Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тимофеева Тамара Сергеевна,

старший воспитатель

МБДОУ №75 «Гвоздичка»

г. Набережные Челны РТ

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачев

Патриотизм - важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным, если:

в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;

поддерживать тесное сотрудничество с семьей по воспитанию у детей любви к родному городу, краю, стране.

Отсюда перед педагогами встают задачи:

- формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;

прививать детям любовь к Родине;

формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую родину;

знакомить детей с историей родного города, его культурой, архитектурой;

воспитывать у детей уважение и любовь к воинам - защитникам Отечества, расширять знания о героях Великой Отечественной войны;

обогатить духовный мир детей через познание нашей страны;

воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился, к окружающей жизни;

знакомить детей с народными традициями и обычаями, с людьми, составляющими славу и гордость отечества;

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются через восхищение своим городом. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками культуры, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, о людях - первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.

При этом следует учитывать следующие принципы:

Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми, ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю и отечеству.

Принцип ненасилия обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.

Принцип интеграции педагогической работы со всеми участниками воспитательно - образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.

Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.

Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно - просветительными учреждениями (музей, школа, библиотека).

Основные характеристики деятельности:

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Вся работа должна планироваться по темам, которая включает организованную образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам - проведение праздников.

Формы работы с детьми:

Воспитание патриотических чувств у детей может выстраиваться в разных формах:

Беседы о родном городе и об истории своего народа;

Беседы об окружающей природе;

Чтение художественной литературы на патриотические темы;

Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на темы: «Моя семья», «Мой родной город», «Родные просторы», «Моя малая родина» и др.;

Знакомство с гербом города;

О героях города в Великой Отечественной войне;

Рассказ родителей о членах семьи, участвовавших в ВОВ;

Разучивание песен и стихов о родном городе;

Целенаправленные игры и личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников -

неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина - это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу;

- формирование чувства хозяина - человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

Что ребёнок должен знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном детстве ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны - традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время у молодого поколения прослеживается отсутствие четкого представления о том, какие образы и символы несут в себе герб и флаг и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону, и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Роль семьи в процессе патриотического воспитания детей велика. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья - это замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. И доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, тревожностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками.

Серьезную опасность для развития ребёнка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками - результат совместных усилий. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир – мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере.

Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, педагоги должны доводить до взрослых, что детям нужны не только еда и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «Семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «Семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «Семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую семью», но и «кукольную», «семью животных».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не все родители считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знаний психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина - место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.

Таким образом, изучая с детьми родословную их семей, традиции своего народа, историю родного города, края, страны, мы закладываем основу духовной нравственности детей, формируем активную жизненную позицию, их творческий потенциал, воспитываем будущего гражданина, патриота своей Родины.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: «ТЦ Сфера», 2011.

2. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - №1.

3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. - №4.

4. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников /Т.В. Ермакова// Методист. – 2014. - № 3. – С.66-68.

5. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой, М.: «ТЦ Сфера», 2015.

6. Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н. Попова // Народное образование. – 2013. - №3. – С.116-125.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области