Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №133»
Образовательный проект
Использование методики Н.А.Зайцева
для развития речи и обучению грамоте детей
«Волшебные кубики»
Выполнила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Пучкина Лариса Алексеевна
г. Оренбург
2015
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: образовательный.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (от 4 до 7 лет).
Актуальность проекта: С какого возраста нужно начинать обучение грамоте? А грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Б.П. Никитин говорил: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка». После знакомства с «Кубиками» Б.П. Никитин несколько изменил точку зрения: «А почему бы становление речи и обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому?» Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить?
Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних?
Отказ от фонемного принципа и взятие за основу складового.
В целом складовой принцип обучения чтению с помощью кубиков Н.А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков - нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.
Несомненным преимуществом новой методики обучения чтению является и то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными и наработанными методическими приемами. Более того, сочетание методик, несомненно, расширит возможности каждой.
В течение нескольких лет я занимаюсь развитием речи детей, обучением чтению и письму по методике разработанной Н.А. Зайцевым. С данной группой детей работа ведется четвёртый год по программе разработанной мной в опоре на методику «Кубики Н.А. Зайцева», но сейчас я ее расширила за счет использования других методик: В. Волиной, А.В.Кочергиной, С.Н. Костроминой, Н.В. Новоторцевой, Л.Н. Арефьевой, педагогов и психологов Школы раннего чтения.
Это, по преимуществу практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей читать, обогащать речь детей, развивать внимание и интерес к речи, вырабатывать у детей умение и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными детям данного возраста, способствовать общему развитию.
Раннее обучение чтению очень актуально в данный момент, т.к. должна быть преемственность между детским садом и школой. В школах формируются разноуровневые классы, чем раньше ребенок научится читать, тем выше шанс, что он вырастет образованным человеком , в школе одновременно учатся не только читать, но и писать, а хорошие навыки чтения являются предпосылкой для обучения грамотности.
Преимущества системы Зайцева Н.А.:
обучение по складам,
процесс обучения построен по принципу от конкретного к абстрактному,
работают все виды анализаторов,
обучение в игре,
в системе Зайцева заключены основы грамотности, предупреждающие орфографические ошибки,
быстрое обучение чтению, развитие логического мышления и речи.
Цели и задачи проекта:
Главное – научить детей читать и писать, решаются коррекционно-развивающие цели и задачи обучения:
Расширить словарный запас, в том числе по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях.
Уточнить, обогатить и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).
Обучить детей правильно согласовывать слова в предложении; обучать пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формировать умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Развивать речевое дыхание (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам)
Развивать зрительно-моторную координацию (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами)
Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
Развивать фонематический слух и формирование таких операций как фонематический анализ и синтез.
Автоматизация и дифференциация звуков.
Профилактика дисграфии и дислексии.
Закреплять навыки словообразования и словоизменения
Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.
Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для развития речи в дальнейшем.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (законные представители).
План реализации проекта «Волшебные кубики»
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задач проекта | сентябрь |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта | Ознакомление с кубиками, таблицами | сентябрь-май | |
Работа с родителями | |||
Помощь в оснащении | Активизация познавательных интересов детей. | декабрь - апрель | |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайде ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | апрель, -май |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | май, |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
№ пп | Тема | Количество занятий |
1 2. 3. 4 | Ознакомление с кубиками. Распознавание их по цвету и обьёму Знакомство со складовыми таблицами. Заучивание столбиков при пропевании Составление и чтение слов по кубикам. Чтение и узнавание складов по таблице. | октябрь. 4 занятий |
1 2 3 4. 5 | Закрепить распознавание кубиков по признакам. Составление простых слов из 2 складов. Познакомить с составлением слов по таблице. Пропевание парных столбиков. Пропевание чистоговорок. | ноябрь 4 занятий |
1. 2. | Закрепление знания складов по таблицам и кубикам. Чтение одного слова из 2-3 складов. | декабрь 4 занятия |
2. 3. | Учить правильно формировать звук, воспринимать и находить в слове заданный звук, слог. Побуждать к грамматически правильному прочтению произношению звуков. Ввести складовые карточки. | январь. 4 занятия. |
1. 2. | Закрепить знание букв складов. Учить находить нужный склад, недостающий склад на кубиках, составлять слова полностью Ввести понятие «Ударение», ударный слог. Продолжить логопедическую работу | февраль. 4 занятий. |
1. 2. 3. | Закрепить умение находить заданный склад и называть его. Работа над звуками, складами «С-СЬ», «З-С». Чтение отдельных слов. | март. 4 занятия. |
1. | Учить детей уверенно, осознанно читать слова, сохранять смысл прочитанного. Продолжать работу с карточками. Логопедическая работа со звуками «С-Ц», «Ш-Ж» | апрель 4 занятий. |
1. | Учить соединять несколько слов в единое предложение. Читать пословицы, поговорки, стихи. Коллективное чтение единого текста по книге, крупным шрифтом. | май-июнь 4 занятий |
Перспективный план
работы с семьями воспитанников по проекту«
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Родительское собрание «Обучение чтению методом Н.А.Зайцева» | сентябрь | |
Консультации «Роль домашнего чтения в период дошкольного возраста» | декабрь | |
Выставка книг .Встреча с библиотекарем. | февраль | |
Открытые занятия для родителей | апрель май |
Формы подведения итогов реализации проекта:
Ресурсное обеспечение:
научно – методическое: методические пособия, таблицы, наборы предметных картинок, художественная литература….
материально – техническое: компьютер, телевизор, магнитофон
Ожидаемый результат:
Позволяет широко применять наглядные и проблемно поисковые методы
Имеет представление о звуко-буквенной стороне речи
Развивает внимание,память,мышление
Обеспечивает максимальный уровень фонематичских, звуко-буквенных, графических средств, которые создают предпосылки к обучению-
Способствует- самоутверждению личности ребёнка: снятию зажима, скованности;
Создает условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- Получает удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Список используемой литературы:
1. Н.А. Зайцев « Кубики Зайцева . Учебник для родителей , воспитателей , учителей.» С-Петербург 2014г.
2.М.М. Алексеева «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» изд. «Академия» 2008г.
3.Л.В. Лопатина «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-Петербург 2001г.
4.С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению» М. ., ., .
5.«Курс обучения чтению самых маленьких» под редакцией авторов Ш.Р.Ч. Москва 2014г.
6.Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А. Зайцева С-Петербург 2005г.
7.В.А. Борзова и А.А. Борзов «Развитие творческих способностей у детей» Самара 2015г.
В.Волина «Азбуковедение» Москва 2014г.
И. Лопухина «Логопедия»