Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях»

с учащимися 2 класса , имеющими нарушения письма»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных.

Целевая группа: учащиеся, имеющие ОНР IIIур, смешанная форма дисграфии,

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т]. Путешествие с Томом и Джери

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы д- т в письменной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

•закрепить знания о механизме образования звуков "т" – "д" и их акустических особенностях;

•упражнять обучающихся в дифференциации фонем "т"-"д" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

•закрепить умения дифференцировать звуки т- д по звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;

•научить правильному построению словосочетаний и предложений.

Коррекционно - развивающие:

•развивать фонетико – фонематическое восприятие;

•обогащать лексико- грамматический строй речи «Транспорт»;

•развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.

•формировать пространственное восприятие и представление .

Воспитательные:

•воспитывать интерес к занятиям;

•формировать положительную учебную мотивацию;

•повышать речевую активность;

•оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Используемые педагогические технологии и методы:

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

• информационные технологии обучения;

• проблемное обучение;

• личностно-ориентированное обучение;

• здоровье сберегающие технологии;

• технология индивидуализации обучения;

• технология программированного обучения.

Оборудование

Компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями)

для индивидуальной работы, индивидуальные зеркала, цветные

карандаши, ручки, рабочие тетради. Компьютерная игра «Мерсибо»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смол звонок.

Начинается урок

Психологический настрой.

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё…. видят

Наши ушки внимательно слушают и всё….слышат, голова хорошо работает.

Записать дату и число

II. Введение в тему занятия.

1.Объявление темы .

- Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать . Посмотрите на доску:

Распались буквы, необходимо собрать их в слова:

СЛАЙД- 2

1.О, М ,Т ( ТОМ)

2.Е,Р,И,Д,Ж,Р (ДЖЕРРИ)

(Слайд 3)

2.Характеристика звуков.

- Кто такой ТОМ? ( кот), А ДЖЕРРИ( мышонок)

- Выделить первый звук в словах?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками "д" – "т", буквами д – т.

- А теперь послушайте, каком звуке сказано?

(Слайд 4)

Язычком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

Возьмите зеркала и произнесите звук т

(Дети произносят звук "т", дают характеристику звуку ).

«Т»- согласный, парный, глухой, твердый.

-Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

Возьмите зеркала и произнесите звук д

Какой звук у вас получился при выполнении предыдущего упражнения? Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами. (Звук [д])

Какой это звук? (Согласный, парный,твердый, звонкий)

- Так чем же похожи звуки Д и Т? (согласные, есть преграда – язык).

-Чем отличаются звуки "т"-"д"? ( "т"- голосовые связки не работают, звук состоит только из шума; "д"- голосовые связки работают, горлышко дрожит).

Слайд 4

3.Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря.

Ребята! Мультфильм «Том и Джерри» знают все .Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. Эти герои однажды отправились в путешествие и забыли вещи. Давайте узнаем какие же вещи они забыли. Но для этого нам надо составить из слогов слова

Карточки с заданием. Записываем в тетради

Логопед: Составь слова из слогов: поменяй слоги местами, чтобы получились всем понятные слова.

ды

ке

Дан

че

мо

Да

во

Ки

поч

та

ка

щёт

Слайд 5 ,6 проверка

Кеды, чемодан, вода, тапочки ,щетка

Узнали мы с вами какие вещи забыли Том и Джерри.Молодцы !

4.Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Транспорт» (игра «Внимательные уши»).

Джерри постоянно докучает Тому и что бы они не сорились давайте с ними поиграем. И за одно я проверю какие у вас внимательные ушки. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответствующие звуки [Д], [Т]. (автобус, трамвай, автомобиль, поезд)

Какой я транспорт назвала? (наземный)

Том и Джерри очень боятся воды и поэтому они путешествовали на наземном транспорте Слайд 7

А какие виды транспорта ещё знаете? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

5.Дифференциация в словах.

Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чей-нибудь неудачей. Теперь чтобы немного утихомирить Тома и Джерри я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Слайд 9.Игра « Из двух –третье» Карточки с заданием.

Соедините линиями таблички со словами так, чтобы

получилось третье слово с буквами Т ( для Тома) или Д ( для Джерри).

МАСКА ДУХ

ВИНО ОПЫТ

СЛЕД ГРАД

БАНК РОТ

ВОЗ РАД

ЦАРЬ СОТ

ПЯТЬ ГРАД

7.Физкультминутка Слайд 10

Вижу я, что вы устали

А теперь все тихо встали

Раз –нагнуться, разогнуться

Два- высоко подтянуться

Три- в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять, шесть тихо сесть.

8.Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

Нужно вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово» .Поможем нашим героям?

Работа на карточках

Нужно вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

…опор, …омовой, …рубач, …ряпка;

…упло, ….оговор, пла...ок, …ружба;

…роз…ы, …абуре…,…рак…ор, …ор…;

Проверка слайд 11

В первой строчке лишнее слово дом, так как все слова начинаются с буквы т.

Во второй строке лишнее слово платок.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

9.Дифференциация в предложении. Слайд 12

Тома постоянно мучает мышонок Джерри. И Том обиделся на Джерри, но Джерри чтобы помириться с Томом написал ему письмо, но закодировал его. Вам будут называть координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение. Вам нужно помочь ему расшифровать текст письма.

цифры

1

2

3

4

5

6

буквы

А

трамвай

ищет

отъехал

ест

лесу

шкурой

Б

от

дома

в

корешки

к

доехал

В

спать

Трактор

Подъехал

под

по

до

Г

бурый

автомобиль

жир

косолапый

ягоды

подъезду

Например.

А 1, Б 6, В 6, Б 2,–

Г 2 , В3, Б 5, Г 6 –

В 2, А 3, Б 1, Б2–

(Слайд 13) Проверка.

Трамвай доехал до дома

Автомобиль подъехал к подъезду.

Трактор отъехал от дома.

Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от).

(Слайд 14) У Тома и Джерри есть друг Робот, но Джерри такой проказник, что когда то испортил его микросхемы и теперь робот не может писать и пишет с ошибками. Давайте поможем роботу исправить эти ошибки: Компьютерная игра - Помоги роботу

10.Том уснул и чтобы Джерри не разбудил Тома давайте поиграем с ним.

Игра «Тишина» Попробуйте на слух определить количество предложений.

Правила игры: Поднять нужную цифру в соответствие с количеством слов в предложении, не произнеся ни слова

Например.

Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен для человека, и для зверей.

− Сколько предложений в тексте? (7)

11. Итог занятия.

Ну, а нам пора расстаться

И с героями прощаться.

Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

- Какой звонкий, а какой глухой?

- В чем сходство?

- В чем различие?

- Что запомнилось на занятии?

- Какие задания больше всего понравились?Домашнее задание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области