Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Дидактическая игра на уроках обучения грамоте»

Обмен педагогическим опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Я работаю в школе, в которой обучается большая часть детей коренных народов Севера. До семи лет дети в основном разговаривают на своём родном языке (ненецком). Многие слова на русском языке для них непонятны и при произношении они допускают ошибки. А вот, чтобы научить детей читать, нужно приложить много усилий. В этом мне помогают игровые формы и методы работы.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Все дидактические игры, к урокам обучения грамоте, можно разделить на несколько групп, которые помогут обучить моих первоклашек чтению и письму в игровой форме и сделать процесс обучения более подвижным, личностно-ориентированным.

Первая группа игр помогает решить следующие образовательные задачи:

- формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;

- в подборе слов с определённым количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;

- формирование умения определять и называть ударный слог.

Последний слог в слове - за тобой.

Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Побеждает тот, кто последним называет слог.

Закончи предложение.

Описание игры: Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например: Мама купила кук…(лу).

Мама пошла в мага..(зин).

Прыгай точно!

Оборудование: две скакалки, предметные картинки.

Описание игры: Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по одному ученику. Учитель показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове-названии предмета, изображённого на картинке, и прыгает через скакалку соответствующее количество раз. Ученик, сделавший это раньше других, получает фишку. Затем вызывается следующая пара. Побеждает команда, собравшая больше фишек.

Считай слоги, придумывай слова.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Вызванный ученик, берёт предметную картинку, определяют количество слогов в названии предмета, изображённого на ней, и придумывают своё слово, которое состоит из такого же количества слов.

Птичий рынок

Оборудование: игрушки-животные.

Описание игры: Учитель объясняет детям игровую ситуацию: « Вы пришли на рынок, где можете купить собаку, кота, птичку или рыбок. Чтобы купить того, кто вм нравится, необходимо придумать животному кличку, которая состояла бы из двух(трёх) слогов». Учащиеся подбирают слова и, если делают это правильно, получают право играть с «купленной» игрушкой на протяжении дня.

Эхо

Описание игры: Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо»». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Вторая группа поможет в развитие учащихся фонетического слуха и формированию навыка звукового анализа.

Какой звук потерялся?

Описание игры: Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искажённые слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.

Например: Зайку ..росила хозяйка (бросила – потерялся звук {б})/

Собери слово

Описание игры. Учитель последовательно произносит все звуки слова: {б},{ а},{ н}, { т}.

Дети узнают слово и называют его целиком. Тот, кто раньше назовёт слово, получает фишку. Побеждает ряд, набравший большее количество фишек.

Другой вариант игры: учащиеся по вызову учителя произносит по звукам задуманные слова и называют товарища, который должен узнать слово.

Назови пару

Оборудование: мяч.

Описание игры: Учитель называет вразбивку твёрдые и мягкие согласные и бросает мяч детям. Тот, кто поймал мяч, должен назвать пару – соответствующий мягкий или твёрдый согласный и бросает мяч назад учителю.

Третья группа игр поможет в запоминании графического облика букв и соотношении звуков с буквами.

Соберём грибы в корзинку

Оборудование: Вырезанные из бумаги грибы с написанными на них буквами, картонные корзинки с кармашками, на которых те же буквы.

Описание игры. Вызванные учащиеся берут корзинки и подбирают с ковра грибы с теми буквами, которые изображены на кармашках корзинок. После сбора всех грибов осуществляется проверка. Грибники достают грибы из кармашка, весь класс хором читает букву, на них изображённую.

Угадай букву

Описание игры. Выбирается водящий. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы на его спине. Тот, чью букву не отгадали, становится ведущим.

Пишу – печатаю

Описание игры. К доске выходят два ученика. Учитель называет букву. Один ученик пишет, а другой «печатает» букву. Остальные ребята находят печатную букву в кассах.

Следующая группа игр поможет в формировании навыка плавного слогового чтения.

Кто как голос подаёт?

Оборудование: карточки животных и птиц, кассы букв.

Описание игры. Учитель показывает изображение животного или птицы. Дети находят в кассах слоги, соответствующих их голосам: курица (ко), гусь (га) и т.д.

Путаница

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне вперемешку выставлены слоги. Вызванный ученик на верхнюю планку должен отобрать слоги с одинаковым гласным, а на нижнюю – слоги с одинаковым согласным. Потом все слоги класс читает хором.

Заяц и волк

Оборудование: картонные заяц и волк.

Описание игры. На доске вразброс написаны печатными буквами прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

Игровая ситуация: Волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Необходимо провести зайца через полянку так, чтобы он не попался в лапы волку. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, прочитывает его. Игру продолжает ученик, который ведёт волка. Волк догоняет зайца только в том случае, если первый ученик-заяц сделает ошибку.

Собрать детали конструктора

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На доске вразброс расположены слоговые карточки. Дети должны составить слова.

Например,

во

ва

со

сы

у

са

ро

во

о

да

Таким образом, систематическое и каждодневное использование дидактических игр на уроках обучения грамоте, обеспечивает хорошую основу для формирования прочного навыка чтения.

Литература:

В.Волина « Русский язык» Серия «Учимся играя», Екатеринбург: Издательство «АРГО».

И.Р. Калмыкова « 50 игр с буквами и словами», Ярославль, «Академия Развития».

Н.Н. Максимук « Игры по обучению грамоте и чтению», Москва «ВАКО».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области