Развитие речи в средней группе детского сада
Лошманова Наталья Викторовна.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 244» г. о.Самара
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Ребята средней группы детского сада в 4–5 лет с успехом осваивают новые умения и навыки. И успешность этого процесса связана с тем, насколько хорошо малыш излагает свои мысли в речи. Вот почему развитие речи — одно из ключевых направлений работы в детсаду, которое регулируется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в расширении запаса слов активного ( постоянно используемого) и пассивного ( не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря ; выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым; отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи ; совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление); развитии связной монологической и диалогической речи.
Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).
Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.
Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.
Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Список использованной литературы:
1.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе» Мозаика-Синтез М., -2010
2.Т.И.Петрова,Е.С .Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М.,-2006
3.О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» СФЕРА М.,-2017