Автор конспекта урока | Алябьева Виталина Александровна МБОУ «ООШ №46» | |
Тема | Алфавит . | |
Цель темы | Знакомство с алфавитом, его практическая значимость в жизни людей; развитие умения пользования алфавитом. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Хорошо знать русский алфавит, правильно называть буквы алфавита, | Личностные: понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей. Регулятивные: формировать потребность в использовании словарей и справочников. Познавательные: Расширить словарный запас учащихся. Коммуникативные: умение объяснять свои действия, уметь взаимодействовать в команде, группе | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Понимать роль алфавита, овладение навыками работы с различными словарями | Работа в группах, фронтальная | Для учителя – Плакат древнегреческого алфавита, плакат древнерусского алфавита. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке, классический справочник по русскому языку. Для учащихся – «Азбука» В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина,, универсальный словарь школьника |
I этап. Мотивация к деятельности. | ||
Цель — мотивировать школьников на практическую необходимость знания алфавита | Проблемная ситуация. Наш любитель создавать нам трудные задачки, Буквоежка, уничтожил наш классный журнал. -Как вы думаете, сможем ли мы с вами восстановить пропажу?(ответы детей) -Какие полученные знания нам помогут? (знание алфавита) - Сформулируйте тему нашего урока. -Что такое алфавит? ( обобщение ответов детей- Алфавит- порядок букв, принятый в азбуке .Азбука-совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит Алфавит или азбука означает одно и тоже. Слово АЛФАВИТ составлено из двух первых названий греческих букв: альфа, бета(вита). Слово АЗБУКА получено из названий первых славянских букв: аз ,буки. Знание алфавита поможет нам выполнить мое задание. Игра « По порядку становись!» У каждого играющего карточка с его фамилией. По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа перед собой карточки. ( проблемная ситуация Полегенько Даниил, Полегенько Станислав- если в классе на одну букву несколько фамилий, то порядок расстановки решается коллективно- по вторым, третьим и т.д. буквам вплоть до имени и отчества.) А Б В Г Д Е ЁЗнайте место все своё!Ж З И Й К Л М Вспоминайте, кто за кем!Н О П Р С Т УСтойте дружно все в ряду!Ф Х Ц Ч Ш и ЩРазмещайтесь не спеша!Ъ Ы ЬСтойте рядышком, вот так!Торопитесь, Э Ю Я!Вот и в сборе букв семья! - Сколько букв в русском алфавите?(В русском АЛФАВИТЕ 33 буквы) -Сколько букв, обозначающих гласный звук?(10) Приведите примеры. - Сколько букв, обозначающих согласный звук (согласных 21). Какие буквы этой группы вам известны? - Назовите буквы, не имеющих звука.(ъ, ь) Какова их роль в русском языке? | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание», «понимание», «умение» | Диагностические задания |
Цель — развивать представление учащихся о развитии алфавита как языкового явления, о практическом применении алфавита. | Наблюдение за развитием русского алфавита. Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом и определите, каких ТРЕХ букв не было в русской азбуке. Или еще позже Оказывается, буквы Ё, Й, Э «моложе» других: им не 1000лет, а только 200-290. Перед выполнение следующего задания давайте отдохнем. Как вы думаете, можно ли изобразить буквы с помощью нашего тела? Изобразите буквы С, К, Р, Л,У,Г, Х. 2.Что такое алфавит?Вам, ребята, он известен.Буква в нем всегда стоитНа своем особом месте.Учим, учим назубокАлфавит мы дружно,Чтобы он найти помогВ словарях, где нужно. На столах- различные словари, ваша задача, быстрее всех расположить данные слова в алфавитном порядке. Проверить порядок по словарю. ВИНЕГРЕТ,ВОСТОК,ВОСТОРГ ШОССЕ, ЗАБАВА. Прочитать, что обозначают данные слова, сделать звуко- буквенный анализ слов. -Каким знанием пользовались при выполнении задания, какие правила можно сформулировать? (Ответы детей) Чтобы расположить слова по алфавиту, которые начинаются с одной буквы, нужно смотреть на следующую букву. Слова могут совпадать между собой в двух и более буквах. Тогда, чтобы расположить слова по алфавиту, нужно найти первую букву, по которой слова можно различить. Проверим еще раз , как вы поняли это правило. 3.Игра « Что за слово?» (групповое задания, по 4 человека) Буквоежка, опять решил проверить наши знания. На карточках записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв. Надо « расколдовать» слово, расставив, буквы в алфавитном порядке. ХОУЛП, СМТОЫ, УГЬШЛ, НЫБТИ, СВЬОА (лопух, мосты, глушь, бинты, авось) 4.Игра «Назови следующую букву». Учитель бросает по очереди мяч и называет любую букву алфавита. Задача детей, правильно назвать следующую букву. Выигрывает та команда, которая ни разу не ошибётся. Молодцы, ваши умения растрогали Буквоежку, и он пообещал, что никогда не будет мешать нам работать с буквами. 5.стр 82 « Азбуки», Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком,А для тебя они — ключиКо всем хорошим книжкам. В дорогу взять не позабудьКлючей волшебных связку.В любой рассказ найдешь ты путь,Войдешь в любую сказку. Прочтешь ты книги о зверях,Растеньях и машинах.Ты побываешь на моряхИ на седых вершинах…Тебе чудесные краяОткроет путь от «А» до «Я». -О каких ключах идет речь? -Сделайте вывод, зачем человеку необходимо знать азбуку? | Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Вспомнить графическое изображение букв, правильное произношение Практическая работа со словарем, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса учащихся. Повторение порядка букв в алфавите, их правильное произношение. |
III этап. Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности | |
Самооценка учителя | Самооценка ученика | |
КИМы. Русский Алфавит или Азбука | Работа с таблицей: узнал Язапомнил умею | Оцените свою работу в группе на бланках самооценивания. |