Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Умные сказки для развития, восприятия художественных произведений детьми младшего дошкольного возраста

проведение системы работы по развитию восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Умные сказки для развития, восприятия художественных произведений детьми младшего дошкольного возраста

(статья)

Тарабукина Анфиса Васильевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №29 «Чуораанчык» с.Тит-Ары»

В концепции дошкольного воспитания главными формами организации жизни детей в детском саду являются игра и связанные с ней формы активности, непосредственные образовательные, предметно-практическая деятельности. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Одной из главных функций игры является развитие воображения, восприятия детей.

При восприятии художественных произведений детьми младшего дошкольного возраста большую роль играют настольные театрализованные игры, так как они помогают увидеть героев сказок воочию, и даже общаться с ними, как с живыми людьми; в таких играх дети сами становятся героями произведений, чувствуют эмоции и переживания героев.

Целью работы является: Проведение системы работы по развитию восприятия художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

Подобрать и разработать произведения художественной литературы для театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и провести систему работы.

Составить методические рекомендации по организации театрализованных игр детей младшего систему работы.

Методика данной работы основывается на трудах Л.В. Артемова, А.В. Щеткина, Л.П. Бочкарева.

Новизна и практическая значимость заключается в использовании театрализованных игр с многофункциональными материалами и книжек-забав «Живая сказка».

Дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений- это единство познания и переживания. Ребенок учится не только фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать автор.

Сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Она проста и в то же время загадочна; умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это – содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

У маленьких детей понимание имеется тогда. Когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому книжки должны быть с картинками, а лучше книжки с куклами, героями произведений, которые является опорой для прослеживания действий, которые отражаются в форме настольного театра, где действие происходит реально.

Восприятие художественных произведений детьми младшего дошкольного возраста будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (форма, композиция, сочетание).

На первых ступенях развития для ребенка характерно действенное, утилитарное отношение к нему (дети щупают, трогают, гладят его и т.п.). Как А.В. Запорожец отмечал: «… эстетическое восприятие требует, чтобы воспринимающий как-то вышел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях».

При восприятии художественных произведений имеет значение степени близости, доступности образа. Для того, чтобы создать представление о месте действия можно использовать элементы декорации или, чтобы оживить сказку можно приложить к книжке кукольные герои произведения. Все это дает возможность для разыгрывания сюжетов «Маша и медведь» и т.д. Декорация, т.е. теремок, тропинка, пенек и т.д. появляются на панели с помощью липучек, которые замаскированы под листик или же травку.

Летний пейзаж, с помощью вспомогательных материалов, легко превращается в ту или иную сказку, где ребенок имеет возможность играть в любимые сказки.

Таким образом, умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста.

Методические рекомендации по использованию книжек-забав и многофункциональных панелей для развития восприятия детьми младшего дошкольного возраста художественных произведений.

В нашу систему работы, составленную для детей младшего дошкольного возраста, мы включили следующие виды новых технологий для ознакомления детей с художественной литературой.

Чаще дети сами организуют театрализованные действия и рассказывают знакомые сказки, истории своим куклам. И чтобы помочь маленьким рассказчикам мы организовали условия, где учтены доступные возможности для разыгрывания с помощью сказочных панелей, книжки «Живые сказки».

Сказочные панели относятся к стендовым театрализованным играм. Этот вид наиболее удобен и прост в использовании, очень нравится детям младшего возраста. Панели можно настелить на столе, так и на полу. Сказочные панели, изображающие лето подходят для сказок с подходящими по сюжету времени. Замаскированные липучки лучше использовать не большого размера, чтобы маленький ребенок мог прикрепить, также легко откреплять. При таким знакомстве с произведением дети ярче воспринимают образы персонажей сказок, внимательнее следят за сюжетом. После представлений сказок необходимо задать вопросы: -Почему заяц не съел колобока? Что испекла Машенька? Чья каша понравилась Машеньке?.

Знакомство со сказкой не ограничивается единичным показом театра. Необходимо чтение произведения, повторный показ с привлечением некоторых детей.

Для того чтобы дети самостоятельно могли рассказать любую сказку, во время рассказа в середине сказки взрослый изображает забывчивого рассказчика или путает сюжет сказки, для того, чтобы дети смогли подключиться и исправить или напомнить последующий сюжет сказки. Можно менять сюжет сказки; вместо одного мышонка в последовательности и облегчает проявить самовыражения, учится видеть элементарные средства выразительности самостоятельно.

При грамотном руководстве со стороны взрослого оно уже в дошкольном возрасте может достичь относительно высокого уровня. Именно игра – самый доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Оживление героев любимых сказок, т.е. театрализованные игры, представлены в виде книжек-забав с подвижным куклами. Герои художественных произведений двигаются во время рассказывания сказок. Куклы оформлены вместе с книжкой, а ими руководит рассказчик. Забавные книжки с подвижными героями привлекут внимание и интерес маленьких детей своими сюрпризами появлением в книжке. По ходу ведущий переворачивает страницу, где сюжеты, изображающие события, меняются вместе с героями книжки. Например, на первой странице мы знакомы с котятами, их именами, жилищем, о том, как они желают доброго утра, следующая страница рассказывает о том, как они любят вкусное, теплое молоко, а на третьей странице о забавных играх котят и т.д. Так же можно придумать сказки о птицах, самих детях или же обучающие книжки, например, о безопасности жизнедеятельности.

Героями книжек-забав можно двигать пальчиками или кистью руки. Во время рассказа ребенок водит куклами т одновременно комментирует действие. Пальчиковые куклы хороши тем что ими можно показать сразу несколько персонажей.

Конечно с куклами бибабо можно вовлекать в игру и зрителя. Т.е. слушателя брать за руку, поздороваться, общаться с ними передав что-либо. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность маленьких детей.

Одним из важных условий развития детского творчества является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного видения в разных видах деятельности. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства плодотворного сказывается на воспитании образного видения сюжетов, формировании умения композиционно выстраивать картину. Построение декорации сюжета картины является эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения декоративно-прикладного искусства в жизнедеятельность детей является опорой «детско-взрослого сообщества», которое строится на принципах партнерства, сотрудничества, диалога. При этом взрослый выступает носителем игровой культуры, посредником между сказкой и ребенком.

Элементы декорации представлены в виде многофункциональных панелей с изображением общего фона близких по сюжету сказок. Например, летняя поляна, лес, деревья, солнечного небо изображены в сказках «Колобок», «Три медведя», сказке «Теремок» разыграть 2 или 3 мышонка. Или же переписать сказку со счастливым концом. Например, в конце сказки колобка не съедает лиса, а наоборот колобок приглашает в гости к дедушке с бабушкой.

Таким образом, прием ознакомления дошкольного с художественной литературой многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от жанра произведения, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

В перспективном плане мы использовали якутские сказки. Якутская сказка проста и в то же время художественна. Они чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью для воспитания подрастающего поколения. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере персонажей. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию, они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важна для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств и переживаний. Ребенок, знакомясь со сказкой, отождествляется себя с положительным героем. Это происходит потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Эти художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои радости и горести героев. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Заключение

Проведенное исследование позволяет вывести в заключение следующие положения и выводы:

Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывного от общего умственного развития ребенка.

При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. Имеет значение в художественном восприятия и степень близости, доступности образа.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия и игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнера и основания способов позитивного взаимодействия.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области