Дыхание выполняет важную функцию в жизнедеятельности человеческого дыхания. Кроме основной физиологической функции - осуществление газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков и речи. Одна из основных задач педагога ,работающего с детьми логопедической группы- развитие речевого дыхания у детей с ОНР.
Правильное функционирование речевого дыхания заключается в том, что перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий выдох ,а затем в процессе речи расходовать выдох, вдыхая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.
Речевое дыхание дошкольников с имеет свои особенности : выдох у малышей короче в сравнении со старшими детьми ; дети не всегда перед началом речи делают вдох и начинают свою речь с остаточного выдоха.
Работа по формированию у дошкольников с ОНР правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития, как индивидуально, так и с группой детей. Интерес детей поддерживается игровой формой проведения дыхательных упражнений, а также использованием наглядного материала. Особое внимание требуют дети, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.
Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного вдоха и выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика. Цель дыхательных упражнений в работе по воспитанию речевого дыхания: увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить выдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.
Этапы работы по воспитанию речевого дыхания:
1 этап - учить спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно ,протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков;
2 этап - учить рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз.
Использование таких упражнений как «Сдуй снежинку», «Подуй на полоску», «Согрей ладошки», «Ветер», дуть на подвешенные к нитке легкие бумажные бабочки, птички, способствует формированию у дошкольников навыков внеречевого дыхания. При выполнении упражнений следует обращать внимание ребенка производить вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой .Детям старшего дошкольного возраста можно предложить более сложные задания(задувать в ворота легкие шарики- игра «Попади в ворота» ,включить элементы соревнования- кто дольше сможет подуть на листик ,у кого дальше улетит снежинка.
Для выработки речевого дыхания можно предложить детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки – чистоговорки , небольшие фразы в качестве ответов по картине, потешки , короткие стихотворения. Задача педагога – следить за тем, чтобы дети произносили слова на дном выдохе, а фразы , состоящие из 4-8 слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста.
Организация игр «Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Чья песенка длиннее» способствовало выработке ровного, планомерного, удлиненного выдоха. На речевых занятиях в процессе уточнения и закрепления звуков детям можно предложить с различной громкостью произносят протяжно звуки «а», «у», «и», «о», «з», «ж» и др..Особое внимание обращать на правильность произнесения на одном выдохе несколько звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения , без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому.
Дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветренной комнате , на ранее чем 1,5-2 часа после еды. Одежда не должна стеснять ребенка, чтобы он производил вдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живота. Длительность упражнений: для детей младших групп-2-3 мин., для среднего и старшего дошкольного возраста-3-5 мин .. На музыкальных занятиях необходимо следить за правильностью вдоха, чтобы дети стояли прямо ,не вытягивали шеи.
Речевое дыхание является произвольным, сознательным актом. В процессе развития ребенка совершенствуется физиологическое дыхание, развивается речевое дыхание. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков ,что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.