8, с. 352].К.Д. Ушинский, говоря о долге воспитателя, утверждал, что основная его функция должна состоять в стремлении узнать и познать личность воспитанника во всем ее многообразии, что позволит определить механизмы педагогического воздействия на него [10, т. 1, с. 290]. Позиция

А.С. Макаренко связана с тем, что учитель, совершая определенные действия и поступки, должен делать это осознанно с опорой на такие качества, как тактичность, сочетание требовательного и уважительного отношения к личности, взаимное доверие и ответственность [7, т. 5, с. 184]. При этом ответственность представляет проявление взаимоотношений между субъектами определенной общности и характеризуется пониманием общественно значимых норм, находящихся в пространстве деонтологических (правовых, нравственно-этических,поведенческих) аксиом (М.И. Старов) [9, с. 594].

Впервые термин «деонтология»был употреблен в работах Д. Бентама, который определил его с позиций пользы, которую должен принести человек, совершая то или иное действие [5, с. 36]. Актуализируя понятие «педагогическая деонтология», ряд авторов (Г.М. Кертаева, Г.М. Коджаспирова, Л.Е. Кудерина, К.М. Левитан) трактуют его через призму поведения педагога в соответствии с требованиями профессионального долга. При этом требования педагогической деонтологии направляют профессиональное сознание учителя на сопричастность к судьбе обучающегося (других участников образовательных отношений), соблюдение принципов доверия, эмпатии и справедливости.

Принцип доверия ориентирует деятельность учителя на выстраивание отношений с обучающимися, основанные на взаимном принятии друг друга, поступающей информации и моделей поведения в конкретных ситуациях; принцип эмпатии предполагает духовное единение учителя и обучающегося на основе единой нравственно-этической линии, взаимного понимания и воздействия; принцип справедливости предполагает, что учитель должен оценивать обучающихся в соответствии с их реальными заслугами, исключая предвзятость, с одной стороны, и переоценку, с другой.

На основе выделенных принципов приоритетными требованиями к учителю с точки зрения деонтологического аспекта педагогической деятельности являются: гуманистическая направленность личности учителя, в рамках которой происходит осмысление и интериоризация педагогических действий, укрепление нравственных ориентиров; наличие профессионально-личностных деонтологических качеств, позволяющих учителю осуществлять педагогическую деятельность и обеспечить устойчивое поведение в соответствии с профессиональным долгом; деонтологическая позиция учителя как интеграция основанных на осознании профессионально-педагогического долга отношений учителя к образованию, роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе и к обучающимся как активным субъектам образовательного пространства, проявляющихся в нравственной ориентации профессиональной деятельности социально значимом поведении [3, с. 35].

Указанные выше требования являются ориентирами ролевого поведения педагога, определяя

его социальную и профессиональную успешность, эффективность траектории личностного развития и роста и характеризуют деонтологическую компетентность педагогического работника.

Современная государственная политика в сфере образования направлена на обеспечение гуманизации образовательных отношений, демократический характер образования с учетом интересов всех участников образовательных отношений. Это получает четкую означенность в нормативно-правовом аспекте функционирования системы российского образования, обязательным для исполнения всеми субъектами образовательной системы.

В ФЗ № 273 (статья 48) определяются обязанности и ответственность педагогических работников как основных проводников образовательных идей ответственных за деятельность других участников образовательных отношений: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других субъектов образования [11, с. 65].

Профессиональный стандарт педагодагога (утвержден приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года № 544-н) регламентирует деятельность учителя при выполнении им различных профессиональных функций, предписывая организацию образовательной деятельности на основе учета культурных различий детей, признания их достоинства, создания комфортной атмосферы в образовательной среде; соблюдения правовых, нравственно-этических профессиональных норм, реализации образовательных маршрутов с учетом личностных и возрастных потребностей и особенностей обучающихся. Очевидно, что данный документ является ориентиром подготовки и профессионального соответствия педагога, направляя траекторию его развития, в том числе в русло формирования деонтологической компетентности.

Анализируя содержание нормативно-правового аспекта деонтологической компетентности педагога, обратим внимание на то, что новые законодательные образовательные инициативы смещают акцент в сторону человековедческой составляющей профессионального труда педагога, в основе которой лежат нравственно-этические пПоведенческо-регулятивный аспект изучения деонтологической компетентности базируется на идее обеспечения индивидуальной устойчивости поведения педагога к воздействию негативных факторов среды, сохранение психолого-поведенческой стабильности в профессиональной деятельности.

В данном случае мы рассматриваем устойчивость с позиций личностной характеристики педагога

как комплекс качеств, обеспечивающих его социальную успешность за счет способности педагога

к реализации поведенческо-активных форм реагирования в педагогических ситуациях. Очевидно,

что педагогическая деятельность насыщена трудными, зачастую стрессовыми ситуациями, которые могут повлечь изменение традиционных, нормативных форм поведения, вызвать специфические поведенческие реакции, дестабилизировать психическое состояние личности. Поэтому педагог должен владеть умениями прогнозировать варианты развития ситуации, осуществлять проектирование собственного маршрута поведения и действий других участников образовательных отношений, предпринимать превентивные действия, сопряженные с сохранением личностной устойчивости.

При этом педагог должен обладать: 1) готовностью к реагированию на изменения, происходящие внутри образовательной системы, 2) уверенностью в правильности выбранного поведенческого маршрута, 3) самостоятельностью в выборе вариантов поведенческого реагирования, 4) способностью к регуляции собственных психических состояний посредством использования механизмов проблемно-ориентированного копинга, оставаясь в границах соблюдения правовых и нравственноэтических постулатов профессиональной деятельности [4, с. 174].

Говоря о содержании нравственно-этического аспекта изучения деонтологической компетентности, отметим, что сфера педагогической деятельности представляет уникальное нравственное пространство, выступает особым регулятором ее нравственных оснований и особенностей приложения воспитательных усилий педагога и взаимодействия с другими участниками образовательныхотношений. В этой связи, очевидно, что педагог должен обладать нравственными качествами и нравственной ответственностью в процессе педагогического выбора. Не вдаваясь в глубокий анализ исследований нравственных качеств личности (достаточно подробно данный аспект изложен в работах В.С. Библера, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Е.Н. Барышниковой, И.А. Колесниковой,П.М. Якобсона, Н.А. Жуковской, А.В. Коростеня и др.), отметим, что основная их суть заключаетсяв утверждении внутренней осознанной необходимости выполнять морально-этические требования, выработанные социумом, что позволяет смотивировать педагогическую деятельность на основе нравственной ответственности. Считаем важным утверждение Г.В. Атаманчука [1, с. 419], который полагает, что отсутствие у человека нравственной ответственности не позволяет добиться качественных сдвигов в отношении ответственности в целом. Продолжая мысль автора, считаем, что это влечет деструктивное отношение к деятельности, не способность разрешать противоречия и достигать успеха. Нравственную ответственность мы определяем как интериоризацию педагогом социально-нравственных требований, общественной необходимости педагогических действий, осознание их последствий для себя, обучающихся и всей сферы профессионального труда.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что развитие деонтологической компетентности в условиях современных социокультурных реалий выступает важным социально-личностным ресурсом гуманизации системы образования и профессиональной деятельности педагога. Проблемно-тематическое пространство исследования деонтологической компетентности открыто для изучения и нуждается в дальнейшей разработке теоретических и прикладных аспектов, поиске технологических механизмов развития в условиях многоаспектной педагогической среды и интенсификации процессов в сфере образования.

Библиографический список

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.

2. Быкова С.С. Формирование деонтологической компетентности у будущих педагогов в системе профессионального образования // Вестник

Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 3. – № 4. – С. 37–41.

3. Жуковский В.П., Ильковская И.М. Деонтологический аспект педагогической деятельности: новые ориентиры ролевого поведения учителя // Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи

в современной России: сб. науч. статей. – Саратов:

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2013. – С. 33–38.

4. Жуковский В.П. Трансситуативная устойчивость поведения педагога в современном образовательном пространстве: теоретико-методологические основания развития // Единая образовательная

среда как фактор социализации обучающихся:

сб. материалов науч.-практ. конф. Ч. 1. – Саратов:

СОИРО, 2015. – С. 173–178.

5. Кертаева К.М. Основы педагогической деонтологии. – Алматы, 2002. – 238 с.

6. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешность

профессиональной деятельности врача // Известия

Волгоградского государственного педагогического

университета. – 2014. – № 4 (89). – С. 134–138.

7. Макаренко А.С. Сочинения: В 5 т. – М.,

1951. – Т. 5.

8. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические

произведения: В 3-х т. – М., 1961–1965. – 1932 с.

9. Старов М.И. Ответственность как важная

психолого-педагогическая составляющая духовнонравственного развития личности студента // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 104. – № 12–2. – С. 593–596.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические

сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1974.

11. Федеральный закон Российской Федерации

«Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273–ФЗ.

12. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 105–115.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области