Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рисуночная терапия как средство снижения агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рисуночная терапия как средство снижения агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В младенческом возрасте детская агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, не поддающего управлению со стороны взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающегося криком, брыканием, касанием, щипанием, драчливостью. Причиной такого поведения, с одной стороны является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате либо ненадлежащего ухода родителями за ребенком, либо применением ими воспитательного воздействия (когда ограничивали или сдерживали получение удовольствия).

Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.

Проявление агрессии в дошкольном возрасте.

Агрессивность проявляется от неудовлетворения потребностей человека (того, что он желает). В младенческом и раннем возрасте ребенок в удовлетворении своих потребностей еще всецело зависит от родителей, которые не всегда находят возможность своевременно пойти ему навстречу. В результате ребенок испытывает раздражение и гнев, проявляемые сначала криком, а затем непосредственно агрессивными действиями. Так, годовалый ребенок, рассердившись на мать, может попытаться ее ударить. Но агрессивность по отношению к родителям дети довольно быстро учатся сдерживать, поскольку она явно не дает желаемого эффекта и встречает действенный отпор. Уже трехлетний ребенок, сдерживая активную враждебность, скорей предпочтет, например, затопать ногами либо разрядить свой гнев на неодушевленном предмете (например, игрушке). Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Нередко причиной агрессивного поведения становится стремление к самоутверждению. Когда человек с детства видит, что с помощью давления и унижения другого удается многого добиться, он захочет присоединиться к лагерю сильных.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: Очень часто причиной детской агрессивности является семейная ситуация. Кроме этого к основным причинам проявления агрессии также относятся:

- получение отказа (ситуация просьбы и принятие отказа)

- реагирование на агрессию (нарушение границ, обвинения, оскорбления)

- реагирование на требования (неумение сказать «нет»)

- нарушение прав (провокация и др.)

Среди прочих причин проявления агрессивности не последнюю роль занимает воздействие средств массовой информации, в первую очередь, кино и телевидение на агрессивное поведение.

Говоря о детях дошкольного возраста, хочется отметить и другую проблему, с которой сталкиваются нынешние родители и общество. Она заключается в том, что родители, уделяя подросшим детям, меньшее внимание и предоставляя их порой самим себе, не следят чем и как увлекается их ребёнок. Отсюда мы и наблюдаем проблему влияния средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность детей. Правда, в нашей стране об этом заговорили совсем не давно, с 90-х годов, связывая рост детской агрессивности с тем количеством сцен насилия и жестокости, которые демонстрируются на экране.

Таким образом, формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

· негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;

· раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

· подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

· обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

· чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;

· вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Рисуночная терапия как средство снижения агрессивности у дошкольников

Рисуночная терапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой.

В современных условиях именно методы рисуночной терапии оказываются наиболее эффективными для детей дошкольного возраста. Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.

Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Дети любят рисовать, и они легко откликаются на предложение психолога рисовать во время встреч.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В рисунках, которые мы рисуем с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии.

Когда страшилка готова, мы изменяем ее: делаем поменьше, посимпатичнее, «попушистее», наряжаем в красивые или смешные одежды, придумываем веселый нрав. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать детей, закрепляя доброе чувство в их душе.

Детям присущи некоторые особенности, которые позволяют психологу широко использовать рисование в частности.

Во-первых, дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна, и рисование особенно важно для тех, кто не может «выговориться». В творчестве выразить свои мысли, чувства и фантазии легче, чем рассказать о них.

Во-вторых, дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания звучат в изображениях более непосредственно, не пройдя цензуры сознания. Поэтому отражение в рисунке ситуации, их бытия в мире, их чувства и переживания легкодоступны для восприятия, анализа и трансформации.

В-третьих, живость и богатство детской фантазии безграничны. Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.

Рисование является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Использование рисуночной терапии в снижении уровня агрессивности дошкольников.

Мы разработали систему коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности детей.

Цель данной системы – снижение уровня агрессивности путем снятия эмоционального напряжения через рисование.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы:

- рисунок рассматривался как сфера совмещения диагностики и коррекции;

- рисунок рассматривался как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

- любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;

- рисование обязательно должно было сопровождаться беседой психолога с ребенком о его рисунке;

- главный персонаж рисунка являлся метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

Напервом этапе,идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности.

Цель данного этапа: знакомство детей с группой и методами работы, создание теплой эмоциональной атмосферы, помочь детям освоиться в новой обстановке, поддерживать инициативу детей.

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня агрессивности на данном этапе можно использовать такие упражнения как «Игра в рисунки».

Второй этап- этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Ставится задача формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

- Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

- Рефлексия

- Ритуал прощания.

Третий этап- прослежение динамики снижения агрессивности у детей дошкольного возраста.

Основная задача работы психолога с родителями и педагогами:

1) переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;

2) необходимо также помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:

- снижение уровня личностной тревожности;

- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;

- обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;

- формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;

- развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. Хочется также отметить, что на период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, так как вся семья в целом нуждается в поддержке — психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.

Рекомендации родителям и педагогам.

На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения — это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция).

Также известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию детей на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

Работа с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психологической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Для этой цели последнее время разрабатываются и проводятся тренинги родительской эффективности, где родители посредством практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми.

Подобные тренинги проводятся и для педагогов, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии они приобретают эффективные способы и практические навыки коммуникации с агрессивными детьми.

Задача консультативной работы с педагогами и родителями, обозначаемая в рамках данного практического руководства, — это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение. Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения как со стороны родителей, так и педагогов, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей. В случае если ребенок избегает проявления открытой ответной агрессии со своей стороны, то эти же факторы поведения и стиля общения со стороны взрослого способствуют формированию у ребенка эмоциональной нестабильности, истероидности, крайней неуверенности в себе.

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

- противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;

- собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;

- использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);

- негативный стиль общения с ребенком:

- использования приказов, обвинений и угроз;

- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать...?» и т.п.);

- вербальные оскорбления детей;

- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.

Таким образом, эффективность коррекции агрессивного поведения дошкольников обеспечивается при наличии условий:

личностно - ориентированного воспитания, реализуемого на основе применения разработанной программы снижения уровня агрессивности;

учета индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, параметров и сфер их жизненных интересов, контекста их целостной деятельности для достижения: осознанного овладения приемами саморегуляции агрессивного поведения.

Снижение агрессивности детей старшего дошкольного возраста возможно путем использования рисуночной терапии, которое способствует снятию эмоционального напряжения, тревожности и страха.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области