Формирование представлений об экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящий момент в окружающем мире резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому стали условия экономического развития, низкий уровень экологического сознания людей и их недостаточная компетентность в вопросах нормального функционирования природных систем.
Чтобы остановить предстоящий экологический кризис, необходимо корректировать и изменять экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать период в жизни человека, в который он наиболее способен к усвоению экологических представлений и правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии и педагогики дошкольного образования, является возраст до школы. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения будущей личности.
Большинство исследований по проблеме ознакомления дошкольников с окружающей средой, выделяют в качестве содержания знаний дошкольников отдельные элементы или отдельные связи в ней. Проблемы экологического образования разрабатывались в исследованиях В.И. Ашикова, Н.Ф. Виноградовой, О.М. Газиной, Е.В. Гончаровой, Н.Н. Кондратьевой, В.Г. Фокиной и других. Авторы раскрывают цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания детей. Характеристику средств, форм и методов по экологическому воспитанию мы можем найти в работах Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и других.
Однако на сегодняшний момент исследованийэлементарных представлений об экологической безопасности у детей дошкольного возрастаявно недостаточно, не существует исследований, в которых изучалась бы эффективность методов формирования у дошкольников представлений об экологической безопасности.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Предпосылки этой идеи встречаются в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена также и в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, ума, чувств и воли [1].
К.Д. Ушинский считал природу важным средством воспитания детей. Он определяет природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» [6].
Е.И. Тихеева предлагаетвоспитывать детей среди природы, причем нужно учить их наблюдать эту природу[5].
Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:
•разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
•использование экологически безопасной практической деятельности;
•формирование экологического сознания.
Формирование основ экологической безопасности предполагает осознание дошкольниками опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность[3].
В процессе работы с дошкольниками необходимо решать комплекс задач:
1.Показать многогранную природу здоровья;
2.Обеспечить дошкольников необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;
3.Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения;
4.Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприятиях.
Важно сформировать осознание дошкольниками существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе[4].
Необходимо подвести воспитанников к осознанию ими опасности своих необдуманных действий в природе в случае:
•загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;
•разведения в лесу костров;
•разорения гнезд, муравейников;
•безжалостный сбор грибов и ягод[2].
Еще одним из направлений данной работы является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту.
Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у дошкольников умения выделять и распознавать экологическую опасность. Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий и совместной деятельности с дошкольниками необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.
В увлекательной наглядно-практической форме необходимо:
•обогащать представления дошкольников о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма;
•разучивать пословицы и поговорки о природе и здоровье.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
•сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе;
•практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне ДОУ, а также деятельность по восстановлению предметов;
•детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
•общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – это комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку;
•экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
•речевая деятельность; обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
•наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
•чтение художественной литературы: В. Танасийчук «Экология в картинках», И.Акимушкин «Жил – был Бобр», Н. Сладков «Рыбы», М. Горький «Случай с Евсейкой», В. Кашо «Путешествие на дно морское»;
•просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Исследование уровня сформированности представлений об экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №33 «Светлячок» города Шадринска Курганской области. В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
С детьми была проведена беседа, в которой выяснился их исходный уровень сформированности представлений об экологической безопасности. По их рассказам были выявлены уровни сформированности представлений об экологической безопасности. К высокому уровню относятся дошкольники, у которых полные, четкие и конкретные представления об правилах поведения на природе. Они также знают природоохранные меры, считают необходимым убирать мусор в местах отдыха после себя. Средний уровень определяет наличие представлений об экологической безопасностии знание некоторых природоохранных мер и правил поведения в природе. Такие представления носят ситуативный характер. Наблюдается расхождение между представлением об экологической безопасности и проявлением в конкретной ситуации. Низкий уровень показывает отсутствие четкости и конкретности в представлениях об экологической безопасности, незнание многих правил поведения в природе и природоохранных мероприятий. Вследствие чего у детей складывается неправильное отношение к природе и природным ресурсам.
При проведении исследования 6 детей (24%) показали низкий уровень сформированности представлений об экологической безопасности, 9 детей (36%) – средний уровень и 10 детей (40%) – высокий уровень.
Также нами была использована рисуночная методика для того, чтобы определить уровень осознанности представлений об экологической безопасности в условиях леса, парка и др. Шкалирование результатов соответствовало трем уровням.
Высокий уровень (3 балла) – на рисунке отсутствует костер и мусор, дети играют недалеко от взрослых, не изображают ядовитые растения и грибы.
Средний уровень (2 балла) – на рисунке нет костра и мусора, но дети играют в лесу без взрослых.
Низкий уровень (1 балл) – в работе присутствует костер или нарисован рисунок, не отображающий тематику игры на природе.
Анализ рисунков детей показал, с какими местами дошкольники ассоциируют природу, чувствуют ли себя ее частью, как видят себя и других людей в местах отдыха. В рисунках и ответах детей присутствует в целом оптимистический настрой, но в то же время некоторые дети плохо представляют отдых на природе, не знают как его изобразить в рисунке.
По данной методике было выявлено, что 4 детей (16%) показали низкий уровень сформированности представлений об экологической безопасности, 10 детей (40%) – средний уровень и 11 детей (44%) – высокий уровень.
По итогам результатов констатирующего эксперимента, мы наблюдаем такую тенденцию: 16% детей имеют высокий уровень сформированности представлений об экологической безопасности, 68% - средний и у 16% дошкольников низкий уровень.
Таким образом, в ходе работы по формированию представлений об экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по выбранной нами проблеме, также исследовали исходный уровень сформированности представлений об экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов свидетельствует о необходимости проведения систематической педагогической работы по формированию представлений об экологической безопасности у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М., 1986.
Кустова, Е. А. Формы и методы работы по формированию у дошкольниковоснов экологической безопасности[Электронный ресурс] / Е. А. Кустова // nsportal.ru : социальная сеть работников образования.
Макарова, Т. Н. Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т. Н. Макарова // Дошколенок.ру.
Никишина, Т. А. Экологическая безопасность дошкольников [Текст] / Т. А. Никишина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 4. – С. 14-21.
Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей. Дошкольное дело. Начатки знаний. – М., 1922.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.