Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE OF SENIOR CONVERTERS

Артемова Ирина Евгеньевна

Научный руководитель: А. В. Ящук канд. пед. наук, доцент

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст.

Key words: emotional domain, emotional development, senior preschool agе.

Аннотация: В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей эмоционального развития детей дошкольного возраста. В статье проанализирована эмоциональная сфера дошкольников. Рассмотрены проблемы, которые могут приводить к нарушению эмоционального состояния у детей.

В настоящее время взрослые много внимания уделяют развитию познавательной сферы ребенка, между тем забывают о некоторых моментах. Наблюдая, за дошкольниками в повседневной деятельности, можно заметить, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции: злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть; не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Попадая в детский сад, ребенок попадает в новое, не знакомое для него окружение, в непривычные условия. Среди незнакомых детей и взрослых ему приходится налаживать взаимоотношения. Изменение образа жизни, смена атмосферы у многих детей вызывает спад настроения, снижение эмоционального тонуса. Эмоциональное неблагополучие постепенно может привести к появлению в поведении ребенка невротических реакций.

В современном обществе увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей [1].

В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка. Педагоги и психологи должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми - важнейший источник формирования чувств ребенка. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать её происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Это возможно при условии организации целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы у детей.

В психолого-педагогической науке исследованием данного вопроса занимаются многие педагоги и психологи – это Т.А. Данилина, Н.П. Слободяник, изучающие вопросы развития и коррекции эмоции. П.М. Якобсон, исследующий проблему особенностей эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Л.Н. Рожина, Л.П. Стрелкова, изучающие проблему использования произведений художественной литературы в развитии эмоции. Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелева, исследующие роль игры в эмоциональном развитии ребенка.

Практическая психология имеет разнообразные средства, методы и приемы по преодолению эмоциональных трудностей, но чаще всего они ориентированы на детей младшего школьного или подросткового возраста. Что касается детей дошкольного возраста, то данная проблема получила освещение на теоретическом уровне, но далеко не всегда имеет практическую реализацию. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей эмоционального развития детей дошкольного возраста [2].

Преобразования, происходящие в обществе, требуют обновления, новых подходов образования, следовательно, обновления новых методов, приёмов, способов в системе дошкольных образовательных учреждениях. В современном мире интернет, телевидение, средства массовой информации перенасыщены образцами убийств и насилия, жестким обращением с детьми, отрицательной энергетикой. Это пагубно влияет на эмоциональную сферу детей. Старший дошкольный возраст - это сензитивный период, для того чтобы развивать эмоциональность ребенка. Эмоциональная сфера дошкольника формируется во время общения с другими детьми, игр, в т.ч. подвижных, во время творчества, чтения, трудовой деятельности, прослушивания музыки. Можно выделить основные компоненты для развития: режим дня; самостоятельное творчество; физическая активность; совместная деятельность; игры; чтение; занятия с использованием наглядных пособий. Основная цель подобного воспитания - направлять эмоции детей, а не подавлять их. Разъяснить ребенку его поступок и обсудить плохое поведение будет лучшем решением, чем наказание. Ребенок на примере будет учиться распознавать, что "хорошо" и "плохо". Воздействовать на ребенка можно посредством игр. Ребенок дошкольного возраста лучше воспринимает такую форму подачи и дольше сохраняет интерес. Различают сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные, психогимнастические, мимические, а также игры на развитие воображения и производительности. Положительный эффект дают прослушивание музыки, чтение сказок и их обсуждение, знакомство с живописью. В ходе таких игр ребенок будет переживать различные позитивные эмоции, пытаться объяснять что именно он чувствует, сравнит свой опыт с другими детьми. Таким образом, ребенок станет лучше понимать себя и окружающих, тем самым стимулируя свое эмоциональное развитие [3].

Эмоциональная сфера является важной составляющей в жизни человека, общение не будет эффективным если его участники не способны читать настроение друг друга и управлять своими эмоциями. Эти два момента очень важны в становлении личности растущего человека. Понимание эмоциональных состояний своих и других людей, владение экспрессивными средствами самовыражения позволят ребенку отдать предпочтение социально ценным способам поведения, реализовать себя в общении, быть восприимчивым и отзывчивым по отношению к другим. В 4 года когда ребенок явно начинает проявлять интерес к сверстникам взрослые должны целенаправленно знакомить его с эмоциями, учить распознавать настроение других людей, обязательно объяснять малышу что нет плохих чувств, есть плохие поступки ведь именно от этого зависит эмоциональное благополучие и комфорт дошкольника. Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная сфера получается осознанной, что указывает на психическое и физическое состояние ребенка. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными [4].

В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать. Доброе и искреннее отношение к ребенку с признанием его прав, постоянное проявление внимания воспитают в нем чувство собственного достоинства, уверенности и ощущения защищенности. Такие дети вырастают добрыми, отзывчивыми, коммуникабельными и успешными благодаря тому, что их эмоциональное развитие проходило правильно. Если сравнивать общение со сверстниками с общением со взрослыми, то первое ярче и эмоционально насыщеннее. Общаясь друг с другом, дети проявляют огромную экспрессию, их эмоции сменяют друг друга с поразительной скоростью. Еще минуту назад самые лучшие и веселые друзья, дети могут отчаянно подраться, оскорбляя друг друга, а спустя еще несколько минут горячо обсуждать правила новой игры. Эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста формируется в процессе его общения как со взрослыми, так и с детьми. От взрослых дети ждут в первую очередь тепла и поддержки, но также заинтересованы в их личном участии в своих делах, независимо от их сложности. Именно в процессе совместной деятельности дети получают возможность открывать перед собой новые формы общения [5].

Таким образом, эмоциональное развитие в дошкольном возрасте имеет важно значение. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Литература

Можейко, А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников / А. В. Можейко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №3. – С. 87-92.

Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.

Кряжева, Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург : Фрактория, 2006. – С.57-64.

Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие в 2 ч / Н. С. Ежова. – Москва : ВЛАДОС, 2010 - 49 с.

Мельникова, Н. В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника / Н. В. Мельникова, Р. И. Канунников. – Шадринск : Исеть, 2003 - 100 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области