Конспект НОД по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Поможем Планете Земля».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Образовательные задачи: 1. Обеспечить понимание взаимодействия живой природы и человека с помощью использования методов и приемов ТРИЗ. Развивающие задачи: 1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и последствиями деятельности человека. 2. Развивать умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 3. Развивать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться. 4. Пополнить словарь детей словами: фильтр, фильтрация. 5. Продолжать развивать умение создавать округлую форму методом обрывания. 6. Развивать интерес детей к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитательные задачи: 1. Формировать навык экологически грамотного поведения в природе. 2. Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы. 3. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, доброжелательное отношения к объектам окружающей природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №9

детский сад «Елочка»

Конспект НОД

по формированию экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста

с использованием методов и приемов ТРИЗ

«Поможем Планете Земля».

Воспитатель:

Щетинкина Наталья Юрьевна

Февраль 2018 год

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательные задачи:

Обеспечить понимание взаимодействия живой природы и человека с помощью использования методов и приемов ТРИЗ.

Развивающие задачи:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и последствиями деятельности человека.

Развивать умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развивать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

Пополнить словарь детей словами: фильтр, фильтрация.

Продолжать развивать умение создавать округлую форму методом обрывания.

Развивать интерес детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

Формировать навык экологически грамотного поведения в природе.

Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, доброжелательное отношения к объектам окружающей природы.

Материал и оборудование: доска мультимедиа, цветная бумага, необходимые предметы для очистки воды (вата, песок, пластиковые стаканы, воронки, емкость с загрязненной водой, влажные салфетки), белые халаты по количеству детей, панно ветвистое дерево без листвы.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о пользе и вреде заводов и фабрик;

Провести видеорепортаж «Заводы и фабрики»;

Беседа о пользе зеленых насаждений.

Ход НОД:

Организационный момент.

Слайд №1:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

Дети встают в круг, берутся за руки. Воспитатель произносит:

- Подойди ко мне, дружок, вместе встанем мы в кружок.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг! Здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

- Ребята, давайте друг другу улыбнемся! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Основная часть.

Проблемная ситуация.

Слайд №2:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

Голос: - Внимание, внимание! Говорит планета Земля. На планете сложилась чрезвычайно опасная ситуация. Воздух и водоемы планеты загрязнены. Уважаемые жители планеты, помогите исправить ситуацию.

В.: - Ребята, поможем нашей планете? (ответы детей)

Слайд №3:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>

В.: - Прошу вас рассмотреть изображения и сказать, почему на Планете возникла такая проблема.

В.: - …. , как ты считаешь, отчего воздух стал грязным? (Много заводов, которые в воздух выбрасывают вредные вещества).

В.: - Молодец!

- …., а как ты думаешь, почему воздух стал грязным? (На улице много машин выбрасывающих выхлопные газы).

- Молодцы, ребята, все вы правы. Действительно много заводов, фабрик, которые в воздух выбрасывают вредные вещества. На улицах много машин выбрасывающие выхлопные газы.

Прием противоречия: «Хорошо-плохо».

В.: - ….., зачем работают заводы и фабрики? Может мы их закроем и проблема будет решена? (ответы детей)

В.: - Молодец, правильно. Значит это хорошо? А почему заводы и фабрики – это плохо? (ответы детей)

В.: - …., зачем на улицах города так много машин? (ответы детей)

В.: - Правильно, молодец. Значит это хорошо? А почему много машин – это плохо? (ответы детей)

В.: - Заводы и фабрики, машины – все это важный момент для развития городов. Заводы дают рабочие места людям, чтобы они могли содержать семьи. На них производят различные предметы, которыми пользуются люди. На улицах много специализированной техники, которая чистит дороги, вывозит мусор. Люди привыкли к удобству.

Слайд №4:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>

В.: - Итак, возникает вопрос. Что может помочь сделать чище воздух в городах, а значит и на Планете? (ответы детей)

Слайд №5:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint5.sldx>

В.: - Действительно, деревья делают воздух чище, они являются природным фильтром Планеты. Обратите внимание вот на это дерево. (Воспитатель обращает внимание на панно и приглашает рассмотреть его поближе)

В.: - Ребята, как вы думаете, чего не хватает этому дереву для очистки воздуха? (Листьев). Молодцы! Листья выделяют кислород и за счет кислорода очищается воздух.

Упражнение «Наклей листочки»

(метод обрывания).

В.: - Посмотрите какое великолепное дерево у нас получилось.

Игра - эмпатия: «Дерево и воздух»

(прием эмпатия – личная(субъективная) аналогия).

В.: - Ребята, сначала мы с вами изобразим одинокое дерево, которому тяжело справится с большим количеством грязного воздуха (звучит печальная музыка).

Дети показывают грустное лицо, руки подняты вверх, кисти рук расслабленны.

В.: - Покажите, как сжимаются листочки (ладошки).

В.: - А сейчас покажем, как чувствует себя дерево в лесу или в парке, когда ему помогают другие деревья. Дует легкий ветерок (звучит ободряющая музыка).

Дети улыбаются, руки подняты вверх, раскачиваются влево, вправо.

В.: - Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

В.: - Молодцы! Все вы говорите правильно! Если мы будем сажать, беречь деревья, их будет много, воздух на планете станет чище.

Слайд №6:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint6.sldx>

В.: - Ребята посмотрите на картинки и скажите, только ли воздух загрязняют заводы? Правильно, сточные воды загрязняют водоемы. Чтобы этого не происходило необходимо сделать фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки чего-либо грязного.

В.: - Ребята, посмотрите, у вас на столах находятся предметы, из которых вы попробуете сделать фильтр. Основой которого будет воронка (обрезанная пластиковая бутылка), а в остальном вам поможет схема, которую мы сейчас составим.

Используем прием моделирования (образная аналогия).

Слайд №7.

В.: - Наша схема будет состоять из четырех кругов – это слои фильтра, если вата – это первый слой, каким будет круг? (белый), если песок – это второй слой, каким будет круг? (желтый), третий слой – вата, каким будет круг? (белый) и четвертый круг – это чашечка с дырочками. Выполняем задание. Смотрите внимательно, какой слой первый, какой следующий…

Проводится эксперимент по очистке воды.

В.: - Ребята, делаем вывод, что следует делать для того, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

Рефлексия.

В.: - Ребята, давайте вспомним, о чем попросила нас наша Планета?

- Что должны делать люди, чтобы помочь нашей Планете?

- А как вы сегодня помогли нашей Планете?

В.: - Вы молодцы! Заводы и фабрики, машины – все это важный момент для развития городов. Если мы будем сажать деревья и беречь леса, воздух на планете станет чище. Чтобы вода была чище, на заводах должны следить за выбросами и ставить специальные фильтры для очистки сточных вод.

Слайд №8:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint7.sldx>

Голос: - Вы работали дружно, как одна большая сплоченная команда. Я горжусь вами. На память я подарю вам эмблемы «Защитники Планета Земля». Спасибо!

Самоанализ к открытому показу НОД:

«Поможем Планете Земля».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её.

Образовательные задачи:

Обеспечить понимание взаимодействия живой природы и человека с помощью использования методов и приемов ТРИЗ.

Развивающие задачи:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и последствиями деятельности человека.

Развивать умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развивать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

Пополнить словарь детей словами: фильтр, фильтрация.

Продолжать развивать умение создавать округлую форму методом обрывания.

Развивать интерес детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

Формировать навык экологически грамотного поведения в природе.

Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, доброжелательное отношения к объектам окружающей природы.

Непосредственная образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Форма проведения: фронтальная и групповая.

Организационный момент «Приветствие в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских отношений и позитивный настрой на дальнейшую деятельность.

Использование аудиозаписи с обращением Планеты Земля погрузило детей в проблемную ситуацию, которую они с большим желанием готовы были решить.

Для реализации поставленных задач я использовала приемы ТРИЗ (прием противоречия «Хорошо – плохо», прием эмпатии (дети входили в образ одиноко растущего дерева и представляли себя деревьями, растущими в лесу), прием моделирования (составление схемы)). Дети с интересом принимали участие в создании фильтра, рассуждали. Использование наглядности позволило настроить детей на размышление, способствовало развитию умения строить логические цепочки, делать определенные выводы. Создание проблемной ситуации, организация экспериментальной деятельности активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Специфика взаимодействия с детьми заключалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей я подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Я считаю, что на протяжении всей образовательной деятельности у детей присутствовал интерес. Дети были активны.

Все моменты образовательной деятельности последовательны, подчинены одной теме. Смена видов деятельности позволила избежать утомляемости детей.

Результатом образовательной деятельности детей стало: умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, проявление активности в ходе экспериментально-исследовательской деятельности. Дети научились создавать из бумаги округлую форму методом обрывания, что способствует развитию мелкой моторики рук. Сформировалось понятие: фильтр, фильтрация.

Все поставленные мною задачи успешно решены.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.