Решение методических проблем
учителя физической культуры посредством методики
«Зеркало прогрессивных преобразований».
Многие учителя физической культуры испытывают трудности в практике написания планов по предмету физическая культура.
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Требования к планированию заключаются в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
Но именно в выборе цели (какой проектный продукт мы хотим получить?) и в постановке перед собой конкретных задач (какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный продукт) многие учителя физической культуры испытывают трудности в практике написания планов.
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» может помочь им в разрешении этих трудностей.
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой.
Эта методика, предназначенная для решения проектных задач, прекрасно справляется в частности и в написании планов по физической культуре.
Алгоритм работы с данной методикой в написании плана следующая:
1шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по их достижению.
Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование, чем будут заниматься исполнители.
6 шаг: определяются необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.
7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Шаблон
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»
Постановка проблемы: (Написать ситуацию и вытекающую из нее проблему) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины, создающие проблему: (формулировка начинается с «НЕ…» или «НЕТ)
Ситуация «МИНУС»
_________________________________________________________________
Преобразуем ситуацию «минус» в ситуацию «плюс»
Ситуация «ПЛЮС»
Цель плана: (Какой проектный продукт мы хотим получить?)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи: (Какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный продукт)
1.____________________________________________ 2.____________________________________________ 3.____________________________________________
4.____________________________________________
5. Мероприятия: (Что необходимо сделать для решения задач?)
№ | Мероприятие | Ответственные |
Результат или продукт проектирования: (Какой проектный продукт мы хотим получить?) ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ ресурсов: (Какие материалы, инструменты, информационные источники необходимы для работы над планом?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный продукт?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.
Учитель физической культуры МБОУ СШ №78 г. Красноярск