Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы преподавания зарубежной литературы в вузах культуры

Цели изучения дисциплины:  сформировать представления о специфике литературы в ряду других искусств;  сформировать представление о западноевропейской культуре;  выработать устойчивое представление об эпохах в истории зарубежной литературы, отражающих свойственную им картину мира, идеалы и концепцию человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дисциплина «История зарубежной литературы» изучается студентами Казанского государственного института культуры на 2 курсе в обязательном порядке

Цели изучения дисциплины:

сформировать представления о специфике литературы в ряду других искусств;

сформировать представление о западноевропейской культуре;

выработать устойчивое представление об эпохах в истории зарубежной литературы, отражающих свойственную им картину мира, идеалы и концепцию человека.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Периодизация истории зарубежной литературы. Античная литература и мифология.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Периодизация истории зарубежной литературы. Понятие античной литературы. Специфика античного общества. Язычество как основа мировоззрения. Концепция человека. Греческая литература. Древнегреческая мифология. Миф как основа литературы. Архаический период. Гомеровский эпос. Гомеровский вопрос. Соотношение мифологического и исторического в поэмах Гомера.

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

1. Что такое миф, его основные характеристики.

2. Какие религиозные воззрения легли в основу греческой мифологии?

3. О чем рассказывается в мифе о происхождении вселенной? Какие главные персонажи этого мифа?

4. Какие вы знаете мифы о происхождении звезд, растений, животных, людей, о превращениях?

5. О чем рассказывается в мифе о Троянской войне?

6. Какой древнегреческий автор обратился к этому мифу в своей поэме?

Тема 2. История развития западноевропейского театра. Зарождение драмы.

Лекция (для очной и/или заочной формы): История развития западноевропейского театра. Классический период. Происхождение древнегреческой трагедии. Эсхил «Прометей прикованный», Софокл «Царь Эдип», Еврипид «Медея». Древняя аттическая комедия. Аристофан.

Тема 3. Зарубежная литература средних веков. Четыре пласта средневековой культуры и литературы.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Общая характеристика средневековья. Зарубежная литература средних веков. Четыре пласта средневековой культуры и литературы. Героический эпос, его характеристика, идейные и художественные особенности.

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

1. Какие исторические эпохи отражены в поэме «Беовульф»? Как они показаны?

2. Кто такой Беовульф? Какова этимология его имени?

3. Как Беовульф попал в Данию и какие услуги оказал конунгу Хротгару?

4. Сколько битв Беовульфа изображено в поэме? Какую эволюцию в изображении битв можно проследить?

5. Какие приемы создания характера эпического героя использованы в поэме? Каким образом отражены народные представления и идеалы в этом произведении?

6. Как представлены особенности пространства в поэме (сравните пространство Хеорота и обиталище Гренделя)?

7. Какие правила этикета средневекового общества изображены в поэме?

8. Какие ритуалы изображены в поэме?

9. Чем по своей пространственно-временной структуре «Беовульф» похож на а) сказку; б) хронику (летопись) и чем отличается от них?

10. Какие черты языческой и какие черты христианской культуры представлены в поэме?

Тема 4. Рыцарская литература. Городская литература. Литература Предвозрождения.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Рыцарская литература: лирика трубадуров, роман. Городская литература: историческая обусловленность, идейно-художественное своеобразие, тематика, жанры. Предвозрождение: творчество Данте ("Божественная комедия").

Тема 5. Зарубежная литература эпохи Возрождения. Формирование национальных западноевропейских литератур.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Общая характеристика эпохи Возрождения. Зарубежная литература эпохи Ренессанса. Формирование национальных западноевропейских литератур. Возрождение в Италии. Тема любви в поэзии Франческо Петрарки. Творчество Джованни Боккаччо.

Тема 6. Возрождение во Франции и Англии. Английская драматургия XVI-XVII вв.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Возрождение во Франции: Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Возрождение в Англии. Томас Мор и английская Реформация. Творчество У. Шекспира: «Ромео и Джульетта», "Гамлет", «Король Лир».

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

1. Что вам известно о жизни Шекспира. В чем заключается суть «Шекспировского вопроса».

2. Какова периодизация творчества Шекспира? Жанровое своеобразие его драматургии.

3. Что явилось источником для сюжета трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?

4. Где разворачиваются события пьесы Шекспира?

5. Как в трагедии Шекспира показана тема любви? С помощью каких художественных приемов и средств (сравнений, метафор и т.д.) Шекспир воссоздает силу любви, ее облагораживающее воздействие на героев?

6. Что нового внес Шекспир в изображение темы любви?

7. Как проявляется тема судьбы, рока, случая в пьесе Шекспира?

8. В чем заключается основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта?

9. Какие проблемы отражены в трагедии «Ромео и Джульетта»?

10. Чем заканчивается история любви Ромео и Джульетты? «Ромео и Джульетта» по своему характеру произведение оптимистическое или пессимистическое?

11. Чем характеризуется «трагический» период творчества Шекспира? Способы выражения трагического мироощущения.

12. Что является источником сюжета трагедии Шекспира «Гамлет»?

13. Где происходит действие трагедии Шекспира?

14. Образ Гамлета как трагического героя. Что происходит с трагическим героем, чей образ стоит в центре произведения? Как решается проблема действия и свободы? Что является причиной длительного бездействия Гамлета?

15. Как изображается любовь в пьесе? Как Гамлет относится к женщинам в пьесе? Присуща ли Гамлету жесткость, если да - в чем она выражается, какими причинами порождена, может ли быть оправдана?

16. Как изображается тема дружба в пьесе?

17. Каким предстает образ Дании в трагедии Шекспира?

18. Как раскрывается тема прошлого и настоящего? Как она соединяется с темой «высокого» и «низкого» мира?

19. Что является кульминацией рассуждений Гамлета?

20. В чем заключается современное звучание трагедии Шекспира?

Тема 7. Зарубежная литература XVII века. Формирование литературных направлений. Французская драматургия эпохи Классицизма.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Общая характеристика Нового времени. Зарубежная литература XVII века. Особенности литературы этого периода. Формирование литературных направлений: барокко и классицизм. Испанская литература. Особенности испанского барокко: творчество Кальдерона. Классицизм во Франции: творчество Корнеля. Новаторство трагедии Расина, ее отличие от дорасиновской. Творчество Мольера.

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

1. К какому литературному направлению относится творчество Корнеля?

2. К какому жанру принадлежит пьеса Корнеля «Сид»?

3. Какое место занимал жанр трагедии в системе литературных жанров XVII века?

4. Что лежит в основе сюжета (к какой литературной традиции обращается автор) трагедии Корнеля? К искусству какой эпохи традиционно обращаются классицисты?

5. Время и место действия трагедии.

6. В какой политической ситуации действуют герои?

7. Какое положение в обществе занимают герои?

8. В чем заключается конфликт трагедии Корнеля? Какие обстоятельства заставляют героев страдать?

9. Какие мотивы движут поступками героев?

10. Нарушает ли какие-либо правила классицизма Корнель?

Тема 8. Зарубежная литература XVIII века. Основные идеи эпохи Просвещения.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Общая характеристика литературы XVIII века. Основные идеи эпохи Просвещения. Неоклассицизм, рококо, сентиментализм. Просвещение в Англии. Раннее английское Просвещение: Дефо, Свифт. Творчество Г. Филдинга. Английский сентиментализм: Стерн. Особенности французского Просвещения: Дидро, Вольтер, Руссо.

Тема 9. Зарубежная литература XIX века. Зарождение романтизма. Немецкий романтизм.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Введение в «литературный XIX век»: эпоха и литература. Исторический контекст. Исторические и литературно-эстетические предпосылки формирования романтизма. Романтизм в Германии. Своеобразие творчества Гофмана: «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».

Английский романтизм: готический роман и его влияние на английскую литературу. «Озерная школа». Основные этапы творчества Дж. Байрона. Понятие «байронический» герой. В.Скотт как создатель исторического романа («Айвенго»). Романтизм во Франции. Влияние исторических событий на романтическую литературу. Творчество Ж.Санд («Индиана», «Консуэло»). Основные проблемы творчества В.Гюго. Борьба Гюго за новую драму. «Собор Парижской богоматери» как французский вариант исторического романа. Роман-эпопея «Отверженные»: проблематика романа, основные типы эпохи, историческая концепция писателя, метод романа (поздний романтизм). Современные театральные и киноинтерпретации творчества В. Гюго.

Американский романтизм. Этапы в развитии американского романтизма. Ранний романтизм: В. Ирвинг как один из создателей американской новеллы («Жених-призрак », «Рип Ван Винкль»), Ф. Купер (Пенталогия о Кожаном чулке). Творчество Эдгара По (Э.По - поэт, новеллист, теоретик литературы, основатель жанра детектива). Литература США периода 1850-1860 гг. Основные проблемы Америки и их отражение в литературе. Жанр романа в американской литературе (Н. Готорн «Алая буква»). У. Уитмен-поэт–новатор («Листья травы»).

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

Почему тип Художника стал популярен в немецкой литературе?

Какова была концепция Художника у йенских романтиков?

Почему на тип Художника обратил внимание Гофман?

Каких писателей-романтиков вы можете назвать?

Какая философская идея заключается в этой новелле?

Как представлен реальный мир в новелле «Золотой горшок»? Сколько здесь художественных миров?

Почему мир волшебников соединяется с природой?

Какова структура идеального и реального мира в новелле? В каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

Почему «Золотой горшок» называют философской новеллой?

Что новое вносит Гофман в новеллу «Крошка Цахес»? Чем отличается от новеллы «Золотой горшок»?

Что нового создает Гофман в образе Вальтазара, по сравнению с Ансельмом?

Приведите доказательства того, что Вальтазар – Поэт.

В чем заключается сюжет новеллы «Крошка Цахес»?

Какую функцию в новелле выполняет Фабиан рядом с Вальтазаром? На какого героя из новеллы «Золотой горшок» он похож?

В чем заключается функция волшебников в новелле «Золотой горшок» (фея, Проспер Альпанус)?

Какая новая функция появляется у волшебников в новелле «Крошка Цахес»? Может ли Вальтазар и его друг Фабиан противостоять Цахесу?

Какая особенность заключается в доме Альпануса?

За что Альпанус наказывает Фабиана?

Какое значение имеет описание внешности Цахеса? Почему Цахес рождается таким?

Как фея относится к Цахесу?

С какими героями связан главный конфликт новеллы «Крошка Цахес»?

Что рассказывается о прошлом изображенного в новелле государства?

В какой период развития этой страны происходит действие?

Есть ли в новелле «Крошка Цахес» романтическая ирония?

Чем вознагражден Вальтазар?

Что меняет в судьбе Поэта в этой новелле Гофман?

Какими приемами передается снижение темы просвещения?

Для чего введен образ Кандиды?

Если сравнить два образа героинь – Веронику Паульман и Кандиду, где больше проявляется снижения при изображении героини?

Для чего Гофман в новелле «Крошка Цахес» обращается к такому художественному приему, как сатира?

Тема 10. Формирование реализма XIX века. Французский реализм.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Формирование реализма XIX века. Французский реализм. «Великий» французский роман: Ф.Стендаль «Красное и черное», О. де Бальзак «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», Г. Флобер «Госпожа Бовари». Новелла как основной жанр во французской литературе: П. Мериме «Маттео Фальконе», «Кармен», «Арсена Гийо». Английский реализм. Типы викторианского романа (сенсационный, детективный). Творчество Ч. Диккенса: «Домби и сын», «Большие надежды». Творчество У. Теккерея: «Ярмарка тщеславия». Вклад Ч. Диккенса и У. Теккерея в историю английской литературы.

Практическое групповое занятие (для очной и/или заочной формы):

Вопросы для подготовки / Задания:

Как определить жанр романа Ф. Стендаля «Красное и черное»?

В какой период происходит действие в романе?

Какая еще эпоха изображена в романе? Сколько всего эпох изображено в романе?

Какими способами в романе представлена эпоха (история)?

С какой целью Стендаль вводит эти эпохи (функция эпох)?

Что такое социальный реалистический роман?

Какие основные социальные типы эпохи Реставрации изображены в романе?

Что в романе является атрибутом дворянского образа жизни?

Что такое психологический реалистический роман?

Как через описание внешности показан внутренний мир героя?

Какой изображена церковь в эпоху Реставрации Бурбонов? Какие типы (разновидности) духовенства представлены в романе?

Какими способами при изображении церковнослужителей Стендаль дискредитирует церковь?

Как изображены семинаристы в Безансоне?

Какие типы дворянства представлены в романе?

Чем отличается провинциальное дворянство от столичного?

Тема 11. Зарубежная литература рубежа XIX-XX веков. Зарождение новых литературных направлений.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков. Зарождение новых литературных направлений. Философские теории А. Бергсона, Ф. Ницше, научная теория З. Фрейда, другие научные открытия конца XIX века. Черты переходности в литературе. Отношение к традициям прошлого, поиска нового художественного языка. Декадентские явления в литературе Франции. Импрессионизм, символизм. Понятие символа. Поэзия символизма. Проблема творчества, художника, поэтического языка. Лирика А. Рембо. Сознательное и бессознательное. Принцип творческого «ясновидения». Натурализм в литературе Франции. Связь с научными открытиями к. XIX века. Научный метод в работе писателя. Теория натурализма в работах Э. Золя. Цикл "Ругон-Маккары". Роман "Чрево Парижа". Роман "Жерминаль" и соотношение натурализма, реализма и романтизма. Обновление реалистической традиции в литературе Франции. Новеллы и романы Г. де Мопассана (соотношение реалистических и натуралистических структур). Немецкая литература к. XIX - н. XX в. Исторические обстоятельства, национальная духовная традиция. Специфика немецкого менталитета. Драмы Г. Гауптмана (соотношение натурализма, романтизма, реализма): "Ткачи", "Потонувший колокол". Творчество Г. Манна к. XIX - н. XX в. Синтетический метод. Трилогия "Империя". Роман «Верноподданный": Германия и немцы в романе. Раннее творчество Т. Манна. Философские теории А. Шопенгауэра и Ф. Ницше в романе "Будденброки". Идея распада, история гибели одной семьи. Черты классического реализма в романе. Литература Великобритании на переходе веков. Реалистическая традиция. Эстетизм Уайльда. Неоромантизм. Творчество Стивенсона, Киплинга, Конрада. Особенности английского реализма к. XIX - н. XX в. Театральная теория Б. Шоу. Циклы "неприятных" и "приятных" пьес. Форсайтовский цикл Д. Голсуорси. Драматургия Г. Ибсена. Неоромантические и реалистические тенденции в драмах различного периода. Влияние на развитие западноевропейской драмы. Эссе Б. Шоу "Квинтэссенция ибсенизма". Драматургия Г. Ибсена. Неоромантические и реалистические тенденции в драмах различного периода. Литература США на рубеже веков. Специфика национального самосознания в США, философия прагматизма. Негритянская проблема в литературе. Влияние европейской культуры на литературную жизнь США. Тема "американской мечты". Традиции американского романтизма в литературе переходного периода, неоромантизм в раннем творчестве Д.Лондона, Норриса, Гарленда. Творчество М. Твена и развитие реализма в литературе США. "Розовый" и "суровый" реализм. Творчество Д. Лондона. Идеи Ницше, Маркса, Спенсера в ранних произведениях. Реализм и неоромантизм в новеллах к. XIX в. Романы Т. Драйзера 1900-х 10-х годов. Натурализм в романах Драйзера. Проблема характера и среды. «Сестра Кэрри». Реализм и романтическая традиция в «Трилогии желания».

Тема 12. Взаимодействие литературных направлений в литературе ХХ века. Исторические границы курса. Понятие реализма ХХ века. Реализм и модернизм – два полюса литературного процесса ХХ века.

Лекция (для очной и/или заочной формы): Взаимодействие литературных направлений в литературе ХХ века. Исторические границы курса. Понятие реализма ХХ века. Реализм и модернизм – два полюса литературного процесса ХХ века. Первая мировая война и ее художественное воплощение в литературе ХХ века. А. Барбюс и его новаторский роман «Огонь». Тема «потерянного поколения» в зарубежной литературе (Э.М. Ремарк, Хемингуэй, Олдингтон). Европейский модернизм. Философская основа модернизма, его эстетическая программа. Творчество Ф. Кафки. Лирическая эпопея М. Пруста. «Улисс» Джойса, многоуровневая система романа. Жанр семейного романа и семейно-бытовой хроники (Д. Голсуорси, Р.М. дю Гар, Ф. Мориак). Жанр философской сказки в творчестве А. де Сент-Экзюпери («Маленький принц»). Пути развития немецкой литературы между двумя мировыми войнами. Литература Веймарской республики. Фашизм и судьбы немецкой литературы. Пролетарская литература Германии, творчество А. Зегерс. Жанр исторического романа (Г. Манн, Л. Фейхтвангер). Жанр интеллектуального романа (братья Манны) и интеллектуальной драмы (Б. Брехт). Теория «эпического театра» Б. Брехта. Жанр антиутопии в литературе ХХ века. Г. Уэллс, К. Чапек, Д. Оруэлл Пути развития чешской литературы ХХ века. Славянские литературы Европы. Взаимодействия чешской и русской литератур. Сатирический роман Я. Гашека. Жанровое и тематическое разнообразие творчества К. Чапека. Литература США 20-30-х гг. «Золотой век» американского романа. «Красные 30-е». Творчество Т. Драйзера. Художественное своеобразие творчества Э. Хемингуэя. Роль Фолкнера в литературе США ХХ века. Массовая литература США (феномен популярности «Унесенных ветром» М. Митчелл).

Тематика рефератов:

Судьба Художника в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.

Тема уродцев и искусственных людей в творчестве Э.Т.А. Гофмана (на материале 2-3 произведений).

В чем проявляются национальные традиции в немецкой романтической литературе?

Образ Дон Жуана до Байрона и у Байрона.

Образ Автора в “Дон Жуане” Байрона.

Сюжет “сделка с дьяволом” в готическом романе и у Шамиссо (сопоставительный анализ).

Какова функция пейзажа в романе Ф. Купера «Зверобой»? Привести примеры.

Характер драматургического конфликта в пьесах Гюго (на материале одного произведения).

Образ Людовика XI у В. Скотта («Квентин Дорвард») и В. Гюго («Собор Парижской богоматери»).

В чем сходство и различие исторических романов В. Скотта, В. Гюго и Ф. Купера? (на материале одного романа каждого автора).

Что критиковали романтики в творчестве и эстетике классицистов и просветителей?

Тема Прометея в творчестве английских романтиков (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, М. Шелли).

Новаторство в изображении природы в повести Ф.Р. де Шатобриана “Атала”.

История женской судьбы (Консуэло, Коринна, Амалия) в романе Ж. Санд “Консуэло”.

Изображение буржуазных дельцов во французских и английских реалистических романах XIX в. (общность и различие).

Почему идеалом Жюльена Сореля (Ф. Стендаль «Красное и черное») становится Наполеон?

Язык жестов в романе Ф. Стендаля «Красное и черное».

Военная лексика как способ характеристики Жюльена Сореля в романе Ф. Стендаля «Красное и черное».

Образ цыганки во французской литературе ХIХ века (от образа Эсмеральды к образу Кармен).

Разное освоение одного сюжета (П. Мериме «Голубая комната» и «Солнечный удар» И. Бунина).

Какую роль играет деталь «этрусская ваза» в новелле П. Мериме «Этрусская ваза» и как она характеризует главных героев новеллы?

История Испании в «Театре Клары Газуль» (на материале одной пьесы по выбору студента).

«Голубая комната» П. Мериме как пародия на романтизм. Какие приемы пародирования использует автор?

Природные образы в новелле Т. Шторма «Иммензее».

Способы раскрытия женской психологии в романе Ш. Бронте «Джен Эйр».

Пейзаж как способ характеристики и способ создания атмосферы в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».

Мотив «страданий» в английском женском романе (на материале одного романа сестер Бронте).

Какое влияние оказали на формирование характера героини воспитание и круг ее чтения? (Г. Флобер «Госпожа Бовари»).

Тема женской судьбы в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» и Э. Бронте «Грозовой перевал».

Дайте анализ портретов возлюбленных Эммы Бовари (Г. Флобер «Госпожа Бовари»), Каким образом автор показывает несоответствие между их реальным обликом и представлениями о них героини?

Особенности построения поэтического цикла Ш. Бодлера «Цветы зла».

Мелодраматическое начало в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

Тема любви в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Искусство диалога (построение диалога, его подтекст) в повести П. Мериме «Двойная ошибка».

Реалистический хронотоп дома в творчестве О. де Бальзака или Г. Флобера( на материале одного романа по выбору студента).

Мистический элемент в новелле П. Мериме «Венера Ильская».

Гипербола и ее функции в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

Проблема исторического выбора Германии в поэме Г. Гейне «Германия, зимняя сказка».

Почему У. Теккерей называет свое произведение «Ярмарка тщеславия» «романом без героя»?

Бекки Шарп («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея) и бальзаковские герои.

Перечень учебно-методических изданий для подготовки к практическим (семинарским, лабораторным и др.) занятиям:

Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература: учебное пособие для студентов вузов / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; под ред. В.С. Дурова. – Санкт-Петербург; Москва: Изд-во Академия, 2005. – 479 с.

Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1986. – 386 с.

Античная литература. Греция: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / сост.6 Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. – Москва: высшая школа, 2002. – 879 с.

Античная литература. Рим: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост.: Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. – Москва: Высшая школа, 2003. – 719 с.

Гиленсон Б.Ф. История античной литературы: Учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: В 2-х кн. - Москва: Флинта: Наука, 2002. – 381 с.

Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для высшей школы. - М., 2005. – 425 с.

Никола М.И. Античная литература: практикум: учеб. пособие для студентов вузов. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – 365 с.

Покровский М.М. История римской литературы. - М.: Лист-Нью, 2004. – 398 с.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977. – 372 с.

Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для студ. филол. спец. ун-тов. – Москва: высшая школа, 1988. – 453 с.

Тронский И.М. История античной литературы: учебник для студентов филол. спец. ун-тов. – Москва: высшая школа, 1988. – 468 с.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983. – 278 с.

Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. – М.: Наука, 1983. – 288 с.

Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1988. – 336 с.

Ярхо В.Н. Античная драма: технология мастерства. – М., 1990. – 423 с.

Ярхо В.Н. Трагедия / Древнегреческая литература. – М., 2000. – 316 с.

Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия в 2-х томах; сост. Б.И. Пуришев. – М., 1975. – 615 с.

Зарубежная литература эпохи Возрождения. Хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. – М., 1976. – 588 с.

Хрестоматия по литературе Средневековья. Т. 1. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 544 с.

Хрестоматия по литературе Средневековья. Т. 2. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 640 с.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея «универсального человека». Курс лекций. – М.: Высшая школа, 1996. – 366 с.

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. – М., 2000. – 520 с.

Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков. – М., 2003. – 348 с.

Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия в 2-х томах ; сост. Б.И. Пуришев. – М., 1975. – 615 с.

Зарубежная литература эпохи Возрождения. Хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. – М., 1976. – 588 с.

Типология и периодизация культуры Возрождения. – М., 1978. – 426 с.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. – М., 1996. – 366 с.

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. – М., 2000. – 520 с.

Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. – Л., 1973. – 392 с.

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. – М.: Наука, 1964. – 207 с.

Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. – М.: Наука, 1968. – 152 с.

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М.: Советский писатель, 1974. – 607 с.

Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира. – М.: Искусство, 1990. – 127 с.

Макуренкова С. Разговор о Шекспире. – М.: Река времен, 2007. – 80 с.

Зарубежная литература. XVII век: Практикум / автор-составитель Н.Е. Ерофеева. - М., 2004. – 289 с.

История зарубежной литературы 17 века. / Под ред. З.И. Плавскина. - М.: Высшая школа, 1987. – 328 с.

История зарубежной литературы 18 века. / Под ред. З.И. Плавскина. - М.: Высшая школа, 1991. – 426 с.

История зарубежной литературы 17 века: Учебное пособие / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. - М.: Высшая школа, 2005. – 385 с.

Черноземова Е.Н. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум: пл., задания, материалы: учеб. пособие для студентов вузов. – Москва: Флинта: Наука, 2004. – 303 с.

История зарубежной литературы XIX века; под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высш.школа, 1991. – 316 с.

История зарубежной литературы XIX века. – Часть 2 ; под ред. проф. А.С. Дмитриева. - М.: МГУ, 1983. – 386 с.

Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы Х1Х века: Западноевропейская реалистическая проза.: уч. пособие для пед. вузов. - М.: Наука («Флинта»), 2006. – 411 с.

История западноевропейской литературы XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Т.В. Соколовой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

Храповицкая Г.Н., Солодув Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860). – М.: Academia, 2005. – 348 с.

История зарубежной литературы XIX века. В 2-х частях; под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1991. – 412 с.

Ладыгин М.Б., Луков В.А. Романтизм в зарубежной литературе. – М., 1979. – 295 с.

Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. – М., 1983. – 428 с.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. – М., 1966. – 388 с.

Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана. – Рига, 1972. – 288 с.

Федоров Ф.П. Человек в романтической литературе. – Рига, 1987. – 315 с.

Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига, 1988. – 358 с.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М.: 1989. – 126 с.

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. – Иркутск, 1987. – 243 с.

Грешных В.И. В мире немецкого романтизма. – Калининград, 1995. – 90 с.

Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М., 1982. – 295 с.

Э.Т.А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. – М., 1987. – 463 с.

В мире Э.Т.А. Гофмана. – Калининград, 1994. – 222 с.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Санкт-Петербург, 2001. – 516 с.

Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М.: 2005. – 329 с.

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

Каковы хронологические границы античной литературы?

Как построены поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?

В чем своеобразие использования эпитетов и сравнений у Гомера?

Происхождение греческой драмы.

Какова основная проблематика пьес Эсхила?

В чем состоит драматическое мастерство Софокла? Какова основная проблематика трагедии «Царь Эдип»?

Какие новые идеи звучат в трагедиях Еврипида? В чем новаторство Еврипида как драматурга.

Английская литература средневековья. Англосаксонский эпос «Беовульф», его роль в английской культуре.

Рыцарская литература. Образ короля Артура. «Тристан и Изольда» - образец рыцарского романа.

Творчество У. Шекспира. Биография, шекспировский вопрос. Первый период.

Творчество У. Шекспира. Второй период.

Общая характеристика литературы ХУП в. (Особенности социально-политической обстановки, достижения философии и науки, их отражение на художественной практике века).

Характеристика французской литературы ХУП в.

Анализ драмы Корнеля “Сид”. Отход от классицизма.

Философские основы творчества П. Корнеля (стоицизм). Основной конфликт классицизма (чувство и достоинство) в понимании Корнеля.

Классицистическое учение о характере.

Типы комедий Мольера. Анализ одной из комедий Мольера.

Хронологические рамки эпохи Просвещения. Основной смысл просветительского идеала.

Исторические причины возникновения просветительских идей в Англии. Характеристика идейных течений. Философская основа английского Просвещения.

Общая характеристика творчества Д. Дефо. Характер героя Дефо.

Роман “Робинзон Крузо” Дефо (влияние философии Дж. Локка). Просветительская концепция истории и ее воплощение в “Робинзоне Крузо”. Образ Робинзона Крузо с точки зрения буржуазной рассудочности и общечеловеческих ценностей.

”Путешествие Гулливера” как философская притча. Анализ композиции “Путешествие Гулливера”.

Функции фантастики, гротеска, пародии в “Путешествии Гулливера”.

Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта как выражение противоположных идейных течений английского Просвещения.

Романтизм как литературное направление XIX в. Типы романтических героев. Система романтических жанров. Проблематика романтизма.

Национальное своеобразие немецкого романтизма. Общая характеристика творчества Э.Т.А. Гофмана. Особенности художественной манеры Гофмана.

Понятие о романтическом гротеске (на материале творчества Гофмана).

“Озерная школа” английского романтизма.

М. Шелли. “Франкенштейн” в контексте английского романтизма.

Жанровое новаторство “Паломничества Чайльд-Гарольда” Байрона. Общая характеристика “Восточных поэм” Байрона.

В. Скотт как основоположник исторического романа.

Психологическое мастерство французских романтиков (на примере одного из произведений).

Эстетические принципы В. Гюго. Новаторство В. Гюго – драматурга.

Тема “отверженных” в творчестве В. Гюго.

Романтический исторический роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

Тема искусства и художника у Гофмана и Ж. Санд.

Особенности американского романтизма. Особенности художественной манеры Э. По. Поэтическое новаторство Э. По. Э. По как создатель детективной новеллы. Тема Разума в творчестве Э. По.

Реализм как литературное направление и художественный метод в европейской литературе XIX века. Романтическая традиция и реалистический роман XIX века.

История молодого человека во французской реалистической литературе XIX века.

История молодого человека в английской реалистической литературе XIX века.

Психологическое мастерство европейских реалистов XIX века (на материале творчества 3-х писателей).

Общество как главный герой в реалистическом социально-психологическом романе XIX века (на материале трех произведений). Социальная проблематика европейского реализма XIX века.

Художественная деталь, ее виды и функции в европейском реализме XIX века (на материале 3 романов).

«Шагреневая кожа» в контексте «Человеческой комедии» О. Бальзака.

«Большие надежды» как роман зрелого Ч. Диккенса.

Роман воспитания и его разновидности в европейском реализме XIX века.

Проблема «утраченных иллюзий» в европейском реализме XIX века.

Тема ребенка в творчестве английских реалистов XIX века.

Тема денег и ее решение в европейском реализме XIX века (от романтизма к реализму).

Тема семьи и брака в европейском реализме XIX века.

Творчество Ч. Диккенса (общая характеристика).

Ф. Стендаль и О. Бальзак (сопоставительная характеристика).

Ч. Диккенс и У. Теккерей (сопоставительная характеристика).

Проблема страсти в творчестве французских реалистов.

Национальное своеобразие французского реализма XIX века.

Национальное своеобразие английского реализма XIX века.

Зарубежная литература на рубеже веков (исторический и духовный контекст, традиции, новые черты, декаданс).

Философские учения А. Бергсона, З. Фрейда, Ф. Ницше, их роль в литературном движении рубежа веков.

Символизм в литературе Франции (теория, история, авторы).

Натурализм в литературе Франции (теория, история). Э. Золя Цикл романов «Ругон-Маккары». Роман «Нана».

Э. Золя «Жерминаль» (натурализм и реализм в романе). Семья Маэ. Изображение рабочего движения. Этьен Лантье и Катрин Маэ.

Ги де Мопассан «Пышка».

Философия Ф. Ницше и ее литературные отражения.

Философия жизни в романе Т. Манна «Будденброки».

История упадка Будденброков (судьба третьего поколения) в романе Т. Манна.

«Бюргеры» и «художники» в романе Т. Манна «Будденброки».

Антивикторианство в Англии и его литературные отражения.

Театральная теория Б. Шоу и ее отражение в драме «Профессия госпожи Уоррен».

Мать и дочь в пьесе Б. Шоу «Профессия госпожи Уоррен».

О. Уайльд и его роман «Портрет Дориана Грея». Жизнь и смерть Дориана Грея (по роману О. Уайльда).

Форсайты и форсайтизм в романе Д. Голсуорси «Собственник». Конфликт между собственностью и красотой в романе Д. Голсуорси.

Литературный процесс США на рубеже веков.

Американцы и Америка в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Гекльберри Финн и негр Джим.

Картина американской жизни в романе Т. Драйзера.

«Новая драма». Общественная мораль, нравственный конфликт в драме Ибсена «Кукольный дом».

Взаимодействие литературных направлений в зарубежной литературе ХХ века.

Тема «потерянного поколения» в зарубежной литературе ХХ века.

Миф в литературе ХХ века.

Европейский модернизм, философская основа, эстетические принципы.

Творчество Ф. Кафки, одного из основоположников европейского модернизма.

Специфика развития модернизма в английской литературе. Творчество Д. Джойса.

Литературная ситуация второй половины ХХ века и рубежа веков. Притча в литературе ХХ века.

Постмодернизм, философская основа, эстетические принципы.

Пути развития французской литературы после второй мировой войны.

Экзистенциализм как литературное направление во Франции. Творчество А. Камю.

Пути развития современной английской литературы (после .). Английский философский роман ХХ века.

Жанр философской притчи в творчестве У. Голдинга.

Постмодернистские тенденции в творчестве Д. Фаулза.

Литература Германии после второй мировой войны.

Творчество Г. Белля.

Функция мифа в произведениях К. Вольф.

Феномен П. Зюскинда.

Пути развития литературы США после второй мировой войны.

Концепция мультикультурализма и литература США второй половины ХХ - начала ХХI вв.

Латиноамериканский феномен в литературе ХХ века. Творчество Г.Г. Маркеса.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области