Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательный проект "Волшебные кубики"

Использование методики Н.А.Зайцева для развития речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №133»

Образовательный проект

Использование методики Н.А.Зайцева

для развития речи и обучению грамоте детей

«Волшебные кубики»

Выполнила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Пучкина Лариса Алексеевна

г. Оренбург

2015

Пояснительная записка

Тип проекта: педагогическое проектирование.

Вид: образовательный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (от 4 до 7 лет).

Актуальность проекта: С какого возраста нужно начинать обучение грамоте? А грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Б.П. Никитин говорил: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка». После знакомства с «Кубиками» Б.П. Никитин несколько изменил точку зрения: «А почему бы становление речи и обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому?» Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить?

Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних?

Отказ от фонемного принципа и взятие за основу складового.

В целом складовой принцип обучения чтению с помощью кубиков Н.А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков - нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.

Несомненным преимуществом новой методики обучения чтению является и то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными и наработанными методическими приемами. Более того, сочетание методик, несомненно, расширит возможности каждой.

В течение нескольких лет я занимаюсь развитием речи детей, обучением чтению и письму по методике разработанной Н.А. Зайцевым. С данной группой детей работа ведется четвёртый год по программе разработанной мной в опоре на методику «Кубики Н.А. Зайцева», но сейчас я ее расширила за счет использования других методик: В. Волиной, А.В.Кочергиной, С.Н. Костроминой, Н.В. Новоторцевой, Л.Н. Арефьевой, педагогов и психологов Школы раннего чтения.

Это, по преимуществу практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей читать, обогащать речь детей, развивать внимание и интерес к речи, вырабатывать у детей умение и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными детям данного возраста, способствовать общему развитию.

Раннее обучение чтению очень актуально в данный момент, т.к. должна быть преемственность между детским садом и школой. В школах формируются разноуровневые классы, чем раньше ребенок научится читать, тем выше шанс, что он вырастет образованным человеком , в школе одновременно учатся не только читать, но и писать, а хорошие навыки чтения являются предпосылкой для обучения грамотности.

Преимущества системы Зайцева Н.А.:

обучение по складам,

процесс обучения построен по принципу от конкретного к абстрактному,

работают все виды анализаторов,

обучение в игре,

в системе Зайцева заключены основы грамотности, предупреждающие орфографические ошибки,

быстрое обучение чтению, развитие логического мышления и речи.

Цели и задачи проекта:

Главное – научить детей читать и писать, решаются коррекционно-развивающие цели и задачи обучения:

Расширить словарный запас, в том числе по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях.

Уточнить, обогатить и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

Обучить детей правильно согласовывать слова в предложении; обучать пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формировать умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.

Развивать речевое дыхание (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам)

Развивать зрительно-моторную координацию (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами)

Развивать ритмико-интонационную сторону речи.

Развивать фонематический слух и формирование таких операций как фонематический анализ и синтез.

Автоматизация и дифференциация звуков.

Профилактика дисграфии и дислексии.

Закреплять навыки словообразования и словоизменения

Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.

Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для развития речи в дальнейшем.

Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители).

План реализации проекта «Волшебные кубики»

Этап

проекта

Мероприятия

Цель

Сроки

организационный этап

Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач.

Поиск решения цели и задач проекта

сентябрь

этап апробации

Работа с детьми

Практическая деятельность по исследованию проекта

Ознакомление с кубиками, таблицами

сентябрь-май

Работа с родителями

Помощь в оснащении

Активизация познавательных интересов детей.

декабрь - апрель

заключительный этап

Размещение информации и фотографий на сайде ДОО

Апробация передового опыта среди общественности

апрель, -май

Выступление на педагогическом совете (презентация)

Апробация передового опыта среди коллег.

май,

Перспективный план работы с детьми по реализации проекта

пп

Тема

Количество

занятий

1

2.

3.

4

Ознакомление с кубиками.

Распознавание их по цвету и обьёму

Знакомство со складовыми таблицами.

Заучивание столбиков при пропевании

Составление и чтение слов по кубикам.

Чтение и узнавание складов по таблице.

октябрь.

4 занятий

1

2

3

4.

5

Закрепить распознавание кубиков по признакам.

Составление простых слов из 2 складов.

Познакомить с составлением слов по таблице.

Пропевание парных столбиков.

Пропевание чистоговорок.

ноябрь

4 занятий

1.

2.

Закрепление знания складов по таблицам и кубикам.

Чтение одного слова из 2-3 складов.

декабрь

4 занятия

2.

3.

Учить правильно формировать звук, воспринимать и находить в слове заданный звук, слог.

Побуждать к грамматически правильному прочтению произношению звуков.

Ввести складовые карточки.

январь.

4 занятия.

1.

2.

Закрепить знание букв складов. Учить находить нужный склад, недостающий склад на кубиках, составлять слова полностью

Ввести понятие «Ударение», ударный слог.

Продолжить логопедическую работу

февраль.

4 занятий.

1.

2.

3.

Закрепить умение находить заданный склад и называть его.

Работа над звуками, складами «С-СЬ», «З-С».

Чтение отдельных слов.

март.

4 занятия.

1.

Учить детей уверенно, осознанно читать слова, сохранять смысл прочитанного. Продолжать работу с карточками. Логопедическая работа со звуками «С-Ц», «Ш-Ж»

апрель

4 занятий.

1.

Учить соединять несколько слов в единое предложение. Читать пословицы, поговорки, стихи. Коллективное чтение единого текста по книге, крупным шрифтом.

май-июнь

4 занятий

Перспективный план

работы с семьями воспитанников по проекту«

п/п

Мероприятия

Сроки

Родительское собрание «Обучение чтению методом Н.А.Зайцева»

сентябрь

Консультации «Роль домашнего чтения в период дошкольного возраста»

декабрь

Выставка книг .Встреча с библиотекарем.

февраль

Открытые занятия для родителей

апрель

май

Формы подведения итогов реализации проекта:

Ресурсное обеспечение:

научно – методическое: методические пособия, таблицы, наборы предметных картинок, художественная литература….

материально – техническое: компьютер, телевизор, магнитофон

Ожидаемый результат:

Позволяет широко применять наглядные и проблемно поисковые методы

Имеет представление о звуко-буквенной стороне речи

Развивает внимание,память,мышление

Обеспечивает максимальный уровень фонематичских, звуко-буквенных, графических средств, которые создают предпосылки к обучению-

Способствует- самоутверждению личности ребёнка: снятию зажима, скованности;

Создает условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- Получает удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Список используемой литературы:

1. Н.А. Зайцев « Кубики Зайцева . Учебник для родителей , воспитателей , учителей.» С-Петербург 2014г.

2.М.М. Алексеева «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» изд. «Академия» 2008г.

3.Л.В. Лопатина «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-Петербург 2001г.

4.С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению» М. ., ., .

5.«Курс обучения чтению самых маленьких» под редакцией авторов Ш.Р.Ч. Москва 2014г.

6.Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А. Зайцева С-Петербург 2005г.

7.В.А. Борзова и А.А. Борзов «Развитие творческих способностей у детей» Самара 2015г.

В.Волина «Азбуковедение» Москва 2014г.

И. Лопухина «Логопедия»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области