Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль игры в развитии дошкольника

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Солнышко» посёлка Краснобродского

Консультация

Тема: «Роль игры в развитии дошкольника»

Подготовили воспитатели:

Никитина Т.Н.

Молдаванова В.С.

Краснобродский

2019 г.

Роль игры в развитии дошкольника

Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением в обществе между взрослым и ребенком. Суть детской игры состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых.

Игра - главная деятельность ребенка во все времена. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленности, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для ребенка дошкольного возраста. Осваивая различные игры

сюжетно – ролевые,

подвижные

дидактические,

театральные и др.,

на ребенка оказывается существенное влияние на развитие всех сторон психики малыша. В игре формируются произвольность поведения, подчинение требованиям «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, а также изменяются познавательные процессы.

Например,: в сюжетно – ролевой игре развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одного предмета на другой, использование одного предмета как знака другого.

Ребенок во время игровой деятельности начинает осознавать правила игр и выделять их как центральный момент ее. Он относится к правилам, как к простому требованию взрослого – к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формированию до начала игры.

Таким образом, игру можно считать «школой морального поведения, поскольку она требует подчинения содержавшемуся в ней правилу, например,: надо делиться с другими, нельзя двигаться по сигналу» и т.д. (Л. С. Выготский).

В дошкольном возрасте нужно развивать в первую очередь сюжетно – ролевые игры, так как они помогают ребенку воспроизвести действия взрослого и отношения между ними, с их помощью ребенок учится моделировать мир взрослых и их взаимоотношения.

К. Д. Ушинский писал: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращается девочка со своими куклами, мальчик со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни – отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но, тем не менее, поражающее верностью своих подробностей.

Так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка и тоже значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастит. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И всю история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе в работу».

Сюжетно – ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Для детей дошкольного возраста характерны 

подвижные игры. В подвижные игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжетная линия. Подвижные игры делятся на игры без предметов, с предметами, например, мяч, скакалка, палочка и т.д., игры с бегом, сюжетно – ролевые, игры малой подвижности. Правила этих игр дети обговаривают до начала игры, они очень просты с психологической точки зрения. Подчинение этим правилам у ребенка формируется и развивается произвольность движений, умение держать непосредственность побуждений, торможение действий или изменение их по сигналу ведущего. Подвижные игры развивают не только движения, но и также формируют двигательную активность ребенка. Так же они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка, и прежде всего это касается нравственно – волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх – соревнованиях и играх – эстафетах дошкольники учатся удерживать цель деятельности, действовать по инструкции, контролировать свое поведение и действия.

  Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевой-игры, это игры, близкие к театру; развиваются по заранее подготовленному сценарию (сказке, стихотворению…). 

Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

   К режиссерским играм в детском саду относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного.

Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

   Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

Огромное значение театральной игровой деятельности для развития психики и личности ребёнка даёт основание утверждать, что этому виду игровой деятельности должно уделяться особое внимание в дошкольном образовательном процессе. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

   Роль педагога в организации и проведении театральных игр очень велика. Она заключается в постановке перед детьми достаточно четких задач и передаче инициативы детям. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее), на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

   Таким образом, театральная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Особый вид игровой деятельности – дидактическая игра. Она создается специально в обучаемых целях и проектируется на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок получает не только новые знания, но и закрепляет старые. В процессе игры у дошкольника развивается познавательные процессы и способности, усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Главная цель – обучение, которое основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т.е. отвечает возрастным особенностям дошкольника.

задача игры предполагает формирование средств и способов познания.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений созданные руками человека. Строительная игра тесно связана с сюжетно – ролевой или наоборот, сюжетно – ролевая игра нередко стимулирует строительную. В строительной игре моделируется сфера созидания, создания архитектурного сооружения.

Играя в строительные игры, дети получают реальные результаты в виде построек, которые объединяются в такие виды деятельности, как конструирование, рисование, и в то же время отличает их от сюжетно – ролевой. Эти игры расширяют представления об окружающем мире, приобретение коммуникативных умений и технических навыков, приводящих к появлению коллективных строительных игр.

Рассмотрим особенности современных игр. На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации – мира взрослых – петляла, теряясь из вида, незаметная тропка детской субкультуры – мира Детства. На протяжении тысячелетий, из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки, эстетические представления, правовой кодекс и другие формы проявления детской жизни, «вечно детского», по выражению Л. С. Выготского.

Маленький ребенок – это неопределенность, имеющий огромный потенциал и огромные возможности, т.е. он тот, кем никогда не сможет стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущать себя Творцом, и игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развивать творческий потенциал самого ребенка.

На современном рынке игрушек почти исчезли такие куклы, как куклы – голышки, пупсы и др., которых надо лечить, ухаживать за ней, кормить и нянчить. Вместо них появились на прилавках магазина – реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные – как пособие для акушерок.

Мягкая игрушка. Самое важное достоинства мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами: и, как показывает практика, - симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного ануреза. В мягкой игрушке воплощены какие – то глубинные потребности маленького существа. Но сейчас продают такие мягкие игрушки, которое не похожи на зверей, неизвестных видов и пород, невообразимо кричащие краски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Очень часто мягкие игрушки шьют с свирепыми мордами, и естественно, если малыш увидит такую игрушку у себя в комнате, то ночные страхи и невроз ему обеспечены.

Компьютерные игры. Компьютер, став необходимой частью нашей современной жизни, используется не только для работы, но и для развлекательных игр. Уже с дошкольного возраста дети начинают играть в компьютерные игры, но такие игры формирует у ребенка «запрограммированость» действий, так как их технические функции практически лишают развитие возможностей ребенка.

Традиционная игра – та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.

Таким образом, игра – это действительность, направленная на ориентацию ребенка в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому, она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Игра имеет огромное значение в развитии ребенка. Начиная с младенчества, во время игровых действий идет овладение предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра, как предметно – игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом этапе присутствуют действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер, в котором мотив задается через предмет – игрушку. На втором этапе малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (катают, двигают, стучат и т.д.), мотив этих предметно – игровых действий заключается в вероятном характере результата игровой деятельности.

На втором году жизни ребенок через игру приобретает опыт в повседневной жизни, при этом малыш наблюдает за деятельностью взрослого. Во время игровой деятельности малыш отображает действия взрослого с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, кормление, лечение). Игровые действия ребенка становятся условными, а его результат – не реальным, а воображаемым; и это приводит к переходу к сюжетно - отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни ребенок стремится к реализации игровой цели, и игровые действия приобретают определенные значения: кормить куклу, чтобы накормить обедом. Действия обобщаются, становятся условными: малыш подносит ложку к кукле несколько раз и, считая, ее накормил, приходит к другим игровым действиям. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого, что означает, во время игры у ребенка складывается образ взрослого и его действия.

В сюжетно – отобразительный игре дети предают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». В таких играх действия с сюжетно - образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные, которые приводят ребенка к действиям с воображаемыми предметами.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных, освоение которых обобщает и включает другие ситуации при помощи взрослых, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнять их. Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Так, в этот период развития развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по в неигровому поводу, места или игрушку, привлекающая ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по неигровым поводам. И действия ребенка протестуют против вмешательства в его игру другого ребенка.

На следующем этапе развития взаимоотношений в игре связан со становлением игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичик). К концу третьего года жизни у детей возникают взаимодействия по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Таким образом, в раннем возрасте складывается предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном возрасте. Ее предпосылки:

ребенок вовлекает в игру предметы, которые замещают реальные, и называет их с игровыми значениями;

усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

действия обобщаются и отделяются от предмета;

ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

происходит эмансипация от взрослого, при котором взрослый вступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Немаловажное значение имеют предметы – атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию, обеспечить внешние условия для реализации роли, облегчая ребенку ролевое поведение.

Для раннего возраста сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который находится в поле зрения малыша и привлек его внимание. Но сюжет в этом возрасте очень неустойчивый, однообразный и состоит обычно из одной, реже двух сюжетных линий.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Игровая деятельность постепенно все больше отходит от предметов, и практические действия становятся воображаемыми.

В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Следовательно:

игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

ребенок осваивает разные виды игры;

с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы деятельности, расширяя возможности познания этих сфер.

Таким образом, игра имеет огромное значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области