Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дыхание выполняет важную функцию в жизнедеятельности человеческого дыхания. Кроме основной физиологической функции - осуществление газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков и речи. Одна из основных задач педагога ,работающего с детьми логопедической группы- развитие речевого дыхания у детей с ОНР.

Правильное функционирование речевого дыхания заключается в том, что перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий выдох ,а затем в процессе речи расходовать выдох, вдыхая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.

Речевое дыхание дошкольников с имеет свои особенности : выдох у малышей короче в сравнении со старшими детьми ; дети не всегда перед началом речи делают вдох и начинают свою речь с остаточного выдоха.

Работа по формированию у дошкольников с ОНР правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития, как индивидуально, так и с группой детей. Интерес детей поддерживается игровой  формой проведения дыхательных упражнений, а также использованием наглядного материала. Особое внимание требуют дети, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного вдоха и выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика. Цель дыхательных упражнений в работе по воспитанию речевого дыхания: увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить выдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Этапы работы по воспитанию речевого дыхания:

1 этап - учить спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно ,протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков;

2 этап - учить рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз.

Использование таких упражнений как «Сдуй снежинку», «Подуй на полоску», «Согрей ладошки», «Ветер», дуть на подвешенные к нитке легкие бумажные бабочки, птички, способствует формированию у дошкольников навыков внеречевого дыхания. При выполнении упражнений следует обращать внимание ребенка производить вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой .Детям старшего дошкольного возраста можно предложить более сложные задания(задувать в ворота легкие шарики- игра «Попади в ворота» ,включить элементы соревнования- кто дольше сможет подуть на листик ,у кого дальше улетит снежинка.

Для выработки речевого дыхания можно предложить детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки – чистоговорки , небольшие фразы в качестве ответов по картине, потешки , короткие стихотворения. Задача педагога – следить за тем, чтобы дети произносили слова на дном выдохе, а фразы , состоящие из 4-8 слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста.

Организация игр «Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Чья песенка длиннее» способствовало выработке ровного, планомерного, удлиненного выдоха. На речевых занятиях в процессе уточнения и закрепления звуков детям можно предложить с различной громкостью произносят протяжно звуки «а», «у», «и», «о», «з», «ж» и др..Особое внимание обращать на правильность произнесения на одном выдохе несколько звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения , без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому.

Дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветренной комнате , на ранее чем 1,5-2 часа после еды. Одежда не должна стеснять ребенка, чтобы он производил вдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живота. Длительность упражнений: для детей младших групп-2-3 мин., для среднего и старшего дошкольного возраста-3-5 мин .. На музыкальных занятиях необходимо следить за правильностью вдоха, чтобы дети стояли прямо ,не вытягивали шеи.

Речевое дыхание является произвольным, сознательным актом. В процессе развития ребенка совершенствуется физиологическое дыхание, развивается речевое дыхание. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков ,что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области