Творческий час «Использование развивающей среды по формированию логико-математического развития детей дошкольного возраста

Цель: - повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании логико- математических игр как средства познавательного развития дошкольников.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Творческий час

«Использование развивающей среды по формированию логико-математического развития детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель – Воробьева Татьяна Викторовна

Цель:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании логико- математических игр как средства познавательного развития дошкольников.

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и логико-математических играх в развивающей среде ДОУ.

Вопрос: место рождения математики?

* Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения, либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».

Вопрос: назовите два великих математика древности?

* Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов.

* Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз. Развилметоды нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Архимед – пионер математической физики, один из создателей механики как науки. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Архимеду принадлежат различные технические изобретения

Вопрос: что такое математика?

* Математика (греч. mathematike, от mthema — знание, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

* Что такое логика? Логика - это наука о формах и законах правильного мышления человека.

Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных логических игр - головоломок, относится к таким методам. Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.

Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.

• •Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность

• изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

• •Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

• •Доступность среды обеспечивает:

• свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

• исправность и сохранность материалов и оборудования

• •Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:

• соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

• •Эстетическая привлекательность

Особое внимание хотелось бы обратить на игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Этому способствуют передовые технологии, применяемые нами в совместной деятельности с детьми.

1. «Логические блоки» Дьеныша - развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; помогают усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развивают познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

- Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

- Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)

3. "Цепочка"

Наглядные пособия: Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы», знакомят детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером)

2. «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.

- Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

- Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку», «Мы по лесенке шагаем». Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

3. Кубики Никитина.

-Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

-Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В игре 3 варианта сложности:

1уровень – составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень- 3-5.

3уровень- 4-7.

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

4.«Геоконт» В. Воскобича

- Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

-Сначала дети учатся просто натягивать резинки на гвоздики, затем можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. После этого дети с удовольствием строят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивают большой и маленький квадраты, строят дома. В дальнейшем можно предложить детям простейшие схемы, на которых изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д., а также самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов. "Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.

Что развивает:

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;

- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

- внимание, память, элементы логического мышления;

- воображение, творческие способности;

- пальцевую и кистевую моторику рук.

5. Танграм, колумбово яйцо.

• развивает умение играть по правилам и выполнять инструкции;

• развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие;

• совершенствует навыки дифференциации цвета, величины и формы; формирует комбинаторные способности;

• учит анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры;

• учит визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

6. Счетные палочки - способствуют развитию творческого воображения, логического мышления, внимания; совершенствуют навыки изображения, анализа, преобразования геометрические фигуры.

Варианты заданий. Составление геометрических фигур.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники).

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Выложи из палочек.

7. Задачи-загадки. (задачи-шутки, логические концовки, лжезагадки)

• развивать умение рассуждать, сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества, устанавливать причинно-следственные связи;

• упражнять в нахождении противоречий в свойствах предмета или явления;

• учить пользоваться только суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.

Таким образом, все эти игры способствуют развитию логического и образного мышления, творческих способностей.

Практическая часть:

1. К развивающим технологиям относятся:

компьютерные игры,

наглядный материал,

блоки Дьенеша,

дидактический материал М. Монтесорри,

рабочие тетради,

игры Никитиных,

литература.

2. Дидактический материал блоков Дьенеша направлен на развитие:

–Связной речи

–Умение кодировать и декодировать информацию

–Обучение количественному составу числа из единиц

–Тренирует внимание, память, восприятие.

3. Соотнесите дидактические пособия с автором

Цветные палочки Джордж Кюизенер

Логические блоки Золтан Дьенеш

«Сложи узор» Борис Павлович Никитин

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. Мария Монтессори

Игровизор Вячеслав Вадимович Воскобович

4. В подготовительной группе при организации ОД используется мотивация:

–Проблемные ситуации

–Вхождение в воображаемую игровую ситуацию

–Образное оживление игрушки

–Интерес детей к миру взрослых

–Игра-путешествие по станциям с заданиями

–Познавательные и соревновательные мотивы.

–Нравственные мотивы

5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:

–Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.

–Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.

–Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.

Задание: «Вопросы-шутки»

а. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)

б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)

в. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)

г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)

д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)

е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)

ж. На что похожа вторая половина яблока (НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)

з. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)

Игра «Кто самый внимательный».

«Предлагаю выйти двух игрокам с одной и другой команды. Станьте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».

Расскажу сейчас рассказ,

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери!

«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых….две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

И жди команду: «Раз, два….марш!»

Когда стихи запомнить хочешь

Их не зубри до поздней очи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше….пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

Когда была возможность взять?





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 11.12.2019